Из цикла «Врата раскаяния», темы: Рабейну Йона, Раскаяние, Грех
9. Значение позитивных заповедей (асэ). Основа награды и корень воздаяния — за служение в исполнении позитивных заповедей. Как сказано (Мишлей 13;13): «Оберегающий заповедь будет вознагражден». И сказано (Малахи 3; 18): «И снова различать будете между праведником и преступником, между служащим Всевышнему и не служащим Ему». И служение состоит в исполнении заповедей, которые требуют действия. И тех, в которых есть только веление позитивное, и тех, в которых содержится позитивное (асэ) вместе с негативным (ло таасэ). Подобно тому, как сказано (Дварим 15;7): «Не будь жестоким и не скупись перед нищим братом твоим; но будь щедрым». Но бывает, что награда тому, кто остерегается преступить негативную заповедь, достигает награды тому, кто исполняет позитивную-заповедь. Например, человек стоит перед возможным преступлением, и у него возникает желание чего-то запрещенного, постыдного, но вот человек обуздал свое злое начало, ибо это одна из основ страха пред Всевышним. А также тот, кто мог разбогатеть путем обмана и мошенничества, когда никто не видел и никто не узнал бы о содеянном. Но человек выбрал прямой и праведный путь, и руки его чисты, — награда ему за это, как и тому, кто щедро раздает милостыню и заботится об исполнении заповедей. И так написано (Теилим 119;3): «И не творят они несправедливого, ходят путями Его». И объяснили мудрецы: поскольку не совершили несправедливого, — значит, шли Его путями. И мы уже объяснили это.
И так сказали мудрецы: кто был лишь пассивен и не совершил преступление тоже получает награду, как и тот, кто исполнил заповедь, — у него была возможность совершить преступление, но он уберегся от него. И еще сказали (Малахи 3; 16): «Боящиеся Всевышнего и чтящие имя Его», — это те, у кого была возможность совершить преступление, но они убереглись. Эта награда также опирается на позитивную заповедь, — человек обуздал свое злое начало страхом пред Всевышним. Как сказано (Дварим 10;20): «Бойся Всевышнего». И сказали мудрецы: «Будь осторожен, исполняя легкую заповедь, так же, как при исполнении серьезной заповеди, ибо ты не знаешь, какова награда за исполнение заповедей». В Торе разъяснено только, какое наказание полагается тому, кто преступил негативную заповедь. И определены наказания и законы о том, как полагается поступать с нарушителями. И наказание это: сорок плетей, смерть и «карэт» от Всевышнего, четыре смертных казни. Но награды за исполнение каждой заповеди в Торе не указаны и не разъяснены, чтобы, занимаясь только серьезными заповедями, не перестали исполнять легкие.
10. И вот пример: царь приказал своим слугам-посадить в саду красивые деревья и пообещал за это награду. Но не сказал, какая награда полагается за каждое дерево, потому что хотел, чтобы в его саду были все деревья. Поэтому слуги посадили деревья разных видов. Но если бы они знали, какая награда полагается за каждое дерево, они посадили бы только те, за которые полагается самая большая награда. То же и с заповедями. Ибо Всевышний пожелал одарить еврейский народ всеми заповедями, дабы наделить их вечной жизнью, чтобы все заповеди были их венцом красоты. Тогда, исполнив всю работу, получат от Него полную награду. Ведь ты знаешь, что мудрецы сказали: «Тот, кто лишь изучает Тору, подобен тому, кого Всевышний не защищает», хотя они же сказали, что изучение Торы важнее всего вместе взятого. Легкая заповедь! — награда за нее велика и чудесна, безмерна и бессчетна. Вот посмотри, заповедь о том, чтобы не брать дикую птицу, сидящую на яйцах или растящую птенцов, — это заповедь, не представляющая никаких затруднений, не требующая никаких затрат. О ней сказано (Дварим 22;7): «Чтобы тебе было добро и продлились дни твои». И сказали мудрецы: «Рабби Яаков считает, что нет в Торе легкой заповеди, от которой не зависело бы воскрешение мертвых. Как сказано, “Чтобы тебе было добро” и так далее, означает — в мире, который весь есть добро, “чтобы продлились дни твои” — в мире, который беспределен и вечен. И если о легкой заповеди, на исполнение которой нужно потратить мелкую серебряную монету (а это и есть цена птицы!), Тора говорит именно так, то все оказывается гораздо серьезнее, когда речь идет о заповедях, которые исполнять труднее».
