Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Молитва, Рав Эуд Авицедек
Это эссе посвящено объяснению основ, на которых зиждятся субботние молитвы. Для этого нам нужно понять фундаментальные концепции, относящиеся к субботе и к молитве. Понятно, что речь здесь идет только о кратких основах, а дальнейший анализ каждый должен провести самостоятельно. Прежде всего, приведем два всеобъемлющих принципа:
«Суббота — не время для молитвы, — ведь в будни мы говорим (Брахот 21): “Дай Б-г, чтобы молился человек весь день напролет”, а в субботу нельзя произносить добровольную молитву. И даже в обязательных молитвах, которые мудрецы установили вместо жертвоприношений, они опустили все тринадцать срединных благословений, в которых мы просим о своих потребностях, ибо не время для них в субботу» (раби Цадок аКоэн).
Основная суть молитвы — это «просьба о потребностях», предстояние молящегося перед Царем, когда ему чего-то недостает. В субботу же не просят о потребностях — суббота не время молитвы.
Молитва установлена вместо жертвоприношения. Это столп служения, и суть этого служения, как объясняет Нефеш аХаим, заключается в понятии цируф, צירוף. Оно имеет два значения: очистка и соединение. Отделение и отдаление зла от человека и от всего мироздания: «вычистить и отделить примеси от всех сил и сотворенных миров, чтобы очистить и обелить их». И соединение, и приближение человека и всего мироздания к своему корню: «Соединить и связать все силы и сотворенные миры, исправленные и упорядоченные в соответствии с высшим замыслом и волей».
В субботу не пристало возиться со структурой зла — недостатками в мироздании и в человеке; такое занятие не есть часть субботнего служения. В субботу не приносят жертвы за грех (хатат), но лишь постоянные жертвы (тамид). «В дополнительных жертвоприношениях субботы нет жертвы хатат, как во всех других дополнительных жертвоприношениях, поскольку Израиль — Его супруга, и все покоится в мире, и кто поймет, тот поймет» (Рамбан). «Все покоится в мире» — в совершенстве, и здесь заложена основа: суббота стоит в тайне совершенного и полного мира, без недостатков.
Постараемся осмыслить корни вещей:
«Шесть будних дней, которые являются днями нечистоты и днями чистоты… и в них “шесть дней работай и делай всю работу твою”. А работа — не что иное, как молитва, в которой человек должен уподобить себя рабу, прославляющему своего хозяина. И как раб, который просит награду у хозяина и уходит к себе, так и в будние дни. Но в субботу-царицу властвует Древо Жизни, а не Древо Познания добра и зла» (ТикунейЗоар).
В будние дни властвуют добро и зло, перемешанные вместе. Поэтому приходит служение молитвы, как объяснялось: «Посредством интенции (настроя) в молитве… мы отделяем добро от зла, и добро освящается светом добра Ацилута, и тем самым шесть дней сохраняются от зла» (Шла).
Суббота находится под властью Древа Жизни; она — подобие Грядущего мира, стоит в тайне Того Дня — Дня, который весь суббота. Это мир, отобранный от зла. В субботу нет служения отбора, выяснения и уничтожения зла — греха, в субботу нет недостатка в мироздании. Суббота — не время молитвы. Почему же мы тогда молимся в субботу?
«Суббота дана только как пример Грядущего мира. Как суббота дана только для еды, питья и славословий Всевышнему, так и в Грядущем мире человек только есть, пьет, и славословит Всевышнего, как говорит пророк Йоэль: “И будете есть, и насытитесь, и восхвалите Имя Господа, Бога вашего”» (рав Ахай Гаон).
«Высшая молитва называется “словословием” (תהלה), а низшая — собственно “молитвой” (תפלה). Причина в том, что высшая молитва прилеплена к главной ступени, и оттуда приходят все виды эманации, изобилия, благословения и жизни, и потому называется “восхвалением”; другими словами, что мы должны прославлять и словословить… а низшая называется “молитвой”, поскольку низшая прилеплена к тайне молтив и мольбы по множеству грехов» (Шаарей Ора). Молитва существует в месте, где есть грехи — недостатки, а когда мир совершенен — служение заключается только в славословии.
Слово תהלה (славословие) однокоренное с одним из названий света (הלה). Суббота черпает свою реальность из того дня, о котором сказано: «И будет свет луны, как свет солнца, а свет солнца будет всемеро, как свет Семи дней» (Йешаяу 30). Свет луны в совершенстве — нет в мире недостатка.
*
Грех и недостаток относятся к структуре тела. Они — следствие материальности, а суббота — «день душ, а не день тела», мир души, освещенный светом совершенства без всякого недостатка.
«Этот день — день душ, и поэтому прославляют славословиями души» (Зоар).
Отсюда мы перейдем к объяснению второго тезиса, включающего в себя три субботние молитвы.
«Некоторые спрашивают: Почему мудрецы установили в субботу три различные молитвы: “Ты освятил”, “Возрадовался Моше”, “Ты один”, а в праздник установили только одну — “Ты избрал нас” — на вечернюю, утреннюю и послеполуденную молитву. Один из ответов таков. Поскольку Суббота называется невестой, а Всевышний — женихом, установили “Ты освятил нас” во имя посвящения (Кидушин), когда жених посвящает невесту в жены. А потом “Возрадуется Моше” во имя радости жениха и невесты. А затем Мусаф во имя дополнительных обязательств, которые берет на себя жених в брачном контракте, или же по поводу жертвоприношений, подобных свадебной трапезе. А затем “Ты один”, что напоминает уединение жениха с невестой.
