Из цикла «Знание веры», темы: Провидение, Раби Моше Кордоверо, Вера и упование, Вера, Эмуна, Рав Эуд Авицедек
В книге Шомер Эмуним аКадмон от имени раби Моше Кордоверо приводится десять типов провидения:
1. Первый тип провидения — это всеобъемлющее провидение, относящееся ко всем видам сотворенных объектов этого мира, которые не получают ни награды, ни наказания. Есть три рода таких объектов: животные, растения, неживая природа. Каждый из них делится на множество видов, как известно. Провидение над ними осуществляется через духовные сущности (ангелов-покровителей), назначенных над каждым из видов, как сказали Мудрецы: «Нет ни одной травинки на земле, над которой не было бы духовной сущности наверху, которая бьет по нее и говорит ей: ‘Расти!’» Эти ангелы получают свыше благодать для своего управления через их служение, при котором они воспевают Творца, как написано в Псалмах: «Восхваляйте Г-спода с небес, восхваляйте Его в высях…» В этом и заключается тайна «Собрания Песен» (Перек Шира), которые произносят ангелы всех творений. И через это каждый из них получает свою порцию благодати, чтобы передать ее всему тому виду, над которым он назначен. Но что касается личного провидения, например, выживет этот бык или умрет, спасется муравей или будет раздавлен, съест ли паук муху и т.п. — нет силы у высшего ангела данного вида надзирать над этим, и нет персонального надзора над животными, а тем более над растениями и неживой природой, поскольку цель, для которой они были сотворены, достигается существованием вида в целом, и нет нужды в надзоре над каждым индивидуумом. Поэтому все, что происходит с каждым отдельным представителем видов, совершенно случайно, а не постановлено свыше, за исключением случая, когда из этого есть следствие для провидения над человеком, как мы вскоре увидим.
2. Второй тип провидения — это надзор над родом человеческим, над каждым представителем которого есть персональное провидение и надзор свыше во всех деталях. Как написано: «Я, Г-сподь, проникаю сердце, испытую почки, чтобы воздать каждому по поступкам его, по плодам деяний его», и написано: «Ибо глаза Его (взирают) на пути человека, и видит Он все шаги его», а царь Давид сказал: «Ты знаешь, (когда) сяду я и встану». А мудрецы Талмуда сказали: «Человек и пальцем не пошевелит внизу, если не возвестят об этом наверху». И еще сказали, что даже если человек огорчился из-за того, что вынул две монеты из кармана вместо одной, и теперь нужно возвратить одну обратно, это не случайно, а по воле Всевышнего. И по этой причине может существовать индивидуальное провидение над животными, растениями и объектами неживой природы — не для них самих, а ради человека. Например, если человек вышел в поле на охоту или к морю на рыбалку, над ним есть провидение свыше, которое устанавливает, сколько рыб он вытащит своей сетью. И не то чтобы Всевышний приговорил данным рыбам жить или умереть, но из-за того, что есть надзор над человеком, сколько пропитания он получит, будет ли его с излишком или ограниченное количество, получит ли его без усилий или напрягаясь. Точно так же не приговорил Всевышний данной птице или животному быть пойманным человеком, но постановил данному человеку пропитание и приготовил ему добычу — оленя или барана. И даже по поводу конкретных усилий по добыче — будет ли это легко или трудно, поймается ли олень сразу же или придется бежать за ним тысячу шагов или тысячу пять — на все есть провидение и надзор свыше. Ведь даже бежать за оленем — тягота для человека, а на человека распространяется надзор во всех его деталях, даже самых мелких. Точно так же провидение распространяется на домашних животных человека, например, поправится ли его бык или похудеет… И все это не в качестве надзора за самым быком, а ради его хозяина: будет ли его бык стоить одну монету или две. Или, к примеру, родит ли его овца двух ягнят или одного молочного ягненка, выйдет ли его курица в поле и там растерзает ее филин — все это будет надзор не за самой курицей, но над человеком — положено ли ему претерпеть огорчения такого рода или благословения и успех. Точно так же индивидуальное провидение может относиться к растениям, принадлежащим человеку, — даст ли его оливковое дерево много плодов или мало, принесет ли его поле урожай или его пожрет саранча, — все зависит от заслуг и грехов человека. Так же и с неживыми предметами: разобьется ли горшок, треснет ли бочка, пустая или полная — надо всем есть индивидуальный надзор свыше для того, чтобы принести данному человеку пользу или причинить полагающийся ему ущерб. Таким образом индивидуальное провидение может относиться ко всей реальности и к любому объекту: на одно поле попадет дождь, а на соседнее — нет, одно дерево плодоносит, а второе сохнет — все зависит от человека.