11. А теперь поговорим о наказании за неисполнение заповедей позитивных (асэ). Сказали мудрецы: «Если кому-либо указывают сделать сукку или приготовить лулав, а он не исполняет, суд наказывает его битьем до смерти». И сказали, что те, кто никогда не накладывал тфилин, зовутся «совершившие своим телом преступление перед еврейским народом» (пошъэй исраэль бе-гуфан). И наказание им полагается строже, чем единожды совершившему то, что наказывается «карэт» или смертной казнью. И сказали:
«Если преступления человека больше его достоинств, а среди них есть “совершение своим телом преступления перед еврейским народом” или инцест и тому подобное, — того в день Суда опускают в гееном и содержат там двенадцать месяцев. Затем тело уничтожается, а душа сгорает, и ветер развеивает остатки под ногами праведников». Как сказано (Малахи 3;21): «И будете топтать грешников, ибо станут они пеплом» и так далее. И сказали: «Тот, кто не придает значения заповедям позитивным (асэ), например, пренебрегает полупраздничными днями (хол а-моэд) — что является позитивной заповедью (Шмот 23; 15): “Соблюдай праздник Мацот”, — нет у него доли в будущем мире, даже если он изучал Закон и совершал добрые дела». И обо всех позитивных заповедях есть общий запрет (лав), как сказано (Дварим 13; 1): «Не прибавляй к тому и не убавляй от того».
12. Исполнение позитивных заповедей называется «страх пред Всевышним» также, как и соблюдение негативных заповедей, как сказано (Ваикра 19;32): «Пред сединой вставай и уважай старца, и бойся Всевышнего». И сказано (Теилим 34; 12): «Научу вас страху пред Всевышним», и после этого написано «Отойди от зла и твори добро, ищи мира и гонись за ним». Из этого следует, что тот, кто не занят добрыми делами и поисками мира, не обрёл страх пред Всевышним. И такой человек — один из преступников, — он не боится Всевышнего, как сказано (Коэлет 8; 13): «А нечестивцу не сдобровать, и, подобно тени, недолги его дни, потому что не страшится он Всевышнего».
13. И есть среди заповедей позитивных (асэ) серьезнейшие, но многие их не исполняют. Например, упоминание Имени Всевышнего всуе, как сказано (Дварим 10;20): «Бойся Всевышнего», и объяснили мудрецы, что этим нам заповедано не упоминать Имя Всевышнего всуе. А также оказание добра (гмилут хасадим), что является позитивной заповедью (асэ), как сказано (Шмот 18;20): «И указывай им путь, по которому им ходить» — это оказание добра. И сказали, что оказание добра важнее милостыни. Ибо милостыня — бедным, а оказание добра — и бедным, и богатым. Поэтому сказано: «Мир стоит на трех основаниях — на Торе, на служении, на оказании добра». И вот — милостыня — деньгами, а оказание добра — и телом, и деньгами. Ибо человек обязан трудится над тем, чтобы его народу было хорошо и стараться всем естеством своим, дабы у другого было все, как следует, пусть тот беден или богат. И это одно из основных и самых серьезных требований от человека, как сказано (Миха 6;8): «Сказано тебе, человек, что добро и что Всевышний требует от тебя: только вершить правосудие и любить милосердие». А также является добрым делом уступать в суде и тому подобное, как сказано (Шмот 18;20): «И то, как им следует поступать», объяснили мудрецы, что это означает «уступать в суде». В этом вопросе имеются многие аспекты, указывающие на то, что эта заповедь является одной из важнейших, в соответствии с тем, о чем идет речь в суде. Сказали мудрецы, что Иерусалим был разрушен, потому что там поступали по букве закона и не уступали в суде.
