Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Раби Йоханан бен Закай, Устная Тора, Мудрецы Мишны, Раби Элиезер
У отца раби Элиэзера бен Уркануса были пахари, которые вспахивали гладкое поле, а раби Элиэзер бен Урканус вспахивал каменистое. Сел раби Элиэзер и заплакал. Спросил его отец: «Отчего ты плачешь? Быть может, тебе тяжело вспахивать каменистое поле? С сегодняшнего дня ты будешь вспахивать гладкое поле». Но и там раби Элиэзер продолжал плакать. Спросил его отец: «Почему ты плачешь, тебе трудно пахать на гладком поле?» Ответил ему сын: «Нет». — «Почему же ты плачешь?» — «Я хочу учить Тору». Сказал отец: «Но ведь тебе уже 28 лет, и теперь ты хочешь учить Тору?! Женись, у тебя родятся сыновья, и ты отведешь их учиться». Раби Элиэзер не ел в течение двух недель (для него было совершено чудо, и он выжил), после чего ему явился пророк Элияу и спросил: «Почему ты плачешь, сын Уркануса?» Он ответил: «Потому что желаю учить Тору». Пророк ответил: «Если ты желаешь учить Тору, пойди в Иерусалим к раби Йоханану бен Закаю». Раби Элиэзер отправился к раби Йоханану бен Закаю, сел и заплакал. Раби Йоханан спросил его: «Почему ты плачешь?» Он ответил: «Потому что я хочу учить Тору». — «Чей ты сын?» Раби Элиэзер не ответил. Раби Йоханан спросил: «Ты никогда не учил молитву Шма, Амиду или благословение после трапезы?» Ответил ему раби Элиэзер: «Нет». Сказал раби Йоханан: «Встань, и я научу тебя всем этим молитвам». После этого раби Элиэзер опять сидел и плакал. Спросил его раби Йоханан: «Сын мой, почему ты плачешь?» Он ответил: «Я хочу учить Тору». Раби Йоханан обучал его двум законам каждый день, и он повторял их и заучивал. Так он учился восемь дней и всё это время не пробовал никакой еды (он жевал землю), из-за чего из его рта пошел неприятный запах. Раби Йоханан бен Закай отсадил его подальше от себя из-за запаха. Сел раби Элиэзер и стал рыдать. Спросил его раби Йоханан: «Почему ты плачешь?» — «Потому что вы отдалили меня от себя, как прокаженного». Сказал ему раби Йоханан: «Сын мой, как вознесся из твоего рта неприятный запах до меня, так пусть вознесутся законы Торы из твоих уст до Небес. Ответь, сын мой, кто твой отец?» — «Мой отец — Урканус». — «Оказывается, ты сын великих людей, и ничего мне не сказал?! Сегодня ты обедаешь у меня!» Ответил раби Элиэзер: «Я уже поел там, где живу». — «А где ты живешь?» Раби Элиэзер ответил: «У раби Йеошуа бен Хананьи и раби Йоси Акоэна». Послал раби Йоханан слугу спросить их: «Элиэзер ел у вас сегодня?» Они ответили: «Нет. Он уже восемь дней ничего не ел».
Сказали сыновья Уркануса отцу: «Поднимись в Иерусалим и лиши Элиэзера наследства» (так как, по их мнению, он бросил отца в старости). Тот поднялся в Иерусалим, чтобы это сделать. В это время у раби Йоханана бен Закая было большое празднество, на которое собрались все важные люди, такие, как Бен Цицит а-Кесет, Накдимон бен Гурион и Бен Калба Савуа. Почему Бен Цицит а-Кесет так назван? Поскольку во время застолья занимал самое почетное место среди других важных людей Иерусалима. О Накдимоне бен Гурионе говорили, что продовольствия у него было больше трех сеим (мера объема) муки на каждого, кто был в Иерусалиме. О Бен Калба Савуа говорили, что у него были огромные дворцы, украшенные золотом. Сказали раби Йоханану бен Закаю: «Вот отец раби Элиэзера». Он велел: «Освободите для него место». Освободили ему место и посадили рядом с раби Йохананом. Раби Йоханан посмотрел на раби Элиэзера и сказал: «Скажи нам слова Торы». Сказал раби Элиэзер: «Раби, подобно тому, как колодец не может дать больше воды, чем в нем имеется, так и я не могу сказать больше слов Торы, чем те, которые выучил от вас». Ответил раби Йоханан: «Как бьющий источник может дать больше воды, чем в него вливается, так и ты можешь сказать больше слов Торы, чем было получено на горе Синай (так как во время учебы тебе открылись новые вещи). Быть может, ты стесняешься говорить в моем присутствии? В таком случае я выйду». Раби Йоханан встал и вышел. Раби Элиэзер сидел и говорил слова Торы, и лицо его сияло, как солнце, и лучилось, как лицо Моше, так что было непонятно, день сейчас или ночь. Раби Йоханан подошел сзади, поцеловал раби Элиэзера в макушку и сказал: «Счастливы Авраам, Ицхак и Яаков, что этот человек является их потомком». Спросил Урканус: «О ком это сказали»? Ему ответили: «О твоем сыне Элиэзере». Тогда он сказал: «Не так надо было сказать, а надо было сказать: “Счастлив я, что он мой сын”». Раби Элиэзер сидел и говорил слова Торы, а его отец стоял. Когда раби Элиэзер увидел, что отец стоит, он испугался и сказал: «Отец, сядь, ведь не могу же я говорить слова Торы, пока ты стоишь!» Ответил ему отец: «Сын мой, я пришел сюда, чтобы лишить тебя наследства, но теперь, когда я увидел тебя и те почести, которые тебе оказывают, я лишу наследства твоих братьев и всё отдам тебе в подарок». Ответил ему раби Элиэзер: «Но я — как один из них. Если бы я просил у Всевышнего земли, Он дал бы мне, ведь сказано: “Всевышнему (принадлежит) земля и всё, что на ней, весь мир и все, кто в нем”[1]. А если бы я просил золота и серебра, Он дал бы мне и их, как сказано: “Мне (принадлежит) серебро и Мне — золото, сказал Всевышний”[2]. Но я просил у Всевышнего только Тору, как сказано: “Поэтому все повеления (Всевышнего) я признаю праведными, а всю ложь ненавижу”[3]».
