Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Запрещающие заповеди, в которых нет действия, могут зависеть до действия, мыслей и речи

26. Негативная заповедь (лав), в которой нет действия (ше-эйн бо маасэ). Сказали мудрецы, что нарушение запрещения, в котором нет действия, не карается наказанием плетьми. Но в других местах разъяснено, что нарушение запрещения, в котором нет действия, серьезнее нарушения запрета, которое заменяется позитивной заповедью. И среди предостережений, в которых нет действия, существуют предостережения, зависящие от сердца и мыслей, а есть и зависящие от языка. Среди них мы находим связанное с неисполнением и уходом от действия, а также есть преступления, которые не содержат действия, связанные со слухом и зрением. И нам известны люди, которые забыли многие запреты. А есть и такие, кто помнит их, но не остерегаются, потому что эти запреты не связаны с действием. Так как преступления, связанные с действием — запрет жира (хелев) и крови, падали и умирающего животного — не так легко совершить, как преступления, которые совершаются в мыслях и при помощи языка или не-действием. Поэтому мы решили упомянуть некоторые из них; чтобы напомнить и предостеречь тех, кто не знает. И мы не собираемся долго обсуждать это, но хотим лишь намекнуть о них, чтобы это было памяткой тем, кто раскаялся в преступлении.

27. Из предостережений, зависящих от сердца. «Берегись, дабы ты не забыл Всевышнего» (Дварим 8; 11). И сказали мудрецы: «Всюду, где написано “берегись”, “дабы” и “не”, — это негативная заповедь (ло таасэ)». Этим нам заповедано всегда помнить Всевышнего. И человек обязан избрать такое поведение, какое следует из этой памяти, — например, страх пред Всевышним, и скромность, и достойные мысли, и добрые деяния. Ибо помнящие Всевышнего сыны Израиля добудут любое достойное и венчающее его владельцев поведение посредством памяти о Всевышнем, как сказано (Ишая 45;25): «Во Всевышнем станет праведным и прославится все семя Израиля».

28. «Только берегись и весьма оберегай душу твою, чтобы не забыл ты тех дел, которые видели глаза твои» (Дварим 4;9). И сказали мудрецы, что забывший что-нибудь из того, что выучил, преступает два запрета. А если так, — то даже если это произошло из-за продолжения занятий? Читаем мы (там же): «И чтобы не ушли они из сердца твоего во все дни жизни твоей». Это значит, что имеется ввиду тот, кто стирает выученное из своего сердца прекращением занятий Торой и не думает о ней постоянно.

29. «Не думай, когда Всевышний даст тебе победу, так: за праведность мою привел меня Всевышний овладеть этой страной; и <…> не за праведность и честность твою» (там же 9;4). Этим нам заповедано не воображать, что наш успех есть прямой результат нашей праведности и честности. Но нам следует верить и знать, что наш успех — от милости Всевышнего и Его великой доброты. И подобно тому, что сказал Яаков (Берешит 32; 11): «Недостоин я всех милостей и всех благодеяний».

30. «Не испытывайте Всевышнего» (Дварим 6; 15). Этим нам заповедано не говорить: «Я испробую служение, дам милостыню, и тогда посмотрим, даст ли мне Всевышний успех. Я попробую вести себя, как полагается, — умножит ли Всевышний мое серебро и золото?» Нет, добрый и честный человек, изучая мудрость и знание, трудясь над улучшением своего поведения и качества своих деяний, не опустит руки, даже если нет ему успеха в делах и прочих потребностях тела. И сказали мудрецы, что испытывать Всевышнего можно лишь при исполнении заповеди об отделении десятины (маасер) урожая левитам и бедным, как сказано (Малахи 3; 10): «Принесите всю десятину в хранилище, и будет она пищей в доме Моем, и испытайте Меня этим». И сказал Шломо (Мишлей 3;9-10): «Отдели в честь Всевышнего от своего имущества и от первых плодов твоего урожая. И наполнятся житницы твои зерном <..>. Наказания Всевышнего не отвергай, сын мой, и не тяготись наставлениями Его». Это значит, что если твои житницы не наполнятся изобилием, а тебя постигнет бедность, хотя ты отделял для бедных от своего имущества и первые плоды своего урожая, — не отвергай наказания Всевышнего и знай, что и это тебе на пользу. «Потому что Всевышний наставляет того, кого любит», — чтобы оказать ему добро в будущем, и будет вместо почестей и платы в этом мире истинное вознаграждение и сокровенное благо, которое остается навечно.