14. В среде народа многие, полагают, что гибель души и утрата ее происходит в основном в результате преступлений, связанных с действием. И что не погибнет душа того, кто чист от преступлений действием и не следовал по преступному пути, хотя и заповеди не исполнял и добрых дел не совершал. Поэтому обязаны мы объявить заблуждающимся, что мудрецы сказали: «Некоторое время Всевышний не наказывал в этом мире за идолопоклонство, кровосмесительство и кровопролитие, но их постигло наказание за прекращение изучения Торы». И сказали: «Как награда за изучение Торы больше награды за исполнение всех заповедей, так и наказание тому, кто отменяет изучение Торы, тяжелее наказания за все преступления». И сказали (Бамидбар 15;31): «Ибо слово Всевышнего он презрел и заповедь Его нарушил; истребится непременно душа та; грех ее на ней», — это сказано о том, кто в состоянии изучать Тору, но не изучает. И мы уже упоминали об этом в разделе о Торе.
15. И мы находим, что о жителях Содома сказано: были они очень виновны пред Всевышним в том, что шли всякими гнилыми путями, грабили и силой отнимали, неправедно судили и не останавливались перед кровосмесительством. Но сказано, что пропали они и погибли за преступление отмены милостыни, как сказано (Иехезкель 16;49): «Вот в чем было преступление сестры твоей, Содома: гордость, пресыщение хлебом, <…> и бедным и нищим она не помогала».
И сказано о тех, кто не раздумывает о страхе пред Всевышним постоянно (Ишая 29; 13-14): «И стал страх их предо Мной затверженной заповедью людей. Поэтому Я еще ударю народ этот поражающим ударом». И сказано (Ирмия 12; 1-2): «Почему путь нечестивых успешен и все вероломные благоденствуют? Устам их Ты близок, а сердцу их Ты далек». И сказано (Теилим 73;27): «Ибо вот погибнут удалившиеся от Тебя».
16. Знай же, что согласно значению заповеди велико наказание тому, кто ее не исполняет. Даже если он и не производит какое-либо действие, чтобы ее нарушить. Подобное мы находим в заповеди о жертвоприношении «Песах» и в заповеди об обрезании, которые являются заповедями позитивными (асэ), но не исполнившему их полагается наказание «карэт».
17. Знай же, что высочайшие достоинства принадлежат позитивным заповедям. Например, достоинство выбора, как сказано (Дварим 30; 19): «И выбери жизнь». И достоинство изучения Закона, как сказано (там же 6;7): «И говори о них». И достоинство следования стезями Всевышнего, как сказано (там же 28;9): «И поступай подобно Ему». И достоинство созерцания величия Всевышнего, как ска
зано (там же 4;39): «Ты должен знать ныне и дать проникнуть в глубину души своей, что Всевышний есть Всевышний на небе вверху и на земле внизу; и нет другого». И Давид говорит (Теилим 14;2): «Всевышний с небес взирает на людей, чтобы видеть есть ли разумный, ищущий Все-вышнего».И достоинство памяти о Его добре и понимания его, как сказано (Дварим 8;2): «И помни весь путь», и сказано (там же 8;5): «И ты знаешь, что как человек наставляет сына своего, так Всевышний наставляет тебя». И Давид говорит (Теилим 107;43): «И размышляйте над милостями Всевышнего». И сказано (там же 26;3): «Ибо милость Твоя пред глазами моими». И достоинство освящения, как сказано (Ваикра 11;44): «И освятите себя и будьте святы». И достоинство служения, как сказано (Дварим 10;20): «Ему служи». И достоинство страха пред Всевышним, как сказано (там же): «Бойся Всевышнего». И достоинство любви, как сказано (там же 6;5): «Люби Всевышнего». И достоинство стремления (двекут), как сказано (там же 10; 10): «И к Нему стремись». И у каждого достоинства есть множество уровней, как будет объяснено, с помощью Всевышнего. И ради этих Достоинств человек был создан, как сказано (Ишая 43;7): «Все, что названо именем Моим ради славы Моей создал Я». А на что может надеяться созданный, если не приложит силы свои и не сделает своим основным делом то, ради чего был создан?
