Темы: Хатам Софер, Ассимиляция, Синагоги, Еврейская история, Холокост, Диаспора, Еврейские кладбища, Путешествия, Еврейская община, Рауль Валленберг
Находясь в поездке в Вене, я решил, что глупо было бы не воспользоваться возможностью доехать в близлежащую Братиславу, чтобы посетить могилу знаменитого раввина Хатама Софера, а заодно ознакомиться с еврейскими местами столицы Словакии.
Начать маршрут по еврейской Братиславе я решил с Бейт ХаБаД (Chabad House Bratislava), надеясь получить там подробную информацию для дальнейшего маршрута.
Находится он по адресу: Drevená (ул. Деревянная), 4 — в историческом центре, в пяти минутах от входа в Старый город — Михайловских ворот (Michalská brána), единственных ворот, сохранившихся со Средневековья в Братиславе и являющихся одним из старейших зданий города.
Судя по стертым буквам на фасаде здания, раньше в нем располагался отель.
Бейт ХаБаД Братислава
Встретил меня охранник, с трудом говоривший по-английски, и сразу предложил мне телефон, по которому можно записаться на посещение могилы Хатама Софера. Наверно, все туристы заходят в Бейт ХаБаД с этой целью.
Я сказал, что пришел совсем не для этого, и хотел бы зайти внутрь и пообщаться с раввином. Охранник жестами показал, что раввина нет, и также жестами (изобразив руками полусферы около груди), показал, что в офисе есть его жена. В итоге понять его оказалось возможным и без пантомимы, т.к. словацкое слово žena созвучно с русским.
Я попросил позвать жену раввина — госпожу Хану Маерс. С ней произошел очень занятный диалог. Рабанит Хана спросила, как я могу доказать, что я еврей, есть ли в интернете фотографии меня среди раввинов или какие-либо другие доказательства.
Я показал с телефона сайт toldot.ru с моими статьями и фотографиями синагог разных городов. Фотографии ей очень понравились, но зайти внутрь она мне не позволила, сославшись на европейский уровень безопасности, и спросила, нужно ли мне надеть тфиллин.
Появилась надежда, что мне дадут все-таки войти внутрь молельного зала, но вместо этого она сказала, что я могу наложить тфиллин в холле, что я бы сделал, даже и без ее предложения.
Затем она посоветовала позвонить ее мужу, на что я ответил, что муж — ее, и чтобы она позвонила ему сама, т.к. я ему писал, и он мне не ответил.
И тут неожиданно в здание зашел ее муж — раввин Барух Маерс и поинтересовался, что происходит. После моих объяснений он сказал, что нужно было записаться заранее, т.к. он как раз сейчас проводил экскурсию по синагоге группе из Чехии и мог бы меня тоже включить в состав группы. Удивившись этому, я показал сообщение, которое писал ему день назад из Вены, и также добавил, что в Вене меня без проблем пустили в Бейт ХаБаД, хотя это соседняя страна (до Второй мировой войны в Вену ходил Братиславский трамвай). Раввин извинился, что не прочел мое сообщение, и сказал, что миньян по будням не собирается, синагога работает только в летний период и посоветовал сходить в здание еврейской общины.
На этом мое знакомство с Бейт ХаБаД подошло к концу.
Единственная сохранившаяся синагога Братиславы расположена в пяти минутах ходьбы от Бейт ХаБаД — по адресу: Heydukova 11-13.
Еще одно неоготическое строение, служившее синагогой, было снесено во время строительства Нового моста (об этом расскажу чуть позже).
Построена она в 1923-26 гг. по проекту еврейского архитектора Артура Залатного-Слатинского — в то время, когда евреям Братиславы разрешалось проживать за пределами улицы Židovská (по-немецки — Judengasse). Число еврейских жителей города тогда составляло около 11 тысяч человек.
С улицы синагога похожа на колоннаду с семью колоннами, что скрывает само здание, находящееся позади. Вход возможен через узкий двор с западной стороны фасада.
