Из цикла «Знание Субботы», темы: 613 заповедей, Запреты, Суббота, Заповеди, 10 Заповедей, Запреты в Субботу, Повелительные заповеди Субботы
Суббота — предписывающая заповедь («делай»), равновесная всем остальным заповедям. «И нет любви в месте страха, и страха в месте любви, но лишь только в качествах Всевышнего» (Сифри). Давайте поразмыслим. Эти качества противоположны по самой своей сути. Ведь любовь толкает человека выйти из своего внутреннего мира, чтобы обратиться и объединиться с внешней по отношению к нему реальностью: с Всевышним или с другими созданиями. А страх ограждает и сдерживает человека в его границах, чтобы тот не вышел, чтобы не перешел ограду закона. Эти силы противоположны по своей сути, но в атрибутах Всевышнего они объединяются. Это соединение происходит за счет качества Даат, в нем — совершенство отношения сотворенного существа к Творцу. Даат (Осознание) соединяет любовь и страх, которые порождены постиженими Хохмы и Бины. Постижение Даат необходимо порождает отношение сотворенного к Творцу: Даат — желание прилепления (любовь) вплоть до самоаннулирования (страх). Абсолютная любовь порождает желание самопожертвования — абсолютный страх. Так при чтении Шма, провозглашении единства и любви, мы должны думать о самопожертвовании, произнося слово «Один»: абсолютное осознание связи требует осознания отделения от всякого самостоятельного существования тела и материи.
Так и в качествах субботы. Качество «помни» связано с заповедью «делай», качеством любви, ибо выполняющий приказ господина — любим им. А качество «храни» связано с заповедью «не делай»: это качество Суда, порожденное страхом, ибо опасающийся сделать зло в глазах господина — страшится его (Рамбан).
Суббота есть категория Даат, Осознания: «Знать, что Я — Господь, освящающий вас». Это Даат — срединный засов, проходящий через все уровни, объединяющий эти качества в одно совершенство.
Здесь нужно поразмыслить еще об одном вопросе, связанном с единством «помни» и «храни» — любви и страха — в качествах субботы.
Основа награды и корень воздаяния за служение — в исполнении повелительных заповедей «делай» (рабейну Йона).
Маараль объясняет, что смысл запретительных заповедей — сохранение человека, чтобы его форма не нарушилась, чтобы не вошла в него нечистота, недостаток, низменность. Но свой духовный уровень, свой Грядущий мир человек строит с помощью соблюдения повелительных заповедей «делай». Каждая заповедь есть положительная духовная сущность, она является еще одним кирпичиком в духовном строении человека.
В субботу же есть только одна заповедь «делай» — «помни», а большинство ее заповедей — это запреты. А мы говорим, что сама суббота есть категория Грядущего мира, и, более того, вся возможность достичь Грядущего мира — это суббота в нашем мире. Мы уже объяснили один подход к данному вопросу в эссе «Шесть дней работай», сейчас же рассмотрим еще один подход.
«“И взойдет для вас, страшащиеся Имени Моего, солнце справедливости”. “Страшащиеся Имени Моего” — это хранящие субботу» (Таанит 8, Раши). Выше объяснялось, что суббота включает в себя как качество страха, так и качество любви. Почему же Мудрецы подчеркивают в сущности субботы именно качество страха?
В книге Шаарей Ора объясняется, что существуют два вида страха: внешний и внутренний. Внешний страх — это боязнь наказания и страданий. Внутренний же страх приходит от постижения человеком величия Творца и боязни преступить волю великого Царя. Человек боится быть недостойным быть принятым в чертогах Всевышнего.
Это высший страх, который выше любви. Он связан со сфирой буквы Йуд, с тайной воли и мысли.
Внешний страх заставляет человека воздерживаться от грехов, но он не ведет его к выполнению предписывающих заповедей, не связанных с наказанием. Внутренний же страх порождает страстное стремление исполнить предписывающие заповеди.
Таким образом, высший страх есть корень предписывающих заповедей, и он включает в себя любовь. Это вершина приобщения сотворенного существа к Творцу. Страх есть полное самоаннулирование по отношению к Всевышнему, в отличие от любви. Он — вершина духовных достоинств человека.
В первой главе объяснялось, что Эманирующий сотворил начало, и в это начало включены «помни» и «храни», и понятно что «помни» выше, чем «храни». Все это, когда мы рассматриваем их по отдельности. Но в их корне они включены в то самое начало — первое творение Всевышнего. Раз так, высший страх — первое творение, одно начало, находится на самом высоком уровне. Однако со стороны самих себя, с точки зрения получающего, «помни» и «храни» как бы по отдельности — любовь, категория «помни», выше нижней любви. Поймите это как следует.