31. «Если возникнет у тебя такая мысль: “многочисленнее меня эти народы: как же могу я изгнать их?” — не бойся их» (Дварим 7; 17).

32. «Когда ты выйдешь на войну и увидишь коней и колесницы, войско многочисленнее тебя, не бойся их» (там же 20; 1). Этим нам заповедано, что если человек видит, что беда близка, — пусть помнит о спасении Всевышнего и уповает на него [то есть на спасение]. Как сказано (Теилим 85; 10): «Близко к боящимся Его спасение Его». И так же написано (Ишая 51; 12): «Кто ты, что боишься человека смертного?».

33. «Не бойтесь никакого человека, ибо суд — Всевышнего он» (Дварим 1;17). Этим нам заповедано верить, что не будет нам вреда от справедливого суда, если мы ни с кем не посчитаемся. Как сказали мудрецы, с тем, кто направляется исполнить заповедь, не случится беда, — ни по дороге туда, ни по дороге обратно. И это объяснение слов «ибо суд — Всевышнего он», — значит, вам не будет вреда от него.

34. «Чтоб не возносилось сердце царя над братьями его» (Дварим 17;20). Этим нам заповедано избавиться от гордыни. И чтобы знатный человек не гордился перед незнатным, а был бы смиренным. Гордыня является одним из серьезнейших преступлений, которые ведут к гибели души, как сказано (Мишлей 16;5): «Мерзость пред Всевышним всякий высокомерный». Какая же польза от его имущества и великого богатства, полной сокровищницы его, если он мерзок и грязен? Его высочайшая пышность и великая знатность ниже преисподней. И мудрецу не следует славиться ничем, кроме служения Всевышнему и страха пред Ним, упованием на Него, любовью и стремлением к Нему, как сказано (Дварим 10;21): «Он — твоя слава». И сказано (Ирмия 9,22-23): «Да не хвалится мудрый мудростью своею, и да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся пусть похвалится лишь тем, что разумеет и знает Меня».

35. «Подай же ему, и да не будет досадно тебе, когда дашь ему» (Дварим 15; 10). Этим нам заповедано удалять из нашего характера «царут айн» [недоброжелательность; главное, чтобы у другого не было, хотя самому от этого никакой пользы] и стать доброжелательными. Как сказано (Мишлей 22;9): «Доброжелательный и щедрый — благословен». И недостаточно лишь того, что рука дает, но нужно приобрести качество щедрости. Поэтому предупредил и сказал: «И да не будет досадно тебе» после того, как сказал: «Подай же ему».

36. «Не будь жестоким и не сжимай руку, когда ты подаешь ему» (Дварим 15;7). Этим нам заповедано избавляться от жестокости и как бы насадить в себе милый сад, то есть заменить жестокость милосердием и верным оказанием добра (хесед), как написано (там же 28;9): «И иди путями Его». А поскольку может быть и так, что человек не сжимает руку в кулак, жадничая, а подает бедному, он, бывает, делает это не по милосердию, как сказано (Мишлей 12; 10): «И милосердие нечестивых жестоко». Поэтому написано: «Не будь жестоким». И наказание за жестокость зло и горько. И сказали мудрецы: (Дварим 13; 18): «И дарует тебе милосердие, и помилует тебя, и размножит тебя» означает, что Всевышний жалеет жалеющего других, и Он не пожалеет того, кто других не пожалеет.

37. «Не пощади его и не жалей его, и не прикрывай его» (там же 13; 10). Этим нам заповедано не жалеть и не щадить тех, кто ведет людей к преступлениям и падению. И сказали мудрецы: «Кто относится к жестоким милосердно, тот становится жестоким к милосердным».

