Из цикла «Знание Субботы», темы: Сотворение мира, Каббала, Рав Эуд Авицедек
«Раби Шимон бен Пази указывает на противоречие. Написано: “И сделал Бог два светила великие”, и написано: “Светило великое и светило малое”. Сказала Луна перед Всевышним: Властелин мира, невозможно двум царям пользоваться одной короной. Сказал ей: Иди и уменьши себя. Сказала перед Ним: Властелин мира, из-за того, что я сказала пред Тобой достойную вещь, я уменьшу себя?! Сказал ей: Иди и властвуй днем и ночью. Сказала Ему: Что в этом особенного, свеча в полдень, чем помогает? Сказал ей: По тебе будет отсчитывать Израиль дни и годы… Праведники будут называться по тебе: Яаков Малый, Шмуэль Малый, Давид Малый… Увидел, что она не удовлетворена этим, сказал Всевышний: Принесите искупление за то, что Я уменьшил Луну. Об этом сказал раби Шимон Бен Лакиш: В чем отличие жертвоприношения козла в Новомесячье, что о нем сказано: “…для Господа”? Сказал Всевышний: Этот козел будет Моим искуплением за то, что Я уменьшил Луну» (Хулин 60).
Данная тема связана с высочайшими тайнами, а мы не занимаемся скрытой частью Торы. Но Мудрецы объясняют нам концепции, которые можно постичь на простом уровне и на уровне толкования, с одной целью: чтобы мы могли выучить нечто новое для себя в верованиях и обязанностях сердец. Этим мы и займемся, насколько возможно для нас, в контексте субботы. Маараль подробно объясняет тему «уменьшения Луны» в нескольких местах. Постараемся начерпать из этого кладезя живой воды.
Вторичность — корень греха, недостаток луны
Выше объяснялось, что корень греха — недостатка в мироздании, это вторичность: «И сделал Господь два светила великие… светило малое… Из-за того, что зашел во владения другого, понес ущерб. Встала луна и сказала: Почему Ты сотворил Свой мир буквой бет? Есть два мира… свет и тьма — свет больше… вода и огонь — огонь больше… небо и земля — небо больше… солнце и луна — один из них должен быть больше второго. Сказал ей Всевышний: Поскольку ты ябедничала и говорила только про себя, иди и уменьши себя» (Берешит раба).
Обвинение, идущее от вторичности, — оно со стороны восприятия сотворенных существ, а не со стороны самой сущности. «Несомненно, со стороны сотворения их Всевышним они (солнце и луна) находятся на одной ступени, ибо со стороны того, что они сотворены Всевышним, правильно, чтобы они были одинаковы, поскольку ни один из них не обладает царством со стороны творения, ведь они сотворены Им. Ибо со стороны творения и реализации они не цари, поскольку они есть результат действий Всевышнего и сотворены равными. Но с их собственной стороны приходит обвинение, что недостойно чтобы два царя пользовались одной короной» (Маараль).
Теперь объясним сказанное. Со стороны созданий, взгляда «я», существует собственная категория, у каждого — в соответствии с его уровнем. С этой точки зрения, существование вторичности — недостаток. «Именно луна обвиняла, а не солнце, и это потому, что даже если они равны, солнце сотворено первым. Ибо в любой вторичности не бывает, чтобы один из них не был первым. И тем, что он первый, он единственный, и два царя не пользуются одной короной». Солнце сотворено первым, а луна — второй, и отсюда — спор за царскую корону в мироздании. Понятно, что в корне творения луны заложена данная концепция: ее соприкосновение с обитателями нижнего мира [как это впоследствии и произошло]. Ибо именно в этом суть ее царства. Концепция же солнца, первого создания, — соприкосновение с Небом, источником влияния. Отсюда корень обвинения.
Со стороны Всевышнего, с истинной точки зрения, все создания равны, поскольку у них одна задача: раскрытие славы царства Творца в мироздании. Со стороны Всевышнего нет разницы между более высоким и низким созданием, между источником влияния и получателем влияния. Бог в одинаковой мере «принижает» Свой взгляд на небо и на землю. Более того, не нужно забывать, что цель творения — Божественное присутствие в нижних мирах, — раскрытие единства и царства Творца в нижнем мире действия. Все ступенчатое развитие миров происходит ради этой цели. Если так, то, несмотря на то, что более высокий из двух миров — более важный, поскольку он дает душу нижнему, со стороны цели творения все наоборот, — ведь нижний мир является целью всего и исправлением нижнего мира исправляются все миры — это совершенство мироздания. Таким образом, со стороны Всевышнего, и начало, и цель — все равны… Поймите это как следует.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.