В аспекте человека как отделенного, в мире служения, любовь — корень заповедей «делай»; она — основа строительства человека. Но со стороны связи с Первопричиной, страх первичнее — речь идет о страхе возвышенности, внутреннем страхе. Начало мудрости (Хохмы) — это полная самоаннулирование по отношению к Ничто (Кетер), и это истинное «есть».
«“Чтобы ты научился бояться Господа, Бога своего, все дни” — это субботы и праздники» (Йевамот 93). Раши: «Учись остерегаться, чтобы не упразднить субботнее наслаждение». На первый взгляд, субботнее наслаждение относится к качеству любви. Но теперь, когда мы уразумели суть высшего страха, у нас появляется некоторое понимание данного вопроса.
«Нет выше наслаждения» (Сефер Йецира). Наслаждение есть цель сотворения человека, и оно заключается в приобщении к Творцу. В этом суть Грядущего мира.
Страх субботы — это высший страх, он черпает свою реальность из мира, который весь — суббота. Поэтому ее возвышенный страх сопряжен с любовью и наслаждением.
Утром в субботу раскрывается возвышенная категория от аспекта начала, чтобы светить в этом мире. «В субботний день, во время второй трапезы, произносим: “Тогда будешь наслаждаться от Господа” — несомненно “от Господа”, ибо в тот час раскрывается Атика Кадиша (Кетер) и все миры в радости и совершенстве» (Зоар).
«Сказал раби Йоханан от имени раби Шимона бар Йохая: Если Израиль соблюдет две субботы в соответствии с Законом, сразу же будет избавлен, как сказано (Йешая 56): “Так сказал Господь евнухам, которые будут хранить Мои субботы”. И в следующем стихе написано: “… и приведу Я их на Мою святую гору…”» (Шабат 118).
Рамбан: «Помни день субботний, чтобы святить его. А в книге Дварим сказано: “Храни”. “Помни” и “храни” прозвучали в одном речении. А в агаде сказано: “Помни” — для мужского начала, а “храни” — для женского. И еще написано: “Мои субботы храните”… не сказано: “субботу”, но “субботы”. Мы находим субботу, связанную с мужским началом, как написано: “Хранящий субботу, чтобы не нарушать его”, и написано: “Храните субботу, ибо свята она вам; оскверняющий ее смертью умрет”».
«Храни» — есть аспект принятия святости первой субботы в хранилище будних дней. «Помни» — есть воздействие праведника на святость следующей субботы.
Суть в том, что соблюдение двух суббот подряд есть соблюдение всех аспектов «помни» и «храни», объясненных в первой главе. Поразмыслив над ними, мы найдем, что в их соблюдении исправляется вся реальность. Если Собрание Израиля объединит все силы воздействия и принятия в бытие, в полном единстве, то мироздание придет к своему совершенству, чтобы быть включенным в свой корень — это день, который весь суббота.
Если соблюдут две субботы, сразу же будут избавлены — «помни» и «храни» в одном речении.
Читайте обзор на тему Запреты Субботы
Рав Шимшон Рефаэль Гирш
«Голос — голос Яакова, руки — руки Эсава». Так Тора аллегорически выражает основную идею иудаизма: жить земной жизнью, исполняя Б-жьи заповеди
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков мог положиться на Творца и Его чудеса. Вместо этого он стал всерьез готовиться ко встрече с братом-злодеем. Почему?
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Торы «Толдот» («Родословная»).
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Александр Айзенштадт
Об антисемитизме написано и сказано многое. Эта тема обсуждаема повсеместно на разных уровнях. В еврейской литературе, в Торе, в Талмуде и комментариях мудрецов объясняются корни ненависти народов мира к евреям. Попробуем прикоснуться к этой сложной теме. Может быть, нам удастся лучше понять это удивительное явление.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Мицват асе — содержащаяся непосредственно в Торе позитивная заповедь — обязывает каждого еврея хранить в сердце ненависть и вражду к Амалеку и его потомству, помнить и пересказывать вслух его злодеяния, а также рассказывать детям и внукам о том, что сделал нам этот злодей по дороге, когда мы выходили из Египта.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Яаков с самого детства изучал Тору. Вся его последующая жизнь была посвящена прославлению Всевышнего и исполнению Его заповедей.
Рав Гедалия Спинадель
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Акива Татц,
из цикла «Маска Вселенной»
Слова представляют собой саму среду Творения, поэтому тот, кто правильно понимает слова, поймет и составляющие элементы Творения.
Рав Бенцион Зильбер
Учим Тору с раввином Бен-Ционом Зильбером в иерусалимской ешиве Толдот Йешурун.