18. Закон разъясняет наказание за неисполнение заповеди, как сказано (Дварим 27;26): «Проклят, кто не осуществит слов Закона сего исполнением их». Сказано «исполнением их», что указывает на то, что это сказано о неисполнении заповедей.
19. И знай, что созданный обязан быть верным посланцем и разумным слугой во всей деятельности своего Господина. Верный работник работает быстро и наблюдает за работой других работающих. Он видит, верно ли они служат. Он наставляет их и объясняет, что именно они должны сделать. Потому что его желание и стремление состоят в том, чтобы дело Хозяина было сделано хорошо и без обмана. Поэтому он помогает своим товарищам-работ-никам. И сказали мудрецы (Сифри): «Проклят тот, кто не исполнит», — вот человек, изучивший Тору и Мишну и обучивший других, он исполняет Закон; и у него есть возможность помогать тем, кто занимается изучением Торы и исполнением заповедей, а он не помогает им, — вот он среди тех, о ком сказано «Проклят тот, кто не исполнит».
20. Одна из важнейших заповедей — не судиться в суде неевреев, как сказано (Шмот 21; 1): «И вот законы, которые ты положишь перед ними», — «перед ними», а не перед неевреями, но непокорные [нарушающие эту заповедь] попадаются на этом. Мы уже говорили о гибельных путях, к которым ведет это преступление.
21. И о несоблюдении заповеди страха перед отцом и матерью, которая является позитивной заповедью, как сказано (Дварим 27; 16): «Проклят пренебрегающий отцом своим и матерью своею». «Пренебрегающий», значит, пренебрегающий их честью и нарушающий заповедь страха перед ними. Как сказано (Ваикра 19;3): «Бойтесь каждый матери своей и отца своего», — и сказали мудрецы, что «бояться отца» значит не садиться на его место, не противоречить ему и не брать его сторону в споре, [так как принимая сторону отца в споре, сын показывает, что он равен отцу].
22. И заповедь о тфилин, и заповедь о мезузе — это позитивные заповеди. Их смысл состоит в принятии царствия Всевышнего, ибо они изложены в главе «Шма Исраэль». Из этого можно сделать вывод о наказании тому, кто не исполняет эти заповеди. Ибо о таком можно сказать «он ломает ярмо, рвет вожжи» [не подчиняется Всевышнему]. Мы уже вели речь об этих заповедях. И о заповеди о ци-цит сказали мудрецы в Сифри, что цицит прибавляет святости, как сказано (Бамидбар 15;40): «Чтобы вы помнили и исполняли все заповеди Мои и были святы Всевышнему». Заповедь о цицит возложена лишь на того, у кого есть одежда о четырех углах, а если у кого нет такой одежды, он не обязан покупать ее. Но сказали мудрецы, что такой будет наказан во времена беды за то, что не возжелал в сердце своем красоты заповеди и награды за нее, не создал причину быть обязанным исполнить эту заповедь, то есть не купил себе одежду о четырех углах и не сделал в ней цицит на углах ее, как заповедано.
23. И знай, что тот, кто страшится слова Всевышнего не щадит сил, чтобы исполнить в точности как «легкую» заповедь, так и «серьезную», и усугубляет их условия. Ибо обращает внимание не на относительную легкость заповеди, а на величие Того, Кто о ней заповедал, благословен Он. Открой свои глаза, чтобы увидеть и уразуметь, что это исходное положение разъяснено в Торе. Ибо в заповеди о том, что следует вставать перед старым человеком, написано «Я — Всевышний», также как и в заповедях о почитании отца и матери и о соблюдении субботы (Шабат). И о многих заповедях, которые в наше время многими людьми исполняются недостаточно, мы говорим в этой книге для того, чтобы помочь каждому. Возьми их и запечатлей в сердце своем.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»