38. «Не мсти и не будь злопамятным» (Ваикра 19; 18). Сказали мудрецы: «Что такое месть? Человек просит другого: “Одолжи мне свой топор”, а тот отвечает: “Не одолжу, потому что ты не одолжил мне свой”. А что такое “быть злопамятным”? Если он отвечает: “Возьми, я не такой, как ты”. И наказание здесь не за слова, а за то, что помнит зло. И сказали мудрецы, что запрет злопамятства распространяется на то, что связано с имуществом, а что касается высокомерных слов, презрения и старания навредить, — разрешается все это хранить в памяти. И об этом сказали мудрецы: “Не мудрец тот, кто не мстит и не злопамятен, как змея”. Но если у него просят прощения, он должен простить.

39. “Не ненавидь другого в душе” (Ваикра 19; 17). Этим нам заповедано избавляться от ненависти. Это качество ведет ко многим преступлениям, и оно — причина многих

гибельных поступков. Например, злословие; оно равнозначно многим преступлениям, которые караются смертью, как будет разъяснено. И желание навредить, и злорадство, и причинение ущерба людям, и сплетни, и месть, и злопамятство. Это качество лишает людей великого блага. Смотри, каких пределов достигает наказание за ненависть, — сказали мудрецы, что Второй Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти, хотя тогда изучали Тору и делали добрые дела.

40. “Берегись всего дурного” (Дварим 23; 10). Объяснили мудрецы: это значит — не думать о дурном днем, чтобы не прийти к нечистоте ночью. Даже если человек и не собирается исполнить то, о чем подумал. Это подтверждается тем, что далее написано (там же 23; 11): “И если будет среди вас человек, нечистый от случившегося ночью”.

41. “И не будете следовать за сердцем вашим и за очами вашими” (Бамидбар 15;39). Этим нам заповедано не размышлять о совершении преступления, злодейства и греха. Как сказано (Мишлей 24;8): “Кто замышляет творить зло”. И не размышлять о нечестивых словах еретиков, чтобы избежать падения и не потянуться за ними. И тот, кто понимает, что Всевышний ведает его сердце, не посмеет испачкать сердце свое никчемными глупостями. И сказал Шломо (там же 24;9): “Помысел глупый есть преступление”, и еще он сказал (там же 6; 16): “Вот шесть, что ненавидит Всевышний и семь, что отвратительны Ему, <…> сердце, кующее злые замыслы”.

42. “Не разноси ложного слуха” (Шмот 23;1). Этим нам заповедано не принимать злословие на веру. Как сказано в Таргум Онкелос: “Не принимай ложные слухи”.

43. “Не домогайся дома ближнего твоего” (Шмот 20; 14); “Не желай дома ближнего твоего” (Дварим 5; 18). Этим нам заповедано избегать хитроумных замыслов, чтобы забрать дом и поле, и виноградник и любое имущество, принадлежащее ближнему. Даже если мы заплатим ему полную цену за имущество. Нам заповедано и не замышлять такое злодейство, то есть в душе не соглашаться на такое действие, ибо сказано “не возжелай”. А если кому-нибудь хочется купить поле ближнего или его виноградник, или еще что-нибудь из имущества, но тот не желает продавать. Но если он будет настаивать и уговаривать, тот постесняется отказать. В таком случае запрещено настаивать, потому что это как бы принуждение и насилие. А если почтенный человек, чью просьбу не отклоняют, желает что-либо, — ему запрещается просить продать или подарить, кроме того случая, когда он твердо знает, что ему отдадут по доброй воле, а дарящему или продающему не будет жалко подарить или продать.