Сказал раби Элиэзер бен Урканус: «Кто расскажет о мощи Всевышнего, объявит всю Его Славу»[4]. Разве есть хоть один человек на земле, который может описать мощь Всевышнего или объявить всю Его Славу? Ведь даже ангелы могут описать только часть Его величия. Мы должны рассказывать о том, что Он совершал, и о том, что совершит в будущем, чтобы вознеслось имя Всевышнего среди Его творений, от начала существования мира и до конца, как сказано: «Поколение за поколением восхваляют деяния Твои»[5]. Пока не был создан мир, существовал только Всевышний и Его великое Имя. И решил Он сотворить мир, и устанавливал его, но видел, что мир не устоит. Это можно понять с помощью притчи: царь, который хочет построить дворец, сначала закладывает в землю его основы и только потом начинает строить. Так и Всевышний устанавливал основы мира, но мир не мог держаться, пока Всевышний не сотворил раскаяние.
Семь вещей были созданы до Сотворения мира: Тора, Геином, Ган Эден, трон Славы, Храм, раскаяние и имя Машиаха. Тора: «Всевышний создал меня в начале пути, раньше Своих деяний»[6]. Геином: «Установлен со вчерашнего дня для горения»[7]. «Со вчерашнего дня» означает до Сотворения мира. Ган Эден: «И посадил Всевышний Ган Эден с востока (микедем)»[8]. Слово микедем также означает «раньше». То есть Ган Эден был сотворен раньше всего мира. Трон Славы: «Установлен трон Твой с тех пор»[9] — «с тех пор» означает до Сотворения мира. Храм: «Трон Славы возвысился до первого»[10]. «До первого» — до Сотворения мира. Раскаяние: «Раньше, чем родились горы»[11], и также сказано: «Доведешь человека до немощи, чтобы раскаялся»[12]. «Раньше» — до Сотворения мира. Имя Машиаха: «Перед солнцем будет имя его»[13], а еще сказано: «А ты в Бейт-Лехеме, в Эфрате, младший из семейств Йеуды, а происхождение его с ранних времен»[14]. «С ранних времен» — до Сотворения мира. Всевышний тут же посоветовался с Торой, которая называется также «силой мудрости», стоит ли творить мир. Тора сказала: «Владыка миров, если у царя нет воинства и стана, над чем он властвует? Если народ не славит царя, где его слава?» Услышал Владыка мира, и понравились Ему эти слова. Сказала Тора: «Всевышний посоветовался со мной, стоит ли творить мир, как сказано: “У Меня совет и мудрость”[15]». Отсюда мудрецы выучили, что царство, в котором нет советников, не может называться царством. Мы видим это на примере царства Давидау которого были советники, как сказано: «А Йеонатан, дядя Давида, советник, человек умный и проницательный»[16]. У царей из дома Давида были советники, и каждому человеку хорошо иметь кого-то, с кем можно советоваться, как сказано: «Умный слушает совет»[17], а также: «Решение (принимается) с помощью советов»[18].
Восемь вещей были сотворены в первый день Творения: небо и земля, свет и тьма, пустота и беспорядок, ветер и вода, как сказано: «Дуновение от Бога витает над водой»[19]. Некоторые считают, что день и ночь также были сотворены в первый день, как сказано: «И был вечер, и было утро, день первый»[20]. Восемь вещей были созданы на шестой день в сумерки (другое мнение приведено на стр. 145): колодец Мирьям, ман, посох Моше, радуга, форма написания букв, михтав (текст на скрижалях, который можно было читать с двух сторон), одежда первого человека и мазиким (вредящие человеку духовные силы).