Это строгое, монументальное здание резко выделяется среди других домов на неширокой улице
Здание возведено в стиле модерн, но внимательный зритель отметит в его внешнем облике элементы восточной архитектурной традиции. Главный фасад, построенный из железобетона, украшен лепными орнаментами. Аркада женской галереи, металлическая бима (возвышение для чтение Торы) и ковчег были дополнены современными кубистическими деталями, характерными для братиславской архитектуры 1920-х годов.
В 20-х годах прошлого века улица Heydukova только была основана. Во время строительства синагоги зданий рядом с ней не было. Поэтому архитектор расположил свое строение так, что на улицу выходила боковая стена синагоги.
Вход в помещение располагался с восточной стороны здания — в проезде, ведущем с улицы во внутренний двор. По обеим сторонам вестибюля находились лестницы, по которым можно было подняться к женской галерее.
Современные помещения, гардеробные, туалеты и множество дополнительных комнат для учебных и общественных мероприятий располагаются вдоль западной стороны здания.
При синагоге также действует музей еврейской общины.
В связи с тем, что отопление в синагоге не предусмотрено, она функционирует только с мая по октябрь.
Здание словацкой еврейской общины (Židovská náboženská obec) находится по другую сторону от Бейт ХаБаД, также в пяти минутах ходьбы от него, по адресу: улица Panenská (Девственницы), 4, на углу с улицей Kozia (Козья). В этом же здании находится Židovské komunitné centrum (еврейский общинный центр). Справа примыкает здание, в котором находится Ústredný zväz židovských náboženských obcí v SR (Центральный союз еврейских религиозных общин в Словацкой Республике).
Войдя в здание, я сразу оказался запертым в шлюзе, т.к. дверь за мной автоматически закрылась, а дверь передо мной мог открыть только охранник, с которым разговор произошел еще более интересный, чем с охранником Бейт ХаБаДа.
Охранник сказал, что раввина нет, и поэтому войти мне нельзя. Я ответил, что в курсе, что его нет, т.к. он сейчас в Бейт ХаБаДе и послал меня сюда. Охранник сказал, что без паспорта зайти нельзя. Я показал паспорт, он посмотрел его, но не пустил. Я сказал, что хочу попасть в общину, пообщаться с местными евреями, на что он ответил, что никаких мероприятий сейчас нет, а обед нужно заказывать заранее. Я удивился собственной настойчивости и сказал, что хотел бы сегодня заранее заказать обед. В итоге меня все-таки пропустили через шлюз, и я оказался во дворе здания.
Местный еврей, назвавшийся Барухом, сказал, что обед можно заказать за день, позвонив ему по номеру +421-917-966-186, который я с его разрешения сообщаю. Кошерный обед из трех блюд стоит 10 евро.
Во дворе удалось разговориться еще с одним членом общины, который сообщил, что по дороге к мавзолею Хатама Софера есть музей еврейской культуры, и даже показал в каком направлении идти — 5 минут в сторону Нового моста.
Если, пройдя 200 метров по улице Kozia, повернуть направо, то окажетесь на улице Pilárikova, которая плавно переходит в улицу Židovská, на которой и расположен музей.
Музей еврейской культуры (Múzeum židovskej kultúry) находится по адресу: Židovská ulica (улица Еврейская), 17 и является одним из 18 филиалов Словацкого национального музея (Slovenské národné múzeum) — SNM. Он начал формироваться на базе Исторического музея под эгидой Департамента еврейской культуры в 1991 году. В 1994 году стал независимым специализированным подразделением SNM.
Постоянная экспозиция музея находится в особняке Жиграя из Ступавы (управляющего графа Пальфи — представителя известного венгерского графского рода), построенном в стиле позднего ренессанса в середине XVII века, который до сих пор называется Zsigrayova kúria — особняк Жиграя.
Тора и Арон аКодеш в Еврейском музее
Часть экспозиции музея
В XVIII веке после пожара двухэтажное здание было конструктивно модифицировано в трехэтажное, а после очередного пожара, случившемся в братиславском Подградье в XIX веке, здание было восстановлено, расширен третий этаж и увеличены задняя часть и балкон.
Найти здание легко — улица Židovská соединяет улицу Zámocká (Замковая) и знаменитый мост SNP, при строительстве которого была уничтожена часть еврейского квартала, и практически все, что от него осталось — это одна улица Židovská.
