Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Четверо называются злодеями — поднимающий руку на товарища, даже если и не ударил его, берущий в долг и не возвращающий, наглый, который не уважает того, кто больше его, и тот. кто участвует в раздорах.»Мидраш
В субботний день имеет место аннигилирование и прекращение действия природной системы

Мизмор

«Несомненно, полное отрезание оболочек есть только в субботний день, как написано в Зоаре, что они погружаются в Нукву великой Бездны. И потому мизмор, отрезание: отрезание оболочек происходит только в субботний день» (Оцрот аРамхаль).

На основе того, как выше объяснялось понятие земер, мы понимаем слова Рамхаля. В субботний день имеет место аннигилирование и прекращение действия природной системы. Так это было в Субботу Творения, когда Творец прекратил всякую Свою работу. Так это было и в Субботу Дарования Торы, когда все голоса мироздания остановились и замерли, услышав святые Речения. И так будет в Грядущую Субботу, когда вся материальность остановится, — ведь ее порождение — творение зла.

Эта остановка и прекращение есть змира — отрезание той самой структуры зла, что развилась из сотворения материи. В субботний день в мир приходит внутренний отсвет реальности, в которой природа аннулирована. Человек отделяется от 39 будних действий и прилепляется к миру души, и в этом проявляется высшее раскрытие веры и упования на Бога, скрывающегося за завесой природы.

Шир

«И поскольку отрезаны оболочки, Шехина поднимается… И это поднятие происходит посредством Песни (шир), как и все возвышения происходят посредством песни. И потому “песнь на день субботний”: чтобы поднять Шехину в тайне субботы, нужна песнь, поэтому мы поем песни во время принятия субботы и, в особенности, “Псалом, песнь на день субботний”, дабы поднять Шехину в тайне субботы» (Рамхаль, там же).

Как мы объяснили, суть песни — притягивание и поднятие. И так все мироздание притягивается и поднимается в этот день к своему корню. Корень данной концепции — в Грядущей Субботе, в которой все круговороты Шести Тысяч лет поднимутся и вернутся к своему источнику. Тогда, в тот день, раскроется Песнь Грядущего, песнопение на День, который весь — суббота.

Все это находит свое выражение в субботних молитвах. Их суть — прославление и восхваление. В будничной молитве молящийся говорит о том, чего ему недостает, но в субботу светит совершенный мир, который воспевает Создателю хвалу и превозношение. Именно поэтому святой народ преумножает в субботний день песни и славословия Всевышнему.

Псалом, песнь на день субботний

Он описывает всеобъемлющий круговорот мироздания на протяжении Шести Тысяч лет.

«Поскольку в субботу завершил Всевышний мир, и поскольку некоторые говорят, что в этом мире есть недостатки, в частности, праведник, которому плохо, и злодей, которому хорошо, об этом говорится: “Псалом, песнь на день субботний: Хорошо благодарить Господа!” Следует благословлять Всевышнего за совершенство творения, и что нет недостатка в мироздании, но все в совершенстве. И поскольку это восполнение совершенства происходит лишь со стороны Грядущего мира, и им будет все приведено к совершенству, потому сказано: “Песнь на день субботний”, на день, который весь суббота, и покой для вечной жизни, ибо даже если в нашем мире нечто представляется недостатком, со стороны Грядущего мира все будет восполнено» (Маараль).

Здесь проявляется великая двойственности — псалом (мизмор) и песнь (шир). Мизмор относится к материальному миру, Управлению Суда, в котором имеются недостатки и болезненные вопросы, которыми задавались как величайшие умы человечества, так и простые люди: праведник, которому плохо, злодей, которому хорошо… А шир относится к раскрытию Высшей субботы, когда раскроется понимание путей Всевышнего и не будет более претензий и вопросов к Его провидению.

«Поэтому весь этот псалом двойственен: хорошо прославлять — и воспевать (לזמר) Твое Имя, Всевышний; и также: рассказывать утром Твою милость — и веру Твою ночью. Весь этот псалом — двойной, поскольку он основан на двойном мире» (Маараль). В этом суть субботы, что «ее деяния двойные» — нижняя суббота, раскрывающая здесь, в нашем мире, «песнь» высшей субботы.

Хорошо благодарить Господа

Благодарение (הודיה), буквально «признательность» — мы признаем, что все от Него, и говорим это в субботу, когда Он завершил все (Маараль).

«В субботний день — предуготовленное время и благоприятный момент выражать признательность Всевышнему, в отличие от будних дней» (Рамхаль).

Признательность приходит за полноту благодеяния, она может быть выражена полностью, когда прорывается отсвет раскрытия этой полноты и совершенства. «Все жертвоприношения отменяются в будущем, кроме жертвы благодарения». «Все молитвы отменяются в Грядущем, а благодарственная молитва не отменяется». Молитвы и жертвоприношения приходят за грехи — недостатки мироздания и человека, и для удовлетворения их потребностей. В субботу, в той совершенной реальности, властвует благодарение — «хорошо благодарить Господа».