Десять вещей Всевышний задумал сотворить: Иерусалим, души праот-цев, деяния праведных, огонь Геинома, воды Потопа, вторые скрижали, шабат, Храм, ковчег Завета и свет будущего мира. Из чего были созданы небеса? Из света, окутывающего Творца. Он раскрыл его, как одеяние, и оно растягивалось, пока Он не сказал: «Довольно». Поэтому одно из имен Всевышнего — Шадай — «сказавший небесам (шамаим) “довольно” (дай)». Откуда мы знаем, что небеса были сотворены из света, окутывающего Творца? Сказано: «Окутывает светом, как одеянием, устанавливает небеса, как занавес»21. Из чего была создана земля? Из снега, который находился под троном Славы. Всевышний взял его и бросил на воду. Вода застыла, и появился земной прах, как сказано: «Ведь сказал снегу: он земля»[22]. Своды небес держатся на водах океана. Воды океана находятся между краем земли и краем небес. А край небес находится над океаном, как сказано: «Накрывает верхними водами»[23]. Содержание небес идет ввысь, и они растянуты полушарием — концы внизу, а остальное вверху. Все люди находятся под небесами. Небеса похожи на шатер, как сказано: «И растянул их как шатер…»[24]. Четыре стороны света существуют в мире: восток, запад, юг и север. С восточной стороны восходит свет, с южной стороны приходят роса и благословенные дожди, с западной стороны приходит тьма, с северной стороны приходят снег, град, холод, жара и дожди. Другое объяснение: северную сторону света Всевышний сотворил и не закончил. Он сказал: «Пусть тот, кто считает себя богом, закончит творение этой части света, и тогда все его признают». Там обитают мазиким, приносящие вред и кошмары; и разные другие виды духовных сил, а также громы и молнии. Оттуда в мир приходит зло, как сказано: «С севера придет зло»[25].
Мир был сотворен десятью речениями: «И сказал Творец: да будет свет», «И сказал Творец: да будет небо», «И сказал Творец: да соберутся воды», «И сказал Творец: да покроется земля травой», «И сказал Творец: да будут светила», «И сказал Творец: да наполнятся воды (обитателями)», «И сказал Творец: да произведет земля существа живые», «И сказал Творец: сотворим человека», «И сказал Творец: вот, Я дал вам всякую траву», «И сказал Творец: нехорошо быть человеку одному»[26].
Мир был создан с помощью трех качеств: мудрость, разумение и постижение, как сказано: «Всевышний мудростью основал землю, установил небеса разумением, постижением разверзлись бездны»[27]. С помощью этих же трех качеств был построен Мишкан (переносной Храм в пустыне, Скиния), как сказано: «И наполню его духом Всевышнего, мудростью, разумением и постижением»[28]. С ними же был построен Храм, как сказано: «Он сын вдовы из колена Нафтали, а его отец. был мастером по меди и исполнился мудрости, разумения и постижения»[29]. С помощью этих же качеств будет построен будущий Храм, как сказано: «Мудростью построит дом, разумением установит и постижением наполнит комнаты»[30]. Эти три качества Всевышний в будущем даст в подарок еврейскому народу, как сказано: «И Всевышний даст мудрость из уст Своих, постижение и разумение»[31]. Они же будут даны царю Машиаху, как сказано: «И снизойдет на него дух Всевышнего, дух мудрости и разумения, дух совета и мощи, дух постижения и боязни Б-га»[32].
[1] Теилим 24:1.
[2] Хагай 2:8.
[3] Теилим 119:128.
[4] Теилим 106:2.
[5] Теилим 145:4.
[6] Мишлей 8:22.
[7] Йешаяу 30:33.
[8] Берешит 2:8.
[9] Теилим 93:2.
[10] Ирмеяу 17:12.
[11] Теилим 90:2.
[12] Теилим, 90:3.
[13] Теилим, 72:17.
[14] Миха 5:1.
[15] Мишлей 8:14.
[16] Диврей а-Ямим I 27:32.
[17] Мишлей 12:15.
[18] Мишлей 11:14 и 24:6.
[19] Берешит 1:2.
[20] Берешит 1:5.
[21] Теилим 104:2.
[22] Иов 37:6.
[23] Теилим 104:3.
[24] Йешаяу 40:22.
[25] Йешаяу 1:14.
[26] Берешит 1:3-2:18.
[27] Мишлей 3:19-20.
[28] Шемот 31:3.
[29] Мелахим I 7:14.
[30] Мишлей 24:3-4.
[31] Мишлей 2:6.
[32] Йешаяу 11:2.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Шауль Вагшал
В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
Человек, который уповает на Всевышнего, верит в то, что Творец пошлет ему пропитание. История из Талмуда, которая иллюстрирует это правило.
Рав Арье Кармель
...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Работу, не терпящую отлагательства, разрешается выполнить в Холь аМоэд
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»
Притчи Хафец Хаима
Йегуда Авнер
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Массовая безработица, закрытие крупных предприятий и миграция обедневших жителей — явления одного порядка. Их причиной является отказ от субсидирования изучения Торы.
Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»