SNP — это аббревиатура от Slovenského národného povstania (Словацкого национального восстания). Еще одно название моста, которое можно встретить в интернете, — Новый мост.
Строительство моста велось с 1967 по 1972 годы. Из-за грандиозной стройки был разрушен еврейский квартал в городском районе Подградье, что вызвало недовольство местных жителей, но это недовольство ни к чему не привело.
Сам мост уникален тем, что не имеет ни одной опоры в русле реки Дунай. Держится конструкция за счет двух опор на суше и одной, висящей в центре. То есть по сути мост является вантовым. Высота опоры или как ее еще называют — пилона — составляется почти 85 метров (общая высота моста — 95 метров). Общая длина сооружения более 430 метров, ширина — 21 метр.
Что касается названия, то изначально мост назывался, как и сейчас, — мост SNP. Однако в 1993 году городской совет Братиславы принял решение изменить его название на Новый мост. Такое «имя» главный мост словацкой столицы носил почти 20 лет. В 2012 году все тот же городской совет города, но состоящий из других его членов, постановил вернуть мосту старое название. Но времени прошло не так много, поэтому кто-то называет мост Новым, кто-то SNP, а улица Židovská, в отличие от моста, сохранила свое историческое название, не меняя его.
Вход в музей еврейской культуры стоит 7 евро. Режим работы — с 11.00 до 17.00, кроме субботы.
При входе в музей встречает цитата Цицерона на словацком языке: Život mrtvych je ulozeny v pamäti žijúcich (Жизнь мертвых продолжается в памяти живых). Это немного удивило, т.к. обычно в еврейских музеях встречают цитаты еврейских пророков, а не римских ораторов.
Первая экспозиция находится на подвальном этаже и представляет собой символическое еврейское кладбище.
У входа в подвал встречает настоящая деревянная похоронная карета 1878 года, рядом с которой табличка с цитатой пророка Михи (7:8) на словацком и английском языках: «Не радуйся насчет меня, враг мой: пусть упал я, а встану, пусть во мраке сижу — Господь — свет для меня».
Похоронная карета 1878 года
При тусклом освещении можно увидеть могильные надгробья разных эпох, а также закладной камень памятнику погибшим в Холокосте, на месте бывшей синагоге на улице Zámocká.
Сам памятник расположен недалеко от музея на площади у эстакады, отделяющей Старый город от Замкового холма, и о нем я расскажу позже.
Постоянная экспозиция, открытая в мае 1993 года, знакомит посетителей с историей и культурой евреев, живущих в Словакии со времен Великой Моравской империи. Трехмерные и двухмерные экспонаты отражают повседневную жизнь еврейского населения, еврейские праздники, интерьер синагоги и граждан еврейского происхождения, которые сделали Словакию знаменитой. Окончание выставки посвящено памяти 70 000 жертв Холокоста в Словакии.
Свиток Торы крупным планом
Коллекция указок для чтения Торы
В связи с тем, что об истории евреев Словакии известно немного, интересную информацию удалось почерпнуть из материалов музея.
Коробочки для благовоний. Обычно их используют во время авдалы
Евреи, скорее всего, прибыли на территорию, которая составляет сегодняшнюю Словакию вместе с римскими легионами в течение первых веков нашей эры.
Следующее упоминание имеется о том, что арабские и еврейские купцы из Андалусии отправились в дальнее путешествие в центр Европы посетить славян, живущих в Великой Моравии — славянском государстве, существовавшем в 822—907 годах на Среднем Дунае, включавшем в себя территории современных Венгрии, Словакии, Чехии, а также Малую Польшу, часть Украины и историческую области Силезию.
Раффельштеттенский таможенный устав — таможенный документ, регулирующий пошлины в Баварской восточной марке, изданный между 904 и 906 годами королём Восточно-Франкского королевства Людовиком IV, уже упоминает о еврейских купцах, проживающих в центральной части Дуная.
Далее, в документах от XI века имеются записи об иммиграции евреев на территорию нынешней Словакии из Чехии, Австрии и Германии.