А раби Калонимус указал другую причину: три субботние молитвы соответствуют трем субботам — Субботе Творения, Субботе дарования Торы (ведь все согласны, что Тора дана была в субботу) и Грядущей Субботе. И объяснение таково: “Ты освятил” говорит о Субботе Творения. “Возрадуется Моше” — о Субботе дарования Торы. “Ты один” — о Грядущей Субботе, когда будет Господь один и Имя Его одно» (Абудрахам).
Здесь есть два подхода, которые восполняют друг друга, как говорится об этом в словах раби Авраама, сына Виленского Гаона:
Суббота Творения соответствует обряду посвящения (Кидушин), как сказано: «…и освятил его (субботний день)», запретив любую работу, кроме служения Всевышнему.
Суббота дарования Торы соответствует утренней молитве: «Возрадуется Моше дару, выпавшему на его долю, великолепный венец надел Ты ему на голову…», это свадебный балдахин (хупа), дарование Торы подобно бракосочетанию.
Грядущая суббота соответствует уединению после церемонии хупы, как сказано: «В тот день будет Господь один, и Имя Его одно».
Мудрецы открывают нам, что все мироздание приходит к совершенству в процессе этих трех суббот.
Суббота Творения раскрывает царство (Малхут) Всевышнего в мироздании — цель сотворения неба и земли в том, чтобы Божественное Присутствие раскрывалось в нижнем мире, — конечное действие, задуманное первым.
Великолепие субботы (Тиферет) — это суббота дарования Торы, в которую в совершенстве раскрывается воля Всевышнего в мироздании — это Тора, слово Бога, Его святые речения, с которыми Он явился с неба, чтобы дать их на землю.
Но глубина понимания (Бина) субботы, цель всего, раскроется в Грядущем, в тот день, который весь — суббота.
*
В другом аспекте, параллельном восполнению «формы человека» всего мироздания, святой Шла объясняет процесс прихода мироздания к совершенству в эти три субботы. «Соответствуют трем этим субботам три категории души — нефеш, руах, нешама — стоящие одна над другой. Десятью речениями сотворен мир, но его существование было условным до Десятисловия. В Десяти речениях сотворения мира целью являлся человек: “…и стал человек душою (нефеш) живою”. Это уровень нефеш. А после этого, при даровании Торы, добавился уровень руах, когда все евреи удостоились духа Божьего — пророчества, как сказал Моше: “Кто даст, чтобы весь народ Господа были пророками, когда даст Господь Свой дух на них”. А в Грядущем раскроется нешама со стороны Бины, которая — Грядущий мир».
Такова и конечная точка совершенствования микрокосма — человека: быть полноценным в этих трех аспектах — нефеш, руах и нешама. И поэтому «мудрецы Торы называются субботами» (Зоар). Данные вопросы будут объяснены в каждой молитве на своем месте.
*
Есть еще одна глубина в раскрытии этих трех суббот:
Рамхаль, в конце книги Питхей Хохма веДаат, определяет различные аспекты замысла Творца в сотворении мира. Приведем здесь выдержку из его слов, относящуюся к нашей теме, и увидим, что в этих трех субботах выполняются эти три аспекта замысла Творения:
Первое знание: «Эманирующий сотворил мир, чтобы воздать добром сотворенным; совершенное добро, которое они получат заслуженно, а не как милостыню. И ради этого установлен весь этот великий порядок… в конце концов, после зла придет добро… и тогда все души получат по заслугам…» Это замысел воздаяния блага: «Человек сотворен только для того, чтобы наслаждаться Господом и получать удовольствие от сияния Его Шехины. Ибо это — настоящее блаженство и величайшее наслаждение, которое может существовать» (Месилат йешарим 1). Данное знание раскрывается в Субботе Творения. Это суббота, предназначенная для первого человека, Адама, сотворенного в реальность, представляющей полное блаженство и покой, в мир, который весь относится к категории Субботы. И его задачей было сохранить это достоинство и ввести все мироздание в день, который весь — суббота.
Второе знание: «Эманирующий сотворил мир, чтобы дать место описаниям… Что Он называется Милосердный, Милостивый, Долготерпеливый и т.д. А из этого проистекает все знание Святого Древа со всеми его ответвлениями. И это называется знанием описаний: знать сколько описаний есть, а именно — сколько качеств… и по какому порядку они упорядочены и т.д.» Этот замысел раскрывается в Субботе дарования Торы. Ведь вся Тора есть раскрытие всех путей Всевышнего в реальности.
Третье знание есть «весьма замечательное знание. Оно состоит в следующем: Эманирующий хотел раскрыть Свое единство, показать, что “Я первый, и Я последний”, и, в конце концов, всякое проклятие превратится в благословение, и все зло вернется в добро… Из этого уже следует знание всех сфирот, которые все возвращаются к высшему единству Бесконечного… Это — основа веры Израиля: знать единство Эманирующего». Это замысел раскроется в Грядущей Субботе.
Все перечисленные принципы лежат в основе субботних молитв. Понятно, что упомянутые три субботы — это три аспекта, существующие в каждой субботе. Ведь субботний день включает в себя три этих раскрытия на протяжении Шести Тысяч лет. Более того, если эти три субботы есть форма прихода к совершенству мироздания и человека, то необходимым образом в каждой субботе есть эти три аспекта, — ведь если бы Адам не согрешил в канун субботы, то Суббота Творения превратилась бы в Субботу дарования Торы и в Грядущую Субботу. И если бы Израиль не согрешил с золотым тельцом, то Суббота дарования Торы превратилась бы в Грядущую Субботу. «Три эти субботы — они все один день: суббота ночи, суббота дня и суббота вечера» (Зоар).
В три времени субботних молитв прорываются свечения этих трех аспектов субботы. В соответствии с этими раскрытиями, установили Мудрецы своим духом святости три молитвы субботы.
Отсюда мы переходим к объяснению основ каждой молитвы.
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.