44. Из запретов, связанных с речью. “Ибо Всевышний рядом с тобой, спасет тебя и предаёт тебе врагов; да будет всё вокруг тебя свято, и пусть не будет видно у тебя наготы” (Дварим 23; 15). Сказали мудрецы, что в это предостережение включено и следующее: когда мы занимаемся Законом Всевышнего и когда мы произносим слова молитвы пред Ним, всё вокруг нас должно быть свято, и у нас не должно быть видно наготы. Поэтому нам приказано упоминать Имя Всевышнего лишь в святости и заниматься Законом и молитвой в святости. Например, не должен упоминать Имя Всевышнего и слова Закона обнаженный человек, и нельзя упоминать в присутствии обнаженного. А также нам заповедано, что чистым должно быть и место упоминания, как написано (Дварим 23; 14): “Должна быть у тебя лопатка; и когда будешь садиться снаружи, покопай ею, и опять закрой испражнение твое”. А тем более — человеку заповедано не упоминать Имя Всевышнего, если руки его нечисты и если дотрагивался до чего-либо нечистого, — следует руки вымыть, прежде чем упоминать Имя. И как сказано (Теилим 26;6): “Омою в чистоте руки свои”. И когда человек идет по дороге и сомневается, чисто ли место, — пусть не упоминает Имя Всевышнего и пусть не произносит слова Торы. А если есть нечто нечистое позади него, например, экскременты или падаль, или вода, в которой мочат лен, — следует удалиться на четыре локтя [примерно, два с половиной метра] от такого места, где запах уже не чувствуется, а если нечистое место перед ним, то пока не станет его видно. Осторожность в таких вещах — один из признаков страха пред Всевышним, как сказано (Малахи 3; 16): “Боящимся Всевышнего и почитающим Имя Его”. И сказали мудрецы: “(Бамидбар 15;31): “Ибо слово Всевышнего он презрел”, — это о том, кто слова Торы произносит в грязных переулках”. И сказали мудрецы: “(Даниэль 2;21): “Дает мудрость разумным”, — потому что разумные чтят Тору и занимаются ею во святости, а глупцы произносят слова Торы в грязных переулках”.

45. И есть среди предостережений, связанных с речью, такие, за нарушение которых полагается наказание плетьми. Ибо, сказали мудрецы, все предостережения, содержащиеся в Торе, не включающие исполнение действием, суть запреты, нарушение которых не карается наказанием плетьми, кроме случаев ложной клятвы и проклятий Именем. И хотя за ложную клятву не наказывают смертью, Всевышний наказывает за нее строже, чем за многие преступления, которые караются смертью. Ибо кто ложно клянется, бесчестит Имя, как сказано (Ваикра 19; 12): “И не клянитесь ложно именем Моим: бесчестишь ты Имя Всевышнего”. Бесчестие Имени, — наказание за это тяжелее, чем за все другие преступления. Так не написано ни об одном другом преступлении, — лишь о ложной клятве и идолопоклонстве, как сказано (там же 20;3): “Ибо отдал детей своих Молоху, дабы осквернить Храм Мой и бесчестить святое Имя Мое”. И сказано в запрете идолопоклонства (Шмот 20; 5): “Не поклоняйся им и не служи им, ибо Я — Всевышний, карающий за вину”. Это значит, что Он прощает другие преступления, но идолопоклонство не простит. Подобно тому, что написано (Ирмия 5;7): “Как же Я прощу тебе это? Сыны твои оставили Меня и клянутся идолами”. И так же написано о ложной клятве (Шмот 20;7): “Ибо не пощадит Всевышний того, кто произносит Его Имя ложно”. Предостережение о ложной клятве написано сразу после запрета идолопоклонства, так как ложная клятва заключает в себе преступление бесчестия Имени. И написано (Мишлей 30:8): “Нищеты и богатства не давай мне, <…> дабы, пресытившись, я не опровергал, <…> и дабы, обеднев, я не воровал и не осквернял Имени Всевышнего”, — и сказали мудрецы: “Второе хуже первого”. Как сказано (Иехезкель 20;39): “А вы, дом Израиля,<…> каждый к идолам своим идите, служите, если не слушаете Меня, и Имя святое Мое не оскверняйте”. Это значит, что преступление того, кто ложно клянется в суде, оскверняя Имя, тяжелее, чем преступление того, кто втайне поклоняется идолам. И сказали мудрецы: “За все преступления, о которых говорится в Торе, наказывают самого человека и его семью, а в этом случае наказывают самого преступника и весь мир”. И если судьи решили, что ответчик обязан поклясться, а он знает, что солгал, — он не должен соглашаться на клятву, чтобы испугать противника и провозглашать: “Я поклянусь” хотя и не собирается клясться, как сказано (Шмот 20;7): “Не произноси”. Здесь содержится и такой смысл: не обязуйся ложно клясться. И так сказали мудрецы (Мехильта, а также Таргум): (там же 23;1): “Не разноси ложного слуха”, — значит, не принимай обязательства клясться. И нельзя клясться попусту, хотя бы и в подтверждение истинного, как сказано (там же 20;7): “Не произноси Имени Всевышнего всуе”, то есть попусту. А так же велико преступление того, кто приводит другого к клятве попусту. Например, некто должен сто монет, а кредитор удваивает свое требование, так что судебное решение получается такое, что должник обязан поклясться клятвой Торы, поскольку частично признался. Или — попусту приглашать человека в суд и требовать от него того, чего тот и не знает, и заставлять клясться клятвой “эсет”. И сказали мудрецы, что такой человек зовется вором, так как он ворует общественное мнение. И о нем сказано (Зхария 5;4): “И Я извлек проклятие, <…>, и оно придет в дом вора и в дом клянущегося ложно Именем Моим, и пребывать будет оно в доме его, и истребит его и доски его, и камни его”. А тому, кто знает, что если он поклянется, клятву его могут посчитать ложной, хотя он и прав, — следует не клясться во имя чести Всевышнего.