Евреи, которые переселялись из Галич, Буковины и Нижней Австрии, как правило, селились недалеко от границы государств, из которых они пришли, чтобы легче сохранить религиозные, социальные и языковые традиции и связи с еврейскими гражданами на другой стороне границы.
Сильное экономическое положение евреев упоминается в отчете Иегуда ха-Когена, согласно которому примерно в 1028 году им было дано разрешение от королевы Гизелы использовать свои собственные материалы для производства серебряных монет на королевском монетном дворе.
Около 1098 года, после крупных антиеврейских волнений в Западной Европе и обширных преследований в Чехии, приток евреев начал увеличиваться, и их принимали с относительной благожелательностью.
Еврейская община в Братиславе возникла примерно во второй половине XI века.
Город много раз менял свое название, поэтому будем называть его одинаково, чтобы не запутать читателей.
Дело в том, что на месте современного города ещё до нашей эры находился римский лагерь Посониум. Позже на его месте образовался словацкий город Преслав. В средние века город находился в составе Австрии, и его название превращается сначала в Бреславсбург, а затем в Прессбург. С образованием в 1867 году Австро-Венгрии город получил венгерское название Пожонь — венгерское искажение латинского Посониум. Затем он назывался Прешпорок или Прешпорек, и только с 1919 года — Братислава.
В 1360 году начались гонения на евреев в Братиславе, закончившиеся полным изгнанием из города; вернуться они смогли через 8 лет.
Около 1477 года Матьяш I Корвин — венгерский король из трансильванского магнатского рода Хуньяди, который после десятилетий феодального хаоса восстановил венгерскую государственность путём проведения многослойных реформ, основал кабинет еврейского префекта, роль которого состояла в том, чтобы действовать как связующее звено между евреями и христианами.
Однако во время правления Людовика II, количество евреев в Венгрии росло существенно хуже, особенно вокруг городов, имеющих многочисленное немецкое население.
После поражения венгерских войск 29 августа 1526 году в битве при Мохаче, в ходе которой Османская империя нанесла сокрушительное поражение объединённому венгро-чешско-хорватскому войску и заняла Среднедунайскую равнину, включив в свои владения самое сердце Европы, общее положение дел повлияло и на отношения с евреями — их изгнали из Братиславы.
С подписанием в 1711 году Сатмарского мирного договора, эпоха долгих внутренних войн подошла к концу. Страна нуждалась в экономическом возрождении, в которой участвовали местные евреи; их опыт в бизнесе и торговле был востребован главным образом знатью.
Новая глава в истории евреев Словакии началась во второй половине 1750-х годов.
Согласно достоверным источникам, в 1750 году в Словакии проживало около 15000 евреев. Всего лишь 37 лет спустя их число уже превысило 83000 человек. Столь стремительный рост требовал нового подхода, в том числе и изменения в законодательстве.
В 1783 году эдикт о толерантности включил евреев в состав Венгрии, и дал им разрешение практиковать все профессии, и, за незначительными исключениями, все виды бизнеса.
В течение 19-го века, благодаря этому эдикту — Sistematica gentis Judaicae Regulatio, выпущенному Иосифом II — королем Германии и императором Священной Римской империи, унаследовавшим эрцгерцогство Австрийское, королевства Богемское и Венгерское, социально-экономическое положение еврейского населения значительно улучшилось.
Однако, в 1848 году в Братиславе произошел еврейский погром, продолжавшийся два дня (23 и 24 апреля). Городские власти запретили евреям проживать вне гетто.
В 1850 г. снова произошел погром: горожане требовали, чтобы еврейские лавки, находившиеся вне гетто, были немедленно закрыты, а евреи торговали лишь в пределах гетто.
В 1851 году права евреев Братиславы были расширены, а гетто вскоре было уничтожено.
Под руководством раввина Мойше Шрайбера, известного как Хатам Софер(1762—1836 гг.), Братислава стала оплотом ортодоксального иудаизма Венгрии.
Хатам Софер возглавил борьбу ортодоксального еврейства против быстро распространяющегося в еврействе реформистского движения.
В 1869 году, после съезда в Пеште (ныне — район Будапешта), евреи северной Венгрии раскололись на реформистов (неологистов) и ортодоксов.
