Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Молитва, Рав Эуд Авицедек
«Качество “храни”, оно же Малхут, оно же “невеста”, и потому суббота называется невестой, как сказано (Бава кама 32): “Приди, невеста и выйдем навстречу субботе, царице-невесте”» (рабейну Бехайе).
Слово «хранить» (שמירה) имеет три значения. Одно — отход и воздержание от действия, как сказано в Писании: «Храни себя, чтобы не…». Второе — ожидание и стремление, как сказано в Писании (Берешит 37:18): «А отец его сохранил это дело» — «ожидал, когда оно придет» (Раши). И третье — в простом смысле, поместить в определенное и охраняемое место. Все эти три аспекта — основной смысл понятия «невесты».
«Суббота Творения соответствует посвящению в жены (Кидушин), как сказано: “…и освятил его” — запретить всему миру работу и служить лишь Всевышнему». Кидушин означает: запретить женщину всем остальным мужчинам мира, подобно объекту, посвященному Храму.
В субботу вечером Собрание Израиля освящается, отойдя от всех материальных дел (это 39 будничных деяний), чтобы объединиться в святом приобщении со своим Другом. Хранят — предвкушают они с томлением освящения ночи: «Давай выйдем навстречу субботе, невесте, царице». (Отсюда обычай учеников пророков при наступлении святого дня, произностить Песнь Песней, говорящую о всяком посвящении в мироздании, и о посвящении между Собранием Израиля и Всевышнем; эта Песнь — святая святых). Они с трепетом принимают ее лик, воздействие ее благословения и святости: «Пойдем, друг мой, навстречу невесте, лик субботы встретим мы» — «это качество “храни”, и это невеста» (рабейну Бехайе).
*
Сохранение и получение влияния — это суть ночи, когда царствует луна, у которой нет ничего от себя — она лишь получает свет и изобилие от солнца. «До полночи земля получает в себя и складывает в себя то, что получила днем» (Виленский Гаон).
Это качество Малхут Собрания Израиля, которое предстает как сосуд, страждущий получить все изобилие от Творца. «У Субботы нет пары, за исключением Израиля, — ибо нет судьбы у Израиля, и суббота, дочь Царя, является их парой. Ибо нет у нее ничего от себя, но лишь со стола Царя, и она выше судьбы» (р.Авраам, сын Виленского Гаона). «Навстречу субботе пойдем, ибо она — источник благословения».
Тем самым у нас появляется некоторое понимание слов Рамбана, относящихся к качеству субботы «храни»: «В общем случае, вспоминание будет днем, а хранение — ночью, и об этом сказали мудрецы, что вечером говорят: “Приди, невеста, приди, невеста, давай выйдем навстречу субботе, царице, невесте”. А дневное благословение они назвали “великим кидушем”, и пойми это. И на самом деле, качество “помни” относится к повелительным заповедям, и оно выходит из качества любви, и к качеству милосердия, ибо тот, кто исполняет заповедь своего господина, любим им, и господин жалеет его. А качество “помни” — к запретительным заповедям, относится к качеству суда, и исходит из качества страха, ибо тот, кто хранит себя, дабы не делать злое в глазах своего господина, страшится его».
В данном образе все мироздание предстает при наступлении субботы в образе невесты, страстно стремящейся к своему Другу: оно делает себя сосудом для принятия Его святого и благословенного воздействия.
«И завершены были небо… ибо Всевышний раскрыл Свою благую тайну боящимся Его… посредством Его желанного благого света, окружающего мировые тела в однообразии. И каждая часть из того, что окружает мир, усиливается от горящего в нем стремления приблизиться к категории желанного общего создания… и тем самым стоит и продолжает существовать мир в своем стремлении к Сущему. И об этом написано: “И завершены были небо и земля…” — слово “завершены” (ויכולו) однокоренное со словом כלתה из выражения Псалмов נכספה וגם כלתה, ознающим страстное желание. И посредством этого было восполнено и получило существование мироздание… Слово ויכולו означает великое стремление части к целому, вплоть до самоотрицания» (Ор аХаим).
Это великое стремление желать приобщения к Творцу охватывает всех сотворенных, и оно пробуждается при наступлении субботы: «Хотя мы написали, что стояние миров — в скрытом желании принятия окружающего и прямого света … кроме субботы нет в мире постижения, чтобы познавать Творца и страстно стремиться к Нему» (Ор аХаим).