46. “Судью не проклинай и главу народа твоего не кляни” (Шмот 22;27); “Не проклинай глухого” (Ваикра 19; 14). Этим нам заповедано не проклинать евреев Именем и никакими описаниями Всевышнего. А упомянуто “судью не проклинай,… и главу народа,… и глухого” для того, чтобы не проклинать судью при вынесении приговора, и главу народа, наказывающего за преступления. А глухого потребовалось упомянуть, чтобы ты не ошибся и не сказал себе, что нет наказания за то, что ругают его, потому что он не слышит и не обижается. И “судью не проклинай” написано в конце главы “Мишпатим (Законы)”, то есть не проклинай того, кто судит по этим законам. Но того, кто судит не по закону, можно проклинать.

И сказали мудрецы, что тому, кто проклинает другого или себя Именем, полагается наказание плетьми, и наказание от Всевышнего велико. Как сказано (Дварим 28;58): “Если ты не будешь соблюдать и исполнять все слова Закона этого,<…> и не будешь бояться этого почитаемого и страшного имени Всевышнего, то Всевышний обрушит на тебя ужасные удары”. И мудрецы объясняют, что это сказано о том, кто проклинает другого или себя Именем.

47. И о лжи нельзя говорить: “Пусть я так буду спасен Всевышним, как — то правда”. Этим человек проклинает Именем самого себя, поскольку из позитивного само собой следует негативное.

48. “Вина и шехара [старого вина] не пей <…>дабы могли различать между священным и несвященным <…> и научить сынов Израилевых” (Ваикра 10;9). Сказали мудрецы: “Кто выпил стакан неразбавленного вина, да не выносит алахические постановления. И кто и разбавил, но выпил больше стакана, также да не выносит постановления”.

49. “И не обижайте друг друга” (там же 25; 17). Здесь говорится о словесной обиде, как было указано выше. И сказали мудрецы: “Того, кто раскаялся, не упрекай, — вспомни о своих прежних поступках. Сыну прозелитов не говори о его родителях, — вспомни своих предков”. И об этом сказано (Шмот 22;20): “И пришельца не притесняй и не угнетай его”. Значит, не притесняй словами и не угнетай в делах. И много раз Закон предостерегает не обижать прозелита, так как он забыл свой народ и дом своего отца и пришел жить под сенью Всевышнего, как сказано (Рут 2; 11-12): “Оставила ты отца своего и мать, и родную землю и пошла к народу, которого не знала ни вчера, ни третьего дня. Да воздаст тебе Всевышний за твой поступок и да будет тебе сполна воздано Всевышним за то, что ты пришла, чтобы найти пристанище под крылом Его”. Так олень приходит в стадо и отдыхает вместе со скотом и пасется с ним. А хозяин стада жалеет оленя, который оставил вольную долину и оказался в загоне.