И воспевать Твое Имя, Всевышний

«После того, как сотворил их, есть у Него сила уничтожить их. И потому он сказал: “и воспевать Твое Имя, Всевышний”, ибо Он возвышается и властвует над ними». Это воспевание относится к Управлению Суда.

Рассказывать утром милость Твою

Утро — это Грядущий мир, который весь — свет (Маараль). Это свет лика Всевышнего из корня управления Хеседа (Милости), открытое воздаяние блага, которое будет светить в Грядущем мире. Этот свет посылает свои лучи в нижнюю субботу, подобие Грядущего мира, врата и возможность войти в Высший чертог. «Рассказывать утром милость Твою» — соблюдение субботы приводит к двум вещам: 1. Потом, в Седьмом тысячелетии, удостоятся субботнего покоя, и это «говорить утром», в мире, подобном утру; 2. «Твою милость» —раскроется эта милость, свет, который Всевышний скрыл для праведников к Грядущему миру» (Рамхаль).

И веру Твою по ночам

«Наш мир называется ночью… В этом мире, где праведники не благоденствуют, приходится “говорить веру Твою по ночам”: несмотря на то, что праведник в беде, он верит во Всевышнего, что будет ему хорошо в Грядущем мире». (Маараль).

Откуда же праведники черпают силу, чтобы укрепиться в этой вере? В соблюдении нижней субботы, освещающей мрак ночи будних дней. Это дает им вдохновение для веры в раскрытие Дня, который весь — суббота. Соблюдение субботы также влечет нахождение Шехины в мире в течение всех Шести Тысяч лет. И это «веру Твою по ночам» — присутствие Шехины, которая называется «верой», и даже во время тьмы, которой уподоблены Шесть Тысяч лет (Рамхаль).

На десятиструнной

«Сказал: На десятиструнной и на арфе, то есть, что будет воспевать совершенное и полное прославление… Это и есть на“десятиструнной”, ибо сказано, что в Храме скрипка была семиструной, в дни Машиаха будет восьмиструнной, а в Грядущем — десятиструнной» (Маараль). «Суть в том, что скрипка и музыкальные инструменты в Храме намекают на постижение мысли, связанной с духом (руах), и самое тончайшее явление в материальности — музыка… В нашем мире мудрецы постигают семь сфирот, на что намекает семисвечник в Храме… в Грядущем постигнут восьмую сфиру… а в Грядущем будет полное постижение десяти сфирот…» (Рамбан).

Это и есть совершенное прославление, песнь на день субботний, который весь — совершенство. «В Грядущем природа не будет материальной никоим образом, но совершенство будет полностью отделенным. И тогда скрипка будет десятиструнной, ибо десять струн указывают на Божественную святость… и Грядущий мир сотворен буквой י» (Маараль).

Если расцветут злодеи

Когда человек удостаивается субботнего вдохновения, у него возникает понимание всеобъемлющей Песни мироздания. Он знает, когда расцветут злодеи, как трава, и распустятся все делающие злодеяние — это для того, чтобы уничтожить их на веки вечные. «То есть, вначале я страдал, когда видел, что есть в этом мире праведники, которым плохо, и благоденствущие злодеи. Но когда я увидел Твои деяния, обрадовавшие меня, я понял, что нет в сотворенном Тобой мире никакогонедостатка. Но невежда не знает, и глупец не поймет этого, и потому думает, что есть здесь недостаток. И даже если злодеи преуспевают в этом мире, их успех подобен траве, которая быстро отцветает, и как он быстро расцветает, так быстро исчезает» (Маараль).

Ведь успех злодея — лишь определенный краткий отрезок всего объема Песни, и это земер, отрезание, чтобы истребить его навеки. Это управление, связанное со сфирой Ход: «Платит ненавистникам Своим наличными, чтобы истребить их» (Дварим 7:10). Ибо всякая вещь, быстро приходящая в этом мире к своему совершенству—, в конце концов, пропадет. Ведь совершенство категории нашего мира — временно; оно относится к материальности и будет разрушено в Грядущем.

Праведник подобно пальме расцветет

Пальма не зацветает быстро. Она долго вершит свой цикл, и потому долго существует: «праведник по своему великому совершенству не спешит выйти из потенциального в актуальное состояние, и потому он получает свое совершенство только в Грядущем мире, как награду, и не так быстро исчезает. Как мы объяснили: всякий объект, обладающий малым совершенством, спешит актуализироваться в материальном мире, но праведник, совершенство которого велико, актуализация его совершенства задерживается до Грядущего мира». Это духовное совершенство, приобретаемое тяжким трудом и усилиями все дни жизни человека, и его существование вечно.

Когда человек проясняет для себя это постижение во всей глубине, исчезают у него претензии по поводу какого бы то ни было недостатка в мироздании. Тогда он признает и прославляет этой Песнью своего Создателя.


Ишмаэля, старшего сына Авраама, Тора называет «диким человеком» («пэрэ адам»). Многие считают, что взаимоотношения между Ишмаэлем и Ицхаком, младшим сыном и наследником Авраама, наложили свой отпечаток и на все последующие отношения между евреями — потомками Ицхака — и ишмаэльтянами, то есть арабскими народами. Читать дальше