Благодаря неимоверным усилиям Хатама Софера, большинство еврейских общин в северной Венгрии приняли ортодоксальное направление, даже несмотря на то, что крупные многочисленные общины реформистов существовали, например, в Братиславе и Кошице.
В конце 1880-х годов в связи с кровавым наветом в Братиславе было два погрома, и еще дважды возникали беспорядки, которые удалось нейтрализовать.
В 1892 г. католическое духовенство настроило народ против евреев за то, что те решили построить новую синагогу недалеко от церкви; евреи были вынуждены отказаться от этого строительства.
После создания Чехословакии в 1918 году, Братислава стала центром многих еврейских и сионистских организаций. Между двумя мировыми войнами выходило несколько периодических изданий для евреев, в том числе еженедельник «а-Иегуди» на иврите.
В 1930 году в Братиславе проживали 14 882 еврея (12% населения).
В 1939 году, после нацистской оккупации Чехии, Словакия стала формально независимым государством, союзником нацистской Германии. В Братиславе начался антисемитский террор.
К началу Второй мировой войны были конфискованы все еврейские магазины, а в августе 1940 — все еврейские дома.
В сентябре 1940 года правительством Словацкого государства были запрещены все еврейские организации и создан подконтрольный орган Ústredna Židov (еврейский центр).
В составе этого центра действовала горстка евреев, которые объединились и поставили перед собой цель сделать все возможные законные и незаконные шаги по облегчению бедственного положения.
Коллеги, знавшие об их деятельности, назвали их «теневой кабинет». Историкам Холокоста они известны под термином «рабочая группа» — подпольная организация, которая пыталась спасти словацких евреев и других европейских евреев от депортации в лагеря смерти.
В нее входили Гизи Флейшманова, Армин Фридер, Ондрей Штайнер, Вилли Фюрст, Михаэль-Дов Вайсмандель, Оскар Нойманн, и Арношт Абелес.
Их портреты размещены в качестве экспонатов музея.
Во время войны было организовано несколько транспортов с нелегальными репатриантами в Палестину.
Рав Михаэль-Дов Вайсмандель (25 октября 1903—29 ноября 1957) — раввин, который стал известен своими усилиями по спасению евреев Словакии от истребления нацистами во время Холокоста. Он был одним из лидеров Братиславской «рабочей группы». В основном, подкупая дипломатов, он смог переправлять письма и телеграммы людям, которые, как он надеялся, помогут спасти евреев Европы, предупреждая их о постепенном уничтожении европейских евреев нацистами. Ему удалось отправить письма Уинстону Черчиллю и Франклину Д. Рузвельту, и он поручил дипломату доставить письмо в Ватикан для папы Пия XII.
Также он выдвинул предложение о бомбардировке рельсов, ведущих в Освенцим, но оно, наряду с последующими предложениями, в конечном итоге не было реализовано.
Также он и «рабочая группа» помогли распространить «Протоколы Освенцима» в Швейцарию и другие страны. Это вызвало широкомасштабные демонстрации в Швейцарии, проповеди в швейцарских церквях о трагическом положении евреев и кампанию в швейцарской прессе, в которой около 400 заголовков протестовали против злодеяний в отношении евреев.
События в Швейцарии и, возможно, другие соображения привели к угрозам возмездия против регента Венгрии Миклоса Хорти со стороны президента Рузвельта, Уинстона Черчилля и других. Это был один из главных факторов, которые убедили Хорти остановить венгерский транспорт в лагеря смерти.
Депортации словацких евреев начались в марте 1942 года и происходили с 25 марта до октября 1942 года, а затем были возобновлены 30 сентября 1944 года и продолжалось до 31 марта 1945 года. На отдельном стенде можно увидеть имена раввинов, погибших в лагерях смерти.
Только незначительная часть евреев Братиславы пережила Катастрофу.
Рядом расположены фотографии словацких евреев, сбежавших из концлагеря Освенцим (Биркенау). Послание от еврейских беглецов, бежавших из Освенцима, было сокрушительным призывом к демократическому миру.
После освобождения Братиславы еврейская община города была восстановлена. В 1946 г. в Братиславе была крупнейшая из 42 еврейских общин Словакии.