50. “Не следуй за большинством на злое” (Шмот 23;2). Этим нам заповедано не поддерживать преступников словами и не быть с теми, кто соглашается с несправедливостью, подобно тому, как сказано (Ишая 8; 12): “Не считайте заговором всего того, что этот народ считает заговором”.

51. И нельзя объединяться со злодеями, как сказано: (Диврей а-ямим II 20;37): “Ты объединился с Ахазияу, разрушит Всевышний дело твое”. И даже в исполнении заповедей нельзя объединяться со злодеями, как сказано (Мишлей 3;31): “Не завидуй грабителю и не избирай путей его”. И сказали мудрецы в “Авот де рабби Натан”: “Не будь другом злодею, даже в исполнении заповедей”. В объедине

нии со злодеями содержится множество путей, ведущих к смерти, — мы уже оповестили об этом преступлении и о тяжком наказании за него.

52. “И перед слепым не ставь преграду” (Ваикра 19; 14). Этим нам заповедано не указывать евреям делать то, что не соответствует Закону и Алахе. И сказали мудрецы: “Будьте умеренными в суде”, то есть нужно долго и глубоко обдумывать постановление. А те, кто торопится понять и быстро указать, не избегут опасности “поставить преграду перед слепым”, а преступление их тяжкое, как сказано (Теилим 82; 5): “Не знают и не понимают, во тьме ходят; шатаются все основания земли”. И еще сказано: “Будь тщателен и осторожен в изучении Закона, так как здесь ошибка превращается в преднамеренное преступление”. И сказали мудрецы: “Многих повергла она умерщвленными” (Мишлей 7;26), — это сказано об изучающем Закон, который выносит постановления, хотя и не достиг уровня, позволяющего выносить постановления. “И многочисленны те, кто убит ею” (там же), — это сказано об изучающем Закон, который не выносит постановления, хотя и достиг уровня, позволяющего это делать».

53. Этим еще нам заповедано правильно советовать тому из нашего народа, кто обращается к нам за советом, и не приводить его к падению советом глупым, а также нельзя советовать другому то, что выгодно лишь советчику.

54. И человек обязан раздумывать над тем, как дать верный и правильный совет тому, кто совета попросил. И это один из основных путей безвозмездного оказания добра /гмилут хасадим/, как сказано (Мишлей 27;9): «Умащения и благовония радуют сердце, а сладость друга — в душевном совете».

55. «Не ходи сплетником в народе твоем» (Ваикра 19; 16). Сказали мудрецы, что здесь заключается запрещение клеветать на людей нашего народа. Всевышний строго наказывает за это, как будет разъяснено в главе о наказании

смертью. Еще сказали мудрецы, что здесь содержится также предупреждение судье не быть снисходительным к одному и строгим к другому.

56. «И имя идолов не упоминайте». (Шмот 23; 13). Это значит, не говори другому: «Подожди меня около такого-то капища».

57. «И не щади их» (Дварим 7;2). Мудрецы объяснили, что это означает: «Пусть не нравятся тебе неевреи. И нельзя говорить: красив этот гой!». И еще объяснили: не дарить им подарков.

58. «И да не уподобится Кораху и его сообщникам» (Бамидбар 17;5). Сказали мудрецы, что подогревающий ссору, нарушает запрет /лав/ «И да не уподобится Кораху и его сообщникам». И разрешено злословить о тех, кто заводит ссору, как сказано (Млахим I 1;26): «А меня, раба твоего, и Цадока <…> не позвал».