3. Третий тип провидения — это общее провидение, которое аннулирует индивидуальное провидение. К примеру, всенародное бедствие. Когда дано ангелу-разрушителю разрешение на уничтожение, он не различает между праведниками и злодеями, как сказали мудрецы: «Мор в городе — не выходи из дома». Но это относится только к несовершенному праведнику. Ибо есть три вида праведников: есть праведник — основа мира, который своей праведностью может спасти весь мир, как например наши Праотцы или Моше-рабейну. И даже если вышел приговор свыше о разрушении города или о потоплении корабля — такой праведник в силах спасти всех их своими заслугами. А есть праведник, который может спасти только самого себя, как например Ноах. Но есть и такие праведники, которые погибают вместе с другими, и не могут спасти даже самих себя, и о них сказано: «…И есть гибнущий без суда». Причина их гибели в том, что они видели преступления окружающих, но не противились им, а должны были выступить против или сбежать; а тем более, если видели грех и радовались. Или причина может быть в том, что числится за ним какой-то грех, и когда встречает разрушителя, тот вспоминает ему долг. Поэтому при казни первенцев в Египте евреям было сказано: «…А вы не выходите из двери вашего дома до утра». И все происходит по высшему суду и провидению: в момент гнева Всевышнего вспоминают человеку его прегрешение, и с несовершенным праведником может произойти несчастье вместе с его соседями и согражданами. Но если бы он вовремя сбежал оттуда, спасся бы.
4. Четвертый тип провидения — индивидуальный надзор над животными и целыми народами через ниспослание им успеха и спасения, чтобы они могли выполнить свою миссию, предусмотренную Всевышним. Даже для животных могут произойти знамения, чтобы спасти их по воле Всевышнего, но не ради них самих. Ведь животное или злодей не достойны такого провидения или спасения, но исключительно ради миссии, которая им предуготована. К примеру, злодей должен породить сына-праведника, который принесет пользу многим людям. Например, Шими заслуживал смерти, но получил отсрочку, потому что в будущем от него должен был произойти Мордехай. И также написано в Торе не причинять зла Моаву — из-за двух душ, которые в будущем произойдут от них. И так случается в каждом поколении: Всевышний посылает благо злодею, но не ради него самого, а для пользы праведника. А люди, не зная будущего, изумляются этому. Но Тот, перед Кем будущее открыто, видит вещи от начала и до конца и устанавливает их в Своей мудрости так, как должно быть — исправляя ошибки людей, испортивших правильный порядок вещей, или просто потому, что какая-то реальность должна существовать в мире.
5. Пятый тип провидения — о видах смерти в зависимости от возраста. Существует четыре вида: выкидыши, маленькие дети, молодежь от 13 до 20 лет и люди старше 20 лет. Выкидыши — это те души, которые заслужили отсечение души или смерть по приговору суда; они перевоплощаются в зародышей и погибают, и их родители тоже заслужили эти страдания. Таким образом, суд Всевышнего истинен и справедлив. А причина выкидыша зависит от совершенного ими преступления. Если они съели что-то запрещенное, что карается отсечением души, то выкидыш может произойти посредством отравления. А если они нарушили шабат запрещенной работой, может произойти выкидыш посредством перенапряжения матери. Если их преступление заключалось в запрещенной половой близости, выкидыш может случиться посредством интимных отношений с беременной. Если они заслужили смертный приговор суда через побиение камнями, мать падает и у нее случается выкидыш, а если сожжением — она обжигается и от этого выкидывает и т.п. Смерть детей до 13 лет происходит за грехи их родителей, и суд справедлив к их отцу, к матери и к ним. Гибнущие от 13 до 20 лет — это те, кто в предыдущем перевоплощении погрязли в определенном грехе, и в новом перевоплощении они снова близки к тому же греху. В таком случае у ангела смерти есть право забрать их прежде, чем они опять увязнут в том грехе, к которому имеют склонность. Когда качество Суда преобладает в мире, ангелу смерти дана возможность поразить их в момент суда, и об этом сказано: «…И есть гибнущий без суда».
