Из цикла «Пиркей де-раби Элиэзер», темы: Сотворение мира, Астрология, Устная Тора, Мудрецы Мишны, Астрономия, Раби Элиезер
На четвертый день Творения Всевышний поместил на свои места два светила, и ни одно из них не было больше другого. Они были одинаковой величины, одинакового вида и светили одинаково, как сказано: «И сотворил Всевышний два больших светила»[1]. Стали светила соперничать друг с другом. Каждое говорило другому: «Я больше тебя», и не было между ними мира. Тогда Всевышний увеличил одно из них, а другое уменьшил, как сказано: «Большое светило, чтобы властвовать днем, а малое светило, чтобы властвовать ночью»[2]. «И звезды»[3] — все звезды находятся под властью семи планет, влияние каждой из которых распространяется в определенный час. Это Кохав, Левана, Шабтай, Цедек, Маадим, Хама и Нога. Влияние этих планет распределяется также на дни недели: одна планета влияет ночью, а другая днем. В первый день — Кохав и Хама, в понедельник — Цедек и Левана, во вторник — Нога и Маадим, в среду — Шабтай и Кохав, в четверг — Хама и Цедек, в пятницу — Левана и Нога, а в субботу — Маадим и Шабтай.
Все звезды служат 12 знакам Зодиака — мазалот, влияние каждого из которых сильно в один из 12 месяцев года. Это Тале, Шор, Теумим, Сартан, Арье, Бетула, Мознаим, Акрав, Кешет, Гди, Дли, Дагим (по-русски они называются, соответственно, Овен, Телец, Близнецы, Рак, Лев, Дева, Весы, Скорпион, Стрелец, Козерог, Водолей и Рыбы). Они и законы их воздействия были сотворены в дни Творения. Семь вышеуказанных планет были созданы и размещены на небесах и двигаются по постоянным законам. Все мазалот воздействуют на месяцы солнечного календаря. Каждый месяц длится 30 дней и 10 с половиной часов. Каждый знак Зодиака служит по два с половиной дня в течение месяца, по два знака на каждые пять дней. В первый день месяца служит знак, чье влияние сильно в этот месяц, и он же служит в конце месяца.
Большой цикл Солнца, когда оно описывает полный круг, — это 28 лет. Он состоит из семи малых циклов по четыре года каждый. Год состоит из 365 дней и четверти дня. Год делится на четыре периода, каждый из которых длится 91 день и семь с половиной часов. Очередность дней недели, с которых начинается каждый период, представлена аббревиатурой на иврите דב"ז הגא"ו. Между малыми циклами существуют промежутки по пять дней. Первый год первого цикла и его часы — א"ג, второй год и его часы — ב"ו, третий год и его часы — ג"א, четвертый год и его часы — ד"ו. Существует четыре начала периодов, которые приходятся на четыре месяца: нисан, тамуз, тишрей и тевет. Есть разные часы начала этих периодов. Первый период нисана начинается в начале действия планеты Шабтай. Первый период тамуза — в середине действия планеты Шабтай. Первый период тишрея начинается в начале действия планеты Цедек. Первый период тевета начинается в середине действия планеты Цедек. Последующие периоды сдвигаются приблизительно на полчаса по отношению к первым периодам. Первый малый цикл выпадает в начале часов планеты Шабтай, в начале четвертой ночи. Далее цикл выпадает по порядку планет: после Шабтая — Цедек, а затем Маадим, Хама, Нога, Кохав и Левана (то есть следующий малый цикл начинается в начале часов планеты Цедек и т.д. по порядку, всего семь циклов). По истечении последних семи часов седьмого цикла, в завершение 35 дней большого цикла, длящегося 28 лет, все циклы возвращаются в начало четвертой ночи, в час Шабтая, как это было в момент Творения.
Солнце восходит и заходит по 366 ступеням. С востока поднимается на 183 ступени, на западе опускается на 183 ступени — в соответствии с количеством дней солнечного календаря. Солнце проходит через 366 окон (если наблюдать за восходом Солнца, можно заметить, что каждый день Солнце восходит из другой точки — это и называется окнами) и восходит на востоке. 91 день на южной стороне, 91 день на северной стороне, а в середине есть одно окно — Нога. В период тишрея Солнце начинает свой круг с окна Ноги, а затем идет по кругу в южную сторону, окно за окном, пока не доходит до окна Шабтая. В период тевета оно начинает свой путь от окна Шабтая и описывает круг, окно за окном, пока не доходит до окна Таа — лума, откуда выходит свет, как сказано: «А Таалума выдаст свет»[4]. В период нисана Солнце начинает путь от окна Таалума и проходит с северной стороны окно за окном, пока не доходит до окна Наамо — на. В период тамуза Солнце начинает делать круг от окна Наамона в обратном направлении, окно за окном, пока не достигает окна Хедера, откуда выходит буря, как сказано: «А из Хедера придет буря и стужа от ветров»[5]. С востока оно поднимается и опускается напротив, на западе. А Шхина находится на западе. Солнце заходит, кланяется Всевышнему и говорит: «Владыка мира, выполнило я всё, что Ты повелел мне».
Есть посреди небес одно окно, которое называется Мезарим. Солнце заходит в него всего один раз за большой цикл, в день (годовщину) своего творения, в ночь, с запада. Во время периодов тишрея и тевета Солнце делает круг с южной стороны и заходит в воды океана между краем неба и земли. В это время ночь длинная, и оно проделывает длинный путь до окна на востоке, а затем до окна на западе, где заходит к ночи. Во время периодов нисана и тамуза Солнце делает круг с южной стороны и заходит в воды океана между краем неба и земли. В это время ночь короткая, и оттуда короткий путь до окна на востоке, через которое оно восходит, как сказано: «Идет на юг, поворачивает на север»[6]. Идет на юг в периоды тишрея и тевета и на север в периоды нисана и тамуза. «Кружит, кружит»[7] — шесть месяцев с южной стороны и шесть месяцев с северной стороны. «И на круги своя возвращается ветер»[8] — в окно на востоке.
Три буквы Имени Всевышнего написаны на сердце духовных сил, которые ответственны за Солнце, управляют же Солнцем ангелы. Одни ангелы управляют им днем, а другие — ночью. Солнце едет на колеснице (здесь намек на духовные силы, которые управляют Солнцем, исполняя волю Всевышнего), украшенное, как жених, и облачается силой, как сказано: «А оно, словно жених, выходящий из-под хупы»[9]. Лучи и лик Солнца, направленные вниз, к земле, из огня, а те, которые направлены вверх, из града. Если бы град не тушил огонь Солнца, весь мир сгорел бы, как сказано: «И нет укрытия от жара его»[10].
Зимой Солнце поворачивает нижнюю часть вверх. И если бы его огонь не растапливал град, мир не мог бы выдержать холода, как сказано: «Перед холодом его кто устоит?»[11] Всё это малая толика пути Солнца (здесь описывается, как Всевышний влияет на мир через Солнце, изменение периодов и времен года).
[1] Берешит 1:16.
[2] Берешит 1:16.
[3] Берешит 1:16.
[4] Иов 28:11.
[5] Иов 37:9.
[6] Коэлет 1:6.
[7] Коэлет 1:6.
[8] Коэлет 1:6.
[9] Теилим 19:6.
[10] Теилим 19:7.
[11] Теилим 147:17.
Редакция благодарит рава Элазара Нисимова, раввина общины горских евреев Москвы «Байт Сфаради», за любезное разрешение опубликовать эту книгу
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»