После установления в Чехословакии советского режима, религиозная и культурная деятельность еврейской общины была постепенно ограничена, а затем запрещена. Имущество еврейских организаций было национализировано. В соответствии с соглашением между Чехословакией и Израилем, около четырех тысяч евреев Братиславы переселились в Израиль. После вторжения в Чехословакию в августе 1968 г. войск стран — участниц Варшавского договора, еще около 500 евреев эмигрировали из Братиславы.
К 1950 г. в Братиславе осталось около 2000 евреев, живших под угрозой дискриминации, преследования и обвинения в служении американскому империализму.
С 1963 года деятельность еврейской общины Братиславы несколько активизировалась и возобновился контакт с еврейскими общинами других стран. Некоторые евреи, подвергшиеся репрессиям, были реабилитированы. Все большее число евреев стало открыто интересоваться еврейской традицией и соблюдать религиозные обряды.
В 1970—80-х гг. в Братиславе существовала еврейская община, действовала синагога.
К началу 1980-х гг. в общину входили около 1200 человек, в первой половине 1990-х — около 2000. После падения советского режима в Чехословакии еврейская жизнь в Братиславе оживилась, были созданы новые организации, клубы, кружки. Значительной популярностью пользовался так называемый Еврейский форум, проводивший лекции и вечера вопросов и ответов на темы, связанные с историей и культурой еврейского народа.
В 1993 г. в Братиславе начал работать упомянутый ранее раввин Барух Майер, который много сделал для возобновления еврейской жизни в Словакии. Он организовал еврейский детский сад, еврейскую воскресную школу, проводил шабаты, во время которых он знакомил словацких ассимилированных евреев с основами еврейской жизни.
Хотя евреи Братиславы отличаются высоким уровнем ассимиляции и наблюдается высокий процент смешанных браков, в последнее время среди молодежи усиливается интерес к еврейскому образу жизни, еврейской культуре, истории, традициям. Происходит возвращение к иудаизму части еврейского населения Братиславы.
Турист ли это или постоянный житель Братиславы — осталось неизвестным
После посещениям музея я попросил администратора позвонить по номеру телефона мавзолея, который мне дал охранник Бейт ХаБаДа, чтобы узнать, возможно ли его посещение. Ей ответили, что в 3 часа планируется посещение группы, поэтому мавзолей (а он работает только по предварительной записи) будет в это время открыт.
Памятник жертвам Холокоста, закладной камень которого размещен в музее еврейской культуры, можно легко найти, если от музея двигаться в сторону Нового моста. Совсем рядом, на площади перед переходом под эстакаду моста находится обелиск жертвам Холокоста, а рядом — большая черная гладко полированная стена, фактически создающая фон монументу. На ней выгравировано изображение разрушенной синагоги, которая сначала подверглась разрушению со стороны нацистов, а затем была окончательно снесена во время строительства Нового Моста через Дунай.
Памятник, установленный в 2007 году, состоит из доски с именами братиславских жертв Холокоста. На вершину памятника водружена звезда Давида, а внизу нанесена надпись на двух языках, словацком и иврите, с одним лишь словом — «помните!».
Этот памятник создали скульптор Милан Лукач и архитектор Петр Жальман.
Место выбрано не случайно. Во-первых, весь прилегающий район — это в прошлом место компактного поселения евреев в Братиславе. Во-вторых, здесь находилась синагога, разрушенная в 1969 году при строительстве Нового моста.
9 сентября 1941 года профашистское правительство Словакии приняло ряд законов, в немалой степени инициированных словацким политиком Александром Махом. Фактически они ставили еврейское население страны в бесправное положение и обрекали на смерть.
По этой причине именно 9 сентября отмечается в Словакии как день памяти жертв Холокоста.
Мавзолей Хатама Софера, в котором захоронен знаменитый раввин Моше Шрайбер — Хатам Софер — находится по адресу: Свободы, 24, рядом с трамвайной остановкой Chatam Sófer. Причем к свободе, как оказалось, улица никакого отношения не имеет, а ее полное название: Набережная генерала армии Людвика Свободы.