6. Шестой тип провидения связан с физическими страданиями человека, например болезнями. Некоторые из них происходят от человеческой глупости. Тот, кто ходил раздетым в холод и простудился, подобен самоубийце, и за такие действия придется дать ответ. Таков же и тот, кто навлекает на себя болезни, преследуя свои страсти. И тот, кто не предпринимает усилий для лечения, тоже грешит. А если из-за болезни пострадало его служение Творцу, с него спросится и за болезнь. Ведь человек обязан искать излечения, уповая при этом на Всевышнего, как земледелец, сеющий семена и уповающий на Творца, Который даст дождь, и земля родит и произрастит пищу для всех. Так же и в данном случае: человек должен искать исцеления и пытаться применять разные средства. Ведь возможно, что именно этот врач, именно это лекарство и именно в это время принесет ему излечение. Некоторые болезни не оставляют человека до самой смерти, но все постановлено Свыше, и его страдания отмерены по злодеяниям человека, не больше и не меньше, и все происходит по воле Всевышнего, и даже то, сколько денег человек потратит на лечение, — все по суду и по счету.
7. Седьмой тип провидения — страдания, порожденные любовью (Творца). Некоторые из них приходят без греха, но, вместе с тем, начинаются с проступка, за которым следует суд, подобно истории с Рабби и теленком, и подобно страданиям Иова, и т.п. Однако в конце их — любовь. А есть страдания, которые полностью любовь, когда нет у человека никакого греха. И о таких страданиях сказали в Талмуде: «Не нужно ни их, ни награды за них». А смысл этих страданий объяснили в Зоаре: они необходимы для спасения многих, чтобы Сатан не предъявлял им обвинения. Зоар приводит притчу о пастухе, который должен был перевести стадо через реку, и в это время появился волк, готовый загрызть овец. Подумал мудрый пастух: что же мне делать? Пока я буду переводить ягнят, волк съест всех. Бросил перед волком самого матерого барана, и пока они боролись, перевел все стадо. Смысл притчи в том, что иногда есть суд в Шехине из-за деяний поколения, и необходимо перенаправить этот суд, занимая им Сатана, чтобы тот не обвинял многих. В таком случае этот суд изливается на праведника, и страдания праведника избавляют все поколение от обвинений Сатана. Иногда это приведет к смерти праведника, и в этом заключается тайна понятия «смерть праведников искупает».
А праведник получит за это чудесную награду, подобно раби Акиве и его товарищам, как известно. Еще существуют страдания, порожденные любовью, хотя и приходят в результате греха, как написано: «Ибо кого любит, Г-сподь наказывает, и как отец сыну благоволит». Это любовь с наказанием и страданиями, как сказали в Талмуде: «Одно — если были у него дети и умерли, это страдания, порожденные любовью; а другое — когда вообще их не было». Может случиться, что по милости Всевышнего к человеку, даст ему детей, и они умрут за свои преступления. Это те души, которые должны были уйти из мира в определенный момент из-за своих собственных преступлений в предыдущем перевоплощении. А грехи родителей, которые заслуживали смерти, будут искуплены, так как смерть детей подобна собственной смерти. Это — жертва искупления и очищения в нескольких аспектах. Во-первых, отец получает расплату и искупает преступление. Во-вторых, те души очищаются. В-третьих, они будут его детьми после воскрешения мертвых. В-четвертых, удостаивается воспитывать их и учить Торе. А тот, кто страдает из-за того, что у него вообще не рождаются дети, не получает ничего из этих четырех вещей.
8. Восьмой тип провидения — это испытание праведника, нечто подобное десяти испытаниям, которым подвергся Авраам. Написано: «Г-сподь праведника испытает». И когда праведник выдерживает испытание, это влечет высшее единение Шехины, как сказано об Аврааме: «Сейчас познал Я, что боишься ты Б-га» — слово «познал» можно понять как сочетание, зивуг. Тот, кто приглашается к испытанию, но избегает его, наносит ущерб высшим мирам. А тот, кто выдерживает испытание, как Авраам, Ицхак и Яаков, — становится колесницей для Всевышнего.