Суббота — день раскрытия царства Всевышнего и пребывания Его Шехины в нижнем мире. Этот святой день пробуждает «вожделение части к целому», и подумайте над этим хорошенько.
Так и Собрание Израиля предстает в том же образе:
Еще засветло его сыны в страхе готовятся, чтобы удостоиться получить изобилие ее благословения, святости и дополнительной души. При ее наступлении они выходят навстречу Невесте с томлением, принимают ее лик с песнями и гимнами, с теми стихами Псалмов, суть которых — воспевание раскрытия Царства Всевышнего в мироздании.
«Четыре вожделения существуют: вожделение женщины — только к ее мужу… вожделение Всевышнего — только к Израилю, как написано: “Я принадлежу моему другу, и ко мне вожделение его”. И поскольку Всевышний есть абсолютное добро, Его вожделение направлено на того, кто сам добр и прилеплен к Нему… как написано: “Придет благой и получит благо от блага для благих”» (Маараль). Воля Всевышнего в создании мира — это воздаяние блага, а получатель этого блага — душа мироздания, человек, и ему предназначено получать благословение и святость субботы, конечной цели сотворения неба и земли.
«Бедра его, שוקיו, — столпы мраморные» (Песнь Песней 5:15) — его бедра, это мир, который Всевышний вожделел (נשתוקק) сотворить, как написано: «…и ко мне вожделение его (תשוקתו)». Откуда мы знаем, что это так? Как сказано: «ויכולו — И завершены были небо и земля», а слово ויכולו означает не что иное, как вожделение, как написано: נכספה וגם כלתה נפשי, страстно стремится моя душа. Столпы мраморные (שש) — что сотворил весь мир в шесть (שש) дней, как сказано: «Ибо шестью днями сделал Господь…» (Берешит раба).
С творением человека воля Всевышнего — желание воздать благо — раскрылась в своей конечной точке: «воздержался от работы и отдыхал».
Всевышний сотворил человека для того, чтобы дать ему субботний день — цель сотворения неба и земли, конечное действие, задуманное первым: «Адам был сотворен в канун субботы, чтобы приступил к (субботней) трапезе немедленно». Аллегория с царем из плоти и крови, который построил дворец, и обустроил его, и приготовил трапезу, а после этого принял гостей». Так сказал Всевышний: «Добрый дар есть в Моих сокровищницах, и имя ему — суббота».
«Можно объяснить, что “добрый дар” заключается в том, что этот день дан для отдохновения и покоя, — ведь работа в шесть дней — следствие проклятия Адама, как написано: “В печали будешь есть ее”, “В поте лица своего будешь есть хлеб”, а “в сокровищнице” означает — как до греха Адама, когда он отдыхал во все дни» (Маарша).
Это раскрытие намерения воздать благо, содержащегося в качестве Малхут и раскрывающегося в Субботу Творения: «Хотя царь судом поставит землю, и весь атрибут Малхут — это качество Суда, и закон Царства — судить мир по справедливости, все это только для того, чтобы поставить землю, и для управления царством… Но сам царь, наоборот, полон милосердия. И потому цари Израиля — из колена Йеуды, имя которого происходит от четырехбуквенного Имени Всевышнего (с добавлением буквы далет), имени Авайе, указывающее на “Царя Самого”. И это качество милосердия, и Он называется царем Израиля, ибо мы — Его сыновья. А у себя в доме царь не ведет себе по-царски, это только для чужих. Но в своем доме он — как всякий отец для своих сыновей, они связаны с самим царем…» (раби Цадок аКоэн).
И словами р. И.А.Хавера: «Ибо солнце и щит Авайе Бог», и толкование таково: как первый свет спрятан внутри солнца, которое есть душа и тело света, так имя Авайе (качество Милосердия) спрятано внутри имени Аднут (Господства, качество Малхут) при его произнесении. Это имя Авайе, которое раскрылось при наступлении святого дня.
יום השישי ויכולו השמים — полное имя над полным миром. «Что есть суббота? Имя Всевышнего, Имя полное со всех сторон» (Зоар).
«В своем доме царь» он не управляет через суд. Это «самая сушность царя»: «Когда Всевышний творил Свой мир, сотворил его за шесть дней и в день субботний покоился, освятил его и благословил его, подобно тому, кто построил дом, закончил свою работу, и устроил праздник.
“Царь в своем доме” — и собрание Израиля радуется Его царству — и все хранимо и покоится.
Уразумевший эти основы найдет врата света и широкое понимание вечерней молитвы в субботу.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.