Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Устная Тора, Мудрецы Мишны, Ангелы, Раби Элиезер
На второй день Всевышний создал небесный свод, ангелов, огонь (для службы людям) и огонь Геинома. Но ведь небеса уже были созданы в первый день, как сказано: «В начале сотворил Бог небо и землю»[33]. Какое же небо Он создал на второй день? Раби Элиэзер сказал, что речь идет о небесах, находящихся над четырьмя хайот (вид ангелов), как сказано: «И образ на головах хайот, как невероятный лёд»[34]. Что означает «как невероятный лед»? Как драгоценные камни и жемчуг; и он освещает все небеса, как свеча освещает дом и как свет солнца в полдень, как сказано: «Свет обитает с Ним»[35]. В будущем мире праведники будут светить подобно этому свету, как сказано: «А мудрые будут сиять, как сиянье небес»[36]. Если бы не небесный свод, мир потонул бы в водах, которые над ним и которые под ним. Свод разделяет два эти вида вод, как сказано: «И сказал Б-г: “Да будет небесный свод в водах и будет разделять между водами и водами”»[37], то есть между верхними водами и нижними.
Ангелы, которые были сотворены на второй день, когда отправляются выполнять поручение Всевышнего, становятся ветрами. А когда они прислуживают Ему, становятся огнем, как сказано: «Делает своих ангелов ветрами, своих слуг горящим огнем»[38]. Четыре группы ангелов восхваляют Всевышнего: группа Михаэля справа, группа Гавриэля слева, группа Уриэля спереди и группа Рафаэля сзади. Божественное присутствие находится посередине, и Б-г сидит на великом троне, поднятом высоко и висящем в воздухе. Видение Славы Его подобно хашмалю (духовное понятие высокого уровня), как сказано: «И увидел я подобие хашмаля»[39]. Венец на голове Его и корона с особым Именем на лбу Его. Глаза Его видят всю землю, половина Его — огонь, а половина — град. Справа от Него жизнь, а слева смерть, огненный жезл в руке Его, занавес повешен перед Ним. Семь ангелов, сотворенных в самом начале, прислуживают Ему с внутренней стороны занавеса, которая называется Паргод. Подножие Его — словно огонь и град, а ниже трона Его (сияние), как сапфир, и огонь воспламеняется вокруг трона Его, а стоит он на справедливости и суде. Семь облаков Славы окружают Его, а ангелы, называющиеся Офан а-гальгаль, Крув и Хайя, восхваляют Его.
Образ трона похож на сапфир, с четырьмя ножками, на каждой из которых изображены четыре святых хайот, у каждой из которых четыре лика и четыре крыла, как сказано: «И четыре лика у каждой»[40]. Это Крувим. Когда Он (Всевышний) говорит в сторону востока, голос выходит со стороны двух Крувим с ликом человека. Когда говорит в сторону юга, голос выходит со стороны двух Крувим с ликом льва. Когда говорит в сторону запада, голос выходит со стороны двух Крувим с ликом быка. А когда говорит в сторону севера, голос выходит со стороны двух Крувим с ликом орла. Напротив них находятся ангелы Офаним (они же — Гальгалей Меркава). Когда Он сидит, сидит на великом возвышающемся троне, а когда наблюдает за землей, он восседает на Офаним. От звука крика Гальгалей Меркава образуются громы и молнии (духовные понятия). Когда Он на небесах, восседает на легком облаке, как сказано: «И воссел на Крува»[41]. Когда Он спешит, летит на крыльях ветра, как сказано: «И воссел на Крува, и полетел, парил на крыльях ветра»[42].
А Хайот стоят возле трона Славы, но не знают, где место пребывания Славы. Стоят они в ужасе и страхе, в трепете и в поту, и от пота их лиц вытекает огненная река, как сказано: «Река Динур (огненная) вытекает и протекает перед Ним»[43]. Два ангела Срафим стоят, один справа от Всевышнего, а другой слева. «По шесть крыльев»[44] у каждого из них. Двумя каждый из них прикрывает лицо, чтобы не смотреть на Божественное присутствие, двумя накрывает ноги, чтобы не обнажились в присутствии Всевышнего, так как ноги ангела имеют форму ног теленка. На двух оставшихся крыльях летают. И восхваляют, и прославляют великое Имя Его: один отвечает, а другой провозглашает, и говорят: «Свят, свят, свят Всевышний Воинств, полна земля Славы Его»[45]. А хайот стоят возле трона Славы, но не знают, где место пребывания Славы, и отвечают, и говорят: «Всюду, где пребывает Слава», — «Благословенна Слава Всевышнего в месте пребывания Ее»[46]. А еврейский народ — один народ на земле, который выделяет Имя Его дважды, каждый день, говоря: «Слушай, Израиль, Всевышний — Б-г наш, Всевышний один»[47]. А Он отвечает еврейскому народу: «Я — Всевышний, Б-г ваш, спасающий вас от всякой беды».
