Из цикла «Знание Субботы», темы: Первородный грех, Раскаяние, Суббота, Душа, Каин, Рав Эуд Авицедек, Небесный суд, Адам
«Я уже объяснил тебе, что разум, который снизошел на нас от Всевышнего, — это тот клей, что связывает нас с Ним. Если ты захочешь, у тебя есть возможность упрочить этот клей, а если ты пожелаешь ослабить его понемногу, так что он прекратится, сможешь сделать и это» (Рамбам, Путеводитель). Приобщение к Источнику жизни миров происходит через разум, мир чистой души.
«Мы уже объяснили, что это Древо Жизни — и есть Тора… А смысл вкушения его плода в том, чтобы полностью усилиться в Торе… И несомненно, что тем самым он будет жить вечно» (Маараль).
Всякий отрыв от Древа Жизни — это смерть: «И когда оторвет себя от Древа Жизни — Древо Смерти пребывает на нем и объединяется с ним» (Зоар). «Насколько же должен человек привыкнуть к этой страшной мысли… что он живет только тогда, когда приобщен к святой Торе… Если же оставит свое учение, чтобы заниматься суетой и наслаждениями материального мира, он отрывается от высшей жизни… Считается подобным мертвецу, еще пребывая в этом мире… Ибо человек должен представить себе, как будто он тонет в бурном потоке и вдруг видит перед собой в реке крепкое дерево: несомненно, он сделает все возможное, чтобы схватиться за него изо всех сил и не отпускать ни на секунду. Ведь только от этого зависит вся его жизнь. Так святая Тора называется Древом Жизни, и только в то время, что человек держится любви к ней и занимается и размышляет о ней постоянно, тогда он живет истинной высшей жизнью, будучи как бы привязанным и приобщенным к Жизни миров, — ведь Всевышний и Тора — одно… Когда же он отрывает себя от нее, чтобы заняться чем-то прекрасным в материальном мире тьмы, тогда он передается в руки своего злого начала и зачем ему жизн?! Ведь он уже утонул в глубоком омуте, другими словами, погружен в глубины зла и считается мертвым, еще пребывая в этом мире» (Нефеш аХаим).
Человек потерял категорию высшей души, нешамы, которая пребывала внутри его структуры: «Положил Всевышний Свою руку на него и уменьшил его» (Хагига 12). Тогда «одеяния света» превратились для него в «кожаные одеяния»: «До греха Адам содержал в себе животную душу, и она называлась “одеяниями света”. Когда же он согрешил, то отделилась от него и была передана в руки сил зла, и называется “кожаными одеяниями” (Виленский Гаон). Общее правило таково: чем выше уровень человека, корень его души — тем в более низких местах он может исправить. Ведь все включено в корень. И когда он потерял уровень высшей души, отделилась от него животная душа. Он опустился до того, что основная его реальность стала находиться в системе качеств, эмоций, категории духа (руах). Тогда в мир спустилась печаль.
Печаль спустилась в мир вместе с грехом-недостатком, — ведь радость пребывает только в совершенном мире: “Как Ты радовал Свое создание в саду Эдена издревле”. Когда мироздание будет исправлено и в нем не будет греха-недостатка, совершенная радость будет в мире: “Выйдите и посмотрите, дщери иерусалимские, на царя Шломо, на корону, которой увенчала его мать его… в день радости его сердца” — это построение Храма, да будет он отстроен вскорости, в наши дни».
Корень печали — в стихии земли, праха. Это наиболее низкая и пассивная из четырех стихий. А вот что влечет печаль: Неделание.
Человек сотворен из праха, но ему дана сила реализовать свое совершенство, прилепиться к своей высшей душе. Это его реализованное совершенство. Эта сила — есть структура духа (руах), основная сущность человека. Сущность духа — хождение, и человек называется «ходящим»: «В каждой вещи, которую человек делает, ему дают дух свыше… и тот помогает ему делать такие же вещи еще. И этот дух не успокаивается, пока человек не совершит еще похожие вещи, и это приносит ему удовольствие. Отсюда человек получает удовлетворение, как в исполнении заповеди, так и в грехе. Об этом и сказано: Заповедь влечет за собой заповедь, а преступление ведет за собой преступление…» (Виленский Гаон).
Грусть и печаль разбивают хождение духа и погружают человека в стихию праха и земли. «Радостное сердце делает лицо веселым, а печальное сердце — дух пораженный» (Притчи 15:13). «Тот, чье сердце радостно от труда его, — это делает его лицо лучше. А в печали сердца… ибо стремление человека исполнить заповедь или что-то другое приходит от духа, пребывающего в нем… Но у кого сердце печальное — его дух поражен, то есть разбит…»
Печаль, спустившаяся в мир вследствие греха, связана с глубоким поражением лика человека.
Приведем здесь цитату из книги Зера барех, объясняющую слова мудрецов, относящихся к нашей теме. «И вышел Каин — вышел радостный. Встретил его Адам и сказал ему: Что случилось на суде над тобой? Сказал ему: Я раскаялся и примирился. Стал Адам бить себя по лицу, сказал: Такова сила раскаяния, а я и не знал?! Сразу же встал Адам и сказал: Песнопение, песнь на день субботний» (Берешит раба). «Следует поразмыслить: получается, что если бы не увидел Каина радостным, не спросил бы, чем закончился суд над ним. Но разве не достойно и правильно было бы спросить в любом случае? Кроме того, создается впечатление, что Адам вообще не знал о суде над Каином, и тогда он должен был спросить не “что произошло на суде”, а “был ли суд”? И еще: чему учит нас тот факт, что он ударил себя по лицу? И какое отношение к этому имеет суббота? Почему он сказал: “Песнопение на день субботний”?
Чтобы объяснить все это, необходимо несколько кратких предисловий. Прежде всего, объясняется в Зоаре и других книгах, что наши праотцы каждый день имели дополнительную душу, а вследствие греха золотого тельца они были лишены ее, и теперь она возвращается только по субботам и праздникам. Но раскаявшиеся удостаиваются дополнительной души каждый день. Кроме того, в Зоаре в нескольких местах приводится, что товарищи называли раби Шимона бар Йохая “Субботой”, поскольку он удостаивался дополнительной души каждый день, а другие — только по субботам. И еще нужно упомянуть слова Раши в трактате Шабат, что дополнительная душа, о которой говорили мудрецы — это широкая душа и радостное настроение, которые есть у человека в субботу.
Поэтому возможно, что, когда Каин согрешил, то и у него была отнята дополнительная душа, как это произошло с евреями после греха тельца. И уже объяснялось, что лишение дополнительной души влечет грусть и печаль. Но когда он раскаялся, вернулась к нему дополнительная душа, ведь раскаявшиеся удостаиваются ее каждый день. А то, что он вышел радостным, сама радость и есть дополнительная душа. И потому, когда встретил его Адам, который знал, что сын его Каин согрешил и отошла от него дополнительная душа, но не знал, что он раскаялся, то спросил: что произошло на суде над тобой? То есть, что с приговором? Он увидел по его лицу, что есть у него дополнительная душа, что противоречит приговору. Каин же сказал ему, что раскаялся и удостоится дополнительной души каждый день, чего другие удостаиваются только в субботу. Поэтому Адам стал бить себя по лицу и сказал: Так вот какова сила раскаяния?! То есть, твое лицо свидетельствует о тебе, что есть в тебе дополнительная душа, и потому он сказал “Песнопение на день субботний”. Ибо в данном аспекте есть у него суббота каждый день, подобно тому, как раби Шимона называли “субботой” по той же причине: из-за постоянного наличия дополнительной души».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»