59. Тот, кто не порывает со вставшими на дурной путь и с теми, кто следует за преступниками, будет наказан за все их преступления, — он нарушает негативную заповедь /лав, как сказано (Ваикра 19; 17): «Увещевай ближнего твоего и не понесешь за него наказания». И сказано (Ошея 10;9): «Со дней Гивы грешил ты, Израиль; там стояли они, не настигла их в Гиве война с сынами надменными». Объяснение: если б там стояло нынешнее поколение, их не настигла бы война в Гиве, которая велась для искоренения зла, то есть война, которая настигла людей того поколения. «Там стояли», то есть если бы там стояли. И также «И оставит своего отца» (Берешит 44;22), то есть, если оставит. Этим пророк хочет сказать, что их преступление было подобно преступлению у Гивы [см. Шофтим 19 и далее]. Но те были лучше этих, так как собрались и постояли за себя, дабы выжечь зло. И сказано (Шофтим 5;23): «Прокляните Мероз, сказал посланец Всевышнего, прокляните, прокляните жителей его, ибо не пришли они на помощь Всевышнего, на помощь Всевышнего среди героев». И сказано (Дварим 1; 17): «Никого не бойтесь». И тот, кто за Всевышнего — отдаст жизнь ради освящения Его Имени, как сказано (Шмот 32;26): «Кто за Всевышнего — ко мне! И собрались к нему все левиты». И сказано (Бамидбар 25;7): «И увидел Пинхас <…> и взял копье». И каждому, кто страшится, и тем более обладающему чистым любящим сердцем, непременно следует проявлять рвение, если он видит, что и князья, и начальники обратились к предательству, как сказано (Эзра 9;2): «И рука главных и старших была первой в этом предательстве».

60. «И не принуждай братьев своих тяжко работать» (Ваикра 25;46). Заставлять тяжело работать нельзя. А если человек боится отказать в просьбе или стесняется отказать? Пусть же не приказывают ему стараться сделать большее или меньшее усилие, — так можно поступить лишь по его воле и ради его пользы. Даже если эта работа состоит в том, чтобы вскипятить стакан воды, или в том, чтобы выйти из дома на улицу купить хлеба. Но тому, кто ведет себя непорядочно, можно приказывать и заставлять сделать все, что захочешь.

61. «И не бесчестите святого Имени Моего» (Ваикра 22;32). За это наказание «карэт», как будет объяснено. И знай, что дурной язык приносит вред и гибель душе, — так случается среди простого народа. Потому что они упоминают Имя Всевышнего всуе, а также упоминают без страха. И это объяснили мудрецы: написано (Ишая 1;3): «Израиль не знает, народ Мой не разумеет». А также они [простой народ] не следят за тем, чтобы место упоминания Имени было чистое и руки чистыми. И мудрецы предавали остракизму (нидуй) и проклятию того, кто Имя Всевышнего произносит всуе. И клятвы его не принимаются в суде, [его подозревают в ложной клятве]. И сказали, что услышавший, что Имя упоминается всуе, обязан предать нарушителя остракизму, а если не поступит так, сам да будет предан остракизму.

62. А те, кто без уважения отзывается о мудрецах /ученых раввинах/, в их присутствии или заглазно, становятся «эпикорсим», у которых нет доли в будущем мире; а также гибель «четырех групп» [см. в конце этого раздела]; ведь она проистекает из преступлений дурного языка, словами, которые произносят их губы. Все будет разъяснено в этом разделе. Поэтому написано (Мишлей 18;21): «Смерть и жизнь во власти языка».

63. Взгляни и понаблюдай преступления языка и тяжесть его вины. Ибо проклинающему отца и мать наказание строже, чем наказание тому, кто бьет отца и мать, — приговор тому, кто проклинает отца и мать, побиение камнями, самый тяжелый вид судебного смертного приговора. А того, кто бьет отца и мать, приговаривают к удушению.

64. А также многие попадают в западню и капкан, оскверняя почтенные чувства — зрение и слух. И сказано о зрении (Бамидбар 15;39): «И не будете следовать сердцу вашему и очам вашим, которые влекут вас за собой». Этим нам заповедано: человек не должен смотреть на замужнюю женщину и на прочих запрещенных [женщин], чтобы не попасть в эту западню.

65. К преступлениям, зависящим от чувства зрения, относится высокомерие, что есть производное от гордыни, как сказано (Теилим 101;5): «Того, чье око высокомерно и сердце надменно, не потерплю».

66. Вот сказанное мудрецами о чувстве слуха: «Пусть человек не позволяет себе слушать пустую болтовню, потому что уши обжигаются прежде других органов». А о том, кто слушает сквернословов, сказано (Мишлей 22; 14): «Ров глубокий — уста чужие»…

Боящиеся Всевышнего, раскаявшиеся да обратят внимание на вышесказанное, дабы спасти себя от языков адского пламени.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»