Дойти до него можно двумя способами. Одним я пришел к нему, а другим вышел из него, поэтому расскажу про оба.
Первый вариант — длинный, но живописный. Второй — короткий, но страшный.
Итак, первый вариант: пройти всю улицу Židovská до моста SNP, у которого установлен памятник жертвам Холокоста, повернуть направо и идти вдоль Дуная до трамвайной остановки по Dvořákovo nábrežie — набережной Дворжака, названной в честь чешского композитора Антонина Дворжака (1841-1904).
Второй вариант, который мне предложил охранник синагоги: в начале улицы Židovská напротив отеля Ibis (Hotel Ibis Bratislava Centrum) зайти в туннель и пройти через него.
Проходит туннель под Братиславским градом и выходит с другой стороны холма прямо к входу в мавзолей. Строительство 792-метрового туннеля под Братиславским замком началось в 1942 году. Завершено оно было уже после войны, в 1947 году. В военное время туннель использовался как противо-авиационный бункер, позже — как автомобильный туннель.
Братиславский тоннель
По обеим сторонам этого слабоосвещенного тоннеля проходит узкая пешеходная дорожка, а всю дорогу сопровождает грохот трамваев, которые с 1983 года ходят по этому туннелю и громко сигналят проходящим пешеходам.
В архитектуре мавзолея использованы современные технологии и минималистичный дизайн. Архитектор Мартин Квасница устроил вход в мавзолей через мостик, протянувшийся над территорией кладбища. Вход в мавзолей представляет собой чёрную призму из бетона, которая скрывает саму гробницу. Призма по замыслу архитектора символизирует единение современности и прошлого.
Вход в мавзолей Хатам Софера
Вход охраняет его служитель мавзолея, с которым у меня состоялся очень занятный диалог. Сначала он меня спросил, почему я не позвонил заранее по телефону (+421-948)554 442, т.к. это необходимое условие для посещения. Я ответил, что о моем визите должны были предупредить. Служитель сказал, что этим я выполнил только первое условие, и спросил, еврей ли я. Я показал на свои цицит, которые он попросил спрятать, т.к. я хочу попасть на территорию кладбища. Я обрадовался, что выполнил и второе условие, но служитель сказал, что есть и третье условие — личная беседа с ним. Я ответил, что готов пообщаться, после чего меня без дальнейших расспросов пустили внутрь. Очевидно, это был тонкий юмор, которого я не ожидал от смотрителя кладбища.
Охранник кладбища оказался на удивление более разговорчивый и приветливый, чем охранники Бейт ХаБаДа и еврейской общины.
Мавзолей возведен в 2002 году на месте Старого еврейского кладбища, его открытие приурочили к 240-летию со дня рождения Хатама Софера.
Кладбище на этом месте имеет многовековую историю и является одним из старейших в Братиславе — оно было основано еще в XVII веке.
Мавзолей был создан на этом месте в память о трагических событиях времен Второй мировой войны и гонениях на евреев. Словацкие фашисты намеревались тогда уничтожить это кладбище, да и наводнение 1942 года затопило большую его часть. Могила Хатама Софера и еще часть могил чудом сохранились.
После падения советского режима и благодаря пожертвованиям евреев со всего мира этот объект исторического наследия был реконструирован. Были отреставрированы надгробия, а также устроено специальное помещение для посетителей.
Внутри мавзолея есть специальное помещение со стеклянной стеной, через которую можно увидеть захоронения. Это помещение задумано специально для тех, кто не может (например, коэны) или не хочет входить на территорию кладбища.
Перекрытие над мавзолеем пронзают стеклянные стелы, которые выходят на поверхность, освещая помещение.
Восстановленные мацевот — еврейские надгробия
Мацева р. Моше Софера
Уникальный мавзолей ожидает включения в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Если продолжать движение, то по адресу: Žižkova, 36 вы увидите Новое еврейское кладбище.
История этого кладбища началась в 1845 году, когда еврейская община за 18 тысяч гульденов купила место для захоронения. Затем территория была расширена за счет дополнительных покупок земли в 1869 и 1926 годах.
Первые похороны состоялись здесь 4 февраля 1846 года.