На третий день Творения земля была равниной, и вода покрывала ее всю. Когда вышло слово Всевышнего: «Да соберутся воды»[48], из некоторых участков земли поднялись горы и холмы, и были они разбросаны по всей земле. Образовались впадины внутрь земли, и воды стекли туда, как сказано: «А стекшие воды назвал морями»[49]. Воды тут же поднялись и стали прибывать, чтобы вновь накрыть землю, пока Всевышний не приказал им остановиться, и усмирил их, и опустил под ноги Свои, и отмерил им границу Своими шагами, чтобы не прибывали и не убывали больше назначенного. И сделал песок оградой для моря, как человек ставит ограду своему винограднику. Когда воды прибывают и доходят до этого песка, они возвращаются обратно, как сказано: «Меня ли не будете страшиться, сказал Всевышний, и не передо Мной ли трепетать будете, ведь Я положил песок границей морю»[50]. До того, как воды собрались в моря, были созданы ямы и пропасти. Это пропасти, которые находятся под землей, а земля простирается над ними, как корабль, который плывет в море, как сказано: «Распростершего землю на водах»[51].
Всевышний открыл вход из Ган Эдена и через него перенес на землю и рассадил по всей земле деревья, в том числе и дающие плоды, разные виды растений и трав, как сказано: «И семя его на земле»[52]. И накрыл Он стол (подготовил пищу) для творений до того, как были сотворены, как сказано: «Накрыл предо мной стол»[53]. Все источники поднимаются из глубин, чтобы поить все творения. Сказал раби Йеошуа: толща земли равна расстоянию, которое можно пройти за 60 лет. Из одной пропасти возле Геинома вытекает источник теплых вод для удовольствия людей.
Сказал раби Йеуда: раз в месяц из глубин поднимаются струи и орошают всю землю, как сказано: «И пар поднялся с земли и оросил всю землю»[54]. Тучи издают звук шумящей воды морям, а моря издают звук шумящей воды глубинам, и они перекликаются между собой, чтобы поднялась вода к тучам, как сказано: «Пропасть к пропасти взывает шумом воды»[55]. Тучи вбирают воду из глубин, как сказано: «Поднимает облака от края земли»[56]. Там, где Всевышний приказывает им подняться и орошать, они дают дождь. Тут же в земле зарождается и прорастает семя. А когда Всевышний хочет дать благословение земле и пропитание творениям, Он открывает сокровищницу благодати на небесах и льет на землю воду, и земля выращивает благословенные семена, как сказано: «И откроет Всевышний тебе сокровищницу благодати на небесах»[57]. И сказано: «Как сочетается юноша с девушкой, так будут сочетаться с тобой сыновья твои» (Йешаяу 62:5). И сказано: «И как дождь и снег спускается с неба, а туда не возвращается, а поит землю, и порождает она, и растит, и дает семя сеющему и хлеб тому, кто ест» (Йешаяу 55:10).
[33] Берешит 1:1.
[34] Йехезкель 1:22.
[35] Даниэль 2:22.
[36] Даниэль 12:3.
[37] Берешит 1:6.
[38] Теилим 104:4.
[39] Йехезкель 1:27.
[40] Йехезкель 1:6.
[41] Теилим 18:11.
[42] Теилим 18:11.
[43] Даниэль 7:10.
[44] Йешаяу 6:2.
[48] Берешит 1:9.
[49] Берешит 1:10.
[50] Ирмеяу 5:22.
[51] Теилим 136:6.
[52] Берешит 1:11.
[53] Теилим 23:5.
[54] Берешит 2:6.
[55] Теилим 42:8.
[56] Теилим 135:7.
[57] Дварим 28:12.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»