Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запреты грабежа, притеснения бедняков, ссуды ближнему под проценты и наказания за них

24. Негативная заповедь, наказание за которую можно заменить исполнением заповеди (лав ше-нитак ле-асэ). Сказали мудрецы, что за такое запрещение не полагается наказание плетьми, например (Дварим 22;6): «Не бери матери (птицу) от детей», что можно заменить исполнением заповеди (там же 22;7): «Отпусти ее». И хотя за это не полагается наказание плетьми, среди подобных заповедей есть и такие, за неисполнение которых наказание очень строгое и достигает небес, и суд за них поднимается до небосклона. Например, грабеж (гезель), как сказано (Ваикра 19; 13): «И не отбирай чужого», это заменяется заповедью (там же 5;23): «И вернул похищенное». Но сказано, что приговор поколению потопа был утвержден лишь из-за грабежа, как сказано (Берешит 6; 13): «Конец всего живого решен предо Мною, ибо земля наполнилась грабежом из-за них». И хотя кровосмесительство хуже грабежа, наказанию за грабеж свойственно то, что оно приближает день гибели преступника и усиливает печаль его будущего. Еще сказали: «Короб, полный преступлений; нет ничего более обвиняющего, чем грабеж». И сказал Шломо о сокровищах мошенников и обманщиков (Мишлей 21;6): «Стяжание сокровищ лживым языком — пар, гонимый ветром; требуют смерти». Это значит, что сокровища мошенников и обманщиков суть разлетающийся пар, ибо конец их — исчезновение. И пока эти сокровища в распоряжении своего владельца, они требуют душу своего хозяина и ведут его к гибели. Как сказал Хавакук (Хавакук 2;9): «Горе грабителю, позор дому его, ведь камень из стены вопиет». А за грабеж бедных полагается наказание преждевременной смертью (мита би-дей шамаим). Как сказано (Мишлей 22;22-23): «Не обирай бедного, потому что он беден, и не притесняй нищего у ворот, ибо Всевышний вступится в дело их и отберет душу у обобравших их». Это значит, не отнимай у бедного, оттого, что он беден и никто ему не помогает. И не притесняй нищего у ворот со стыдом и презрением. У ворот, то есть на людях. И сказано (Ишая 3; 15): «Зачем угнетаете вы народ Мой и унижаете бедняков?». Ибо за них Всевышний, поскольку нет у них иной опоры, никто более не заступается за них и не воюет за них. И Он отнимет душу у тех, кто обирает бедных, ибо к Нему обращена жалоба нищего. И не деньги возьмет Он у тебя за то, что ты обобрал нищего, — душу твою Он заберет. И сказано (Иов 27;8): «Ибо на что может надеяться лицемер, если он грабит, потому что Всевышний лишит его жизни». И сказано (Мишлей 1; 19): «Таковы пути всякого, кто алчет награбленного: оно отнимает жизнь у завладевшего им». И тот, кто притесняет и огорчает вдову и сироту грабежом или неуплатой за труд, или презрением, или любым другим образом, — карается смертью. А также, если судьи могут спасти жертву от грабителя и не спасают и не судят строго того, кто обижает сироту, — наказание им смерть. Как сказано (Шмот 22;21): «Никакой вдовы, ни сироты не притесняйте. Если кого-либо из них притеснишь, то, когда взмолится ко Мне, услышу Я мольбу его. И возгорится гнев Мой, и убью вас мечом, и будут жены ваши вдовами, и дети ваши сиротами». Это значит: ваши жены станут вдовами за обиду вдовы, дети ваши станут сиротами за обиду сироты. Мера за меру. И запрет преступает обижающий любого человека, хотя и не написано о таких же карах за обиду. Как сказано (Ваикра 25; 17): «Не обижайте друг друга» И сказали мудрецы, что речь здесь идет об обиде словами, сказанными устно. А это сходно с огорчением и угнетением — от слова (Ишая 49;26): «И накормлю притеснителей твоих плотью их». И сказали мудрецы, что все врата заперты, кроме врат обиды, [то есть хотя Всевышний не принимает молитву, все же принимает молитву обиженного]. А там, где говорится про обман, упоминается торговля, как сказано (Ваикра 25; 14): «И если будете продавать что ближнему своему или покупать что у ближнего своего, не обманывайте друг друга», [то есть слова «обида» и «обман» — омонимы, поэтому требуется доказать, что речь идет об обиде, выраженной словами, а не об обмане]. И сказали, что обида словами хуже обмана, так как первое касается самого человека, а второе лишь его денег или имущества. О первом сказано (там же 25; 17): «И бойся Всевышнего», а о втором не сказано «И бойся».

25. Ростовщичество запрещено, как сказано (там же 25;36): «Не бери с него лихвы и роста». И это заменяется позитивной заповедью (асэ), как сказано (там же): «Дабы жил брат твой о тобою», то есть если ты дал ему в рост и взял у него проценты, верни их брату своему, чтобы он мог жить вместе с тобой. А наказание за ростовщичество очень строгое: пока не исправлено то, что нарушено, — нарушитель не придет к воскрешению мертвых, как сказано (Иехезкель 18; 13): «В рост давал и проценты брал — и жив будет? Не будет жить!» И объяснили мудрецы, что это касается воскрешения мертвых, ибо дающий деньги в рост и под проценты не карается смертью. И сказали мудрецы, что для совершившего такое преступление нет доброго посланца, который защищал бы его. Именно в этом смысл сказанного: «И жив будет?»; В этом вопросе скрыто удивление — разве есть защитник, который сказал бы, что такому преступнику суждено жить. И все громко ответят: «Не будет он жить!»


О порядке и законах проведения пасхального Седера Читать дальше

Седер

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Слово «седер» означает порядок. Пасхальный вечер проводится согласно установленному нашими мудрецами порядку. Надо уделить внимание не только взрослым гостям, но и детям, чтобы они не скучали.

Пасхальная Агада

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»

Тора заповедала ежегодно рассказывать об Исходе из Египта. Поэтому за праздничным столом мы читаем Пасхальную Агаду — специальный сборник текстов и молитв. Иллюстрированные сборники Агады очень ценятся в мире иудаики.

Смысл пасхального Седера

Рав Носон Шерман

Исход из Египта для нас — событие давней истории. Однако в действительности мы не движемся вперед по прямой линии, оставляя прошлое позади.

Очистка дома перед праздником Песах и проведение Седера

Рав Пинхас Шайнберг

Настоящая брошюра составлена на основе записей, сделанных группой учеников гаона раввина Хаима-Пинхаса Шейнберга, руководителя иешивы Тора-Ор, и представляет собой сборник его ответов на вопросы слушательниц проводимых им лекций.

Наш рассказ в ночь Пасхального седера

Рав Бенцион Зильбер

Чем воспоминание об исходе из Египта в ночь Песаха отличается от воспоминания об этом событии в другие ночи года?

В каждом поколении

Рав Реувен Пятигорский

В каждом поколении есть свой Египет, как физический, так и духовный. И в наши дни есть те, кто хотят поработить нас, подчинив своему образу жизни. Поэтому надо помнить о главной цели Исхода — осознании веры в Творца.

Избранные пасхальные рецепты

Тиква Серветник

Песах, больше чем другие праздники, отражается на кухне. В этот праздник есть строгие ограничения в ассортименте продуктов. Ашкеназские евреи не употребляют в пищу «китниёт» — разновидность круп. При покупке продуктов, нужно обращать внимание как на кашрут на Песах, так и на их наличие в составе. Приятного аппетита.

Канун Песаха

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Избранные главы из книги «Книга нашего наследия»