Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
О том, есть ли провидение по отношению к растениям, животным и предметам неживой природы и о том, какова вообще цель всего творения

Мнение, что есть индивидуальное провидение по отношению ко всему

Выше мы привели слова Яарот Дваш, который считает именно так, обосновывая свое мнение на мидраше — истории с Рашби, слышавшим небесный голос о птицах. Некоторые великие хасидские ребе тоже считали так.

Раби Цадок аКоэн писал в своей книге При Цадик: «Ведь все приходит по промыслу от Всевышнего, и даже с животными ничто не происходит случайно. Как сказали в Иерусалимском Талмуде о Рашби, который слышал голос с неба…»

И также один из великих учеников Бааль Шем Тора, раби Пинхас из Корица, писал: «Нужно верить, что даже соломинка, лежащая на земле — по указанию Всевышнего, Который решил, что концы соломинки будут лежать в таком-то определенном направлении».

А раби Менахем из Витебска писал в своей книге: «Никакая травинка не высыхает и не вырывается, и никакой камень не кидается, кроме как в предуготовленное время и место… И нет никакого (самостоятельного) движения, великого или малого, от первого сжатия и до низшей ступени на земле и под землей, все от Него, по Его мудрости в Его имени, и дабы раскрыть Его божественность, мудрость и качества».

И так писал раби Хаим из Цанза: «Никакому сотворенному существу невозможно существовать без того, чтобы Творец всех миров оживлял и питал его, и все — по промыслу Божию, и хотя Рамбам считал иначе, на самом деле даже птица не поймается без надзора свыше».

А раби из Мункача советовал изучать книгу «Шомер Эмуним Акадмон», пропуская при этом главу, в которой идет речь о провидении (где автор приводит мнение раби Моше Кордоверо, соответствующее мнению Рамбама).

Мы уже привели выше, что мнение остальных мудрецов Израиля, включая первых и последних каббалистов, совпадает с мнением Рамбама. И по их определению понятия «индивидуальное провидение» невозможно отнести его к животным и растениям.

К данному вопросу можно добавить следующее:

Цель творения — воскрешение мертвых

Цель всего мироздания — достижение им совершенного исправления, мира воскрешения, где все существующие будут исправлены, и воссияют в тайне Единства: раскроют цель своего сотворения — раскрытие в них Славы Небес. И даже зло превратится в добро, и все мироздание засияет драгоценным светом, и откроется, что ничто не было сотворено впустую, не было пустого пространства — пустого от раскрытия славы царства Всевышнего. В данном контексте у каждого творения есть своя миссия и предназначение, даже если мы сегодня не знаем его.

Любой объект на Святом языке называется давар, поскольку он сотворен изрекать — ледабер — славу Небес. Сегодня мы не слышим эти речи, но в Грядущем исполнится: «И откроется, что уста Господа говорили». Как писал Лешем:

«Глубинная суть воскрешения мертвых в том, что это не только надежда, обетованная человеку, но оно — одно из необходимых предназначений для всех сил мироздания со дня его основания до конца всех дней мира… все его силы во всех деталях в будущем обновятся и исправятся во время воскрешения мертвых. Воскрешение мертвых будет не только для человека, но все детали сил всего мироздания и его управления — все они будут исправлены и обновлены. Концепция воскрешения мертвых для человека, который есть микрокосм, будет происходить как для всего мира в общем и в частном… Все пробудится и встанет и засияет во время исправления. Не пропадет никакой, даже малозначимой, силы из них».

Именно в данном контексте сказаны слова Гаона, приведенные выше, что все детали сил сотворенных объектов во всех их перипетиях содержатся в Торе, — поскольку у каждого из них есть цель и назначение, и ничто из них не сотворено впустую.

Таким образом, мы удостоились понять: индивидуальное провидение, как его определили наши Учителя, содержит два аспекта: управление Суда с целью воздаяния, и возвышенное провидение по отношению к праведнику, которое выше управления природы. Эти аспекты, несомненно, относятся только к человеку.

Но все сотворенные, от первого эманированного объекта до мельчайшего комара — существуют в силу истинности Всевышнего и все они получают свою жизненную силу от Него в каждый момент времени. Мы также удостоились познать, что все детали аспектов реальности выражены намеком в Торе, нет в них пустого и тщетного, и все они возродятся в Грядущем, будут сиять драгоценным светом и выражать славу Небес.

Читайте: тема Вера и Знание в иудаизме


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»