Старое кладбище было закрыто в 1846 году, от него сохранилась лишь небольшая часть — нынешний мемориал Хатама Софера. Другие могилы со старого кладбища были перевезены на Новое кладбище в 1943 году и похоронены в общей могиле. Кладбище было заброшено в советский период из-за нехватки средств.
Сейчас на кладбище имеется более 7000 могил, разделенных на 18 секций.
Кладбищенское здание было построено в 1928—1929 годах по проектам архитекторов Фридриха Вайнвурма и Игнаца Вецея. Это элегантное двухэтажное здание с плоской крышей и строгими фасадами построено в духе межвоенного модернизма. Интерьер не имеет украшений, а ровные стены с серым оштукатуренным покрытием и черно-белый плиточный пол с мотивами шахматной доски дополняют торжественную атмосферу парадного зала и комнаты омовения. Большая бетонная платформа с парадной лестницей и разворотной рампой обеспечивают доступ к комплексу.
Наиболее часто посещаемым местом является могила Ктава Софера (сына Хатама Софера) — главного раввина Братиславы с 1839 по 1871 год.
Авраам Шмуэль Биньямин Софер, также известный по названию своего главного труда «Ктав Софер», был одним из ведущих раввинов венгерского еврейства, а во второй половине девятнадцатого века и главой знаменитой Прессбургской ешивы.
Родился 12 марта 1815 года в Прессбурге (так раньше называли Братиславу). Его отец, как мы уже знаем, знаменитый Хатам Софер, лидер венгерского еврейства (в то время Прессбург входил в состав Венгрии) и один из ведущих раввинов европейского еврейства, а мать Сарел Эгер (1790—1832) была дочерью раввина Акивы Эгера, раввина Познани, одного из величайших талмудистов своего времени.
Про него известна очень удивительная история.
Когда ему было шесть лет, вся семья заболела, и среди них был маленький Шмуэль Вольф, как его звали тогда. Врачи уже отказались от него. К его имени добавили «Авраам», как сгула к выздоровлению, но безрезультатно. Уже вызывали хевра кадиша (похоронное братство), зажигали свечи, и произносили последние обряды. Затем врачи подошли к его отцу — Хатаму Соферу и сказали: «Мы знаем, что вы благочестивый и святой человек; если вашими молитвами вы не можете помочь своему сыну; с нашей стороны, вся надежда потеряна». Услышав это; Хатам Софер отошел в угол, где были все его рукописи; и сказал короткую молитву.
В это время больной Авраам Шмуэль Биньямин начал кричать молитву «Шма, Исроэль», и его состояние неожиданно изменилось к лучшему.
Ученики Хатама Софера рассказывали, что он молился, чтобы жизнь сына продлилась еще на юбилей (на иврите «йовель», т.е. пятьдесят лет). И так получилось, что Ктав Софер прожил еще пятьдесят лет и умер в возрасте пятидесяти шести лет.
31 декабря 1871 года Ктав Софер скончался в Братиславе, а звание раввина перешло к его сыну, раввину Симхе Буниму Соферу, известному как Шевет Софер.
Другой сын Ктава Софера — Шимон Софер, был назначен раввином Эрлау (Эгер). Внук раввина Шимона — раввин Йоханан Софер основал многочисленные синагоги в Израиле и одну в США, назвав их Кеила Кдоша Ктав Софер (святая община Ктава Софера).
Осмотрев все еврейские объекты (как я думал) и вернувшись через туннель на пересечение улиц Židovská, Skalná и Zámocká (Замковая) с чувством выполненного долга перед еврейскими объектами, я решил подняться по улице Zámocká в Братиславский Град.
Но по дороге в Град, на улице Zámocká, я обнаружил еще один объект, не указанный на картах, — монумент Раулю Валленбергу — шведскому дипломату, спасшему жизни десяткам тысяч венгерских евреев в период Холокоста.
Этот впечатляющий монумент, возведенный в 2004 году, представляет собой бронзовую инсталляцию в виде руин сгоревшего дома, внутри которого видны силуэты нескольких человек.
Монумент Рауля Валленберга
Так подошло к концу путешествие по еврейской Братиславе.
Читайте также: тема Еврейские кладбища
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»