9. Девятый вид провидения — это несчастные случаи и происшествия, происходящие с человеком из-за его глупости, когда он сам приносит себе зло. Например, если человек получает различные блага, ему следует — из опасения сглаза — прятать их от людей, а не выставлять напоказ, поскольку в мире есть достаточно обвинителей, как духовных, так и материальных, которые утверждают, что этому человеку блага не полагаются. Духовные обвинители облачатся в материальное, и злой глаз получит власть над событиями жизни этого человека. И если Всевышний благословил того человека, а он выставляет получаемое им добро напоказ, злой глаз получит над ним власть, и полученное им благословение аннулируется и пропадет. Об этом сказано: «Глупость человека извращает путь его, а сердце его негодует на Г-спода». А из Зоара можно понять, что это ему еще и засчитается за грех, поскольку высшие влияния должны быть реализованы, и не следует их задерживать или аннулировать. Нечто подобное мы находим в истории с Яаковом и его сыновьями, когда он говорит им: «Зачем вам выставлять напоказ (что у нас есть пища в голодное время)?» Ибо человеку запрещено показывать сытость во время голода — тем самым он причиняет ущерб и вызывает обвинение по отношению к качеству, властвующему в данный момент. Есть также ситуации, когда свыше человеку посылают благо, а он отвергает его. Например, человек был здоров, вышел раздетым на мороз и заболел. Если он поступил так ради служения Творцу, например, чтобы пойти в синагогу, тогда разрешается подвергнуть себя определенной опасности во имя заповеди. Но если сделал это ради мирской суеты, поступил неправильно. И даже ради служения Б-гу не следует идти туда, где опасность неминуема (или велика). Мы находим, что пророк Шмуэль не хотел идти к царю Шаулю, поскольку опасался, что тот убьет его. И Всевышний согласился с ним, приказав ему взять с собой телицу и сказать Шаулю, что идет приносить жертву. Сюда же относятся те, кто женятся ради денег, а потом негодуют, что вынуждены жить со змеей. Более того, их еще будут судить наверху за то, что нарушили закон, запрещающий жениться из-за имущества. И много других подобных случаев, когда человек страдает из-за своего неправильного выбора. В таком случае не стоит вопрос, почему праведнику плохо (даже если это совершенный праведник) — ведь его собственное поведение привело к беде. И знай, что зло, страдания и болезни, которые постигли человека из-за неправильного питания, из-за того, что вредил своему здоровью и вел себя неверно, подвергая себя опасности, и т.п. — не считаются искупающими страданиями. Наоборот, он умаляет служение Творцу, не храня свое здоровье и те блага, которые Он по Своей милости дал человеку, чтобы у того была возможность служить Ему.
10. Десятый тип провидения — сокрытие Лица Всевышнего, когда из-за греха человека оставляет Его Творец на волю природы и случая. И по этой причине даже на заповеданную войну (завоевание Земли Израиля во времена Йеошуа) брали оружие, хотя «не мечом и не копьем спасет Г-сподь». А тот, кто идет на войну без меча в руке, — самоубийца и глупец. И так же — во всех подобных случаях. А поэтому как мы можем удивляться, видя праведника, которому плохо: ведь, возможно, по отношению к нему произошло сокрытие Лица. Мы видим на примере праотца Яакова: после всех обетований Всевышнего, даже отправляясь исполнить заповедь, он все равно боялся, что неосознанно согрешил, и это приведет к отмене индивидуального провидения и к несчастью. Кто же тогда может быть уверенным в своем уповании?! Поэтому нужно опасаться случайностей и хранить себя от них: ведь, быть может, в данный момент из-за какого-то греха Лик Всевышнего скрыт от человека, и он подвержен опасности несчастного случая. И даже малый грех может привести к отмене индивидуального провидения над человеком. И если в тот момент, когда он отдалился от Творца, случится тяжкое происшествие, это может таить в себе опасность для него. Зная эти десять типов провидения, можно ответить на все вопросы и сомнения в деталях Б-жественного управления, возникающие по поводу «праведника, которому плохо» и подобные им. Рассмотри их внимательно и увидишь, что они включают в себя все виды управления этим миром. И пойми, что все происходит по справедливости и по суду, так что нет места для негодования и претензий, — ведь все зависит от действий самого человека. И в соответствии с его отдалением или приближением к Всевышнему будет управлять им Б-жественное Провидение. Причем это отдаление или приближение к Всевышнему действиями человека могло произойти сейчас, а могло и в предыдущем перевоплощении. В этом и заключается общая причина всего разнообразия высшего управления человеком, ибо со стороны Всевышнего никогда нет препятствия для блага каждого.
В книге раби Моше Кордоверо Эйлима приводятся пятнадцать типов провидения в зависимости от времени и эпохи, от сотворения мира и до воскрешения мертвых, и все они меняются в соответствии с сочетаниями высших Божественных качеств, действующих в данное время.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»