Оглавление
Условия, при которых действуют законы юбилейного года ↓
Память о юбилейных годах в наши дни ↓
Расчет пятидесятилетнего цикла ↓
1. Провозглашение отсчета пятидесятилетнего цикла ↓
2. Обязанность трубить в шофар ↓
3. Освящение пятидесятого года ↓
4. Обязанность освободить еврейских рабов и рабынь ↓
5. Обязанность вернуть родовые наделы их прежним хозяевам ↓
Общие сведения [↑]
Словом «йовель» Писание называет последний год пятидесятилетнего цикла. Такие циклы еврейский народ начал отсчитывать через 14 лет после вступления в Землю Израиля и распределения земельных наделов.
Тора заповедует освящать каждый пятидесятый (или «юбилейный») год: протрубить в шофар, отпустить еврейских рабов на волю, вернуть родовые наделы («сдэй ахуза») прежним владельцам и прекратить обработку земли. Сказано в Торе: «И отсчитай себе семь субботних лет, семь раз по семь лет, и будет тебе из семи субботних лет этих сорок девять лет. И воструби в шофар в седьмой месяц, в десятый день месяца, в день искупления вострубите в шофар по всей земле вашей. И освятите пятидесятый год, и объявите свободу на земле всем жителям ее, йовелем да будет он вам, и возвратитесь каждый во владение свое, и каждый к семье своей вернитесь. Йовель это, пятидесятый год будет вам: не сейте и не жните того, что само произрастет на земле, и не снимайте винограда с лоз» (Ваикра 25:8-11). В книгах Пророков этот год еще называется «годом свободы» (Йехезкель 46:17).
Значение слова «йовель» [↑]
Рав Шимшон-Рефаэль Гирш пишет, что слово «йовель» родственно глаголу «hовиль» (в будущем времени — «йовиль»), что означает «доставить», «привести». Более глубокий смысл этого слова — доставить человека и его имущество в нужное место и привести их в правильное состояние, порядок.
Еще одно значение слова «йовель» — «рог», и связь очевидна: звук рога призывает стадо вернуться домой. Талмуд указывает на еще одно значение этого слова — «козел», ведь именно козел шествует во главе стада и ведет его в нужном направлении (Рош а-Шана 26а).
Условия, при которых действуют законы юбилейного года [↑]
Исполнение заповеди юбилейного года связано с Землей Израиля (это одна из заповедей, которые можно выполнять только здесь), но не зависит от существования Храма. Законы пятидесятого года необходимо соблюдать только тогда, когда все евреи (или, по другому мнению, бОльшая часть представителей каждого из колен Израиля) живут в Святой Земле на своих родовых наделах. Поэтому, как только колена Реувена, Гада и половина колена Менаше были изгнаны с правого берега реки Йардэн (Иордан), отсчет юбилейных годов был приостановлен.
Когда еврейский народ вновь возвращается к своим наделам, начинается новый отсчет пятидесятилетних циклов и законы юбилейного года снова вступают в силу.
Память о юбилейных годах в наши дни [↑]
Для времен, когда законы йовеля не действуют, мудрецы не устанавливали специальных законов в память о йовеле, хотя, согласно некоторым мнениям, обычай трубить в шофар на исходе Йом-Кипура был установлен именно в память о йовеле (Арбаа Турим, Орах Хаим 624).
Расчет пятидесятилетнего цикла [↑]
По вопросу о том, как следует вести отсчет пятидесятилетнего цикла, мнения мудрецов разошлись. Некоторые считают, что новый отсчет начинается с года, который следует за юбилейным. Согласно другому мнению, юбилейный год является одновременно первым годом нового пятидесятилетнего цикла (Арахин 12 б). В те периоды, когда законы йовеля не исполняют, по всем мнениям отсчитывают только семилетний цикл, не фиксируя отдельно юбилейный год.
Заповеди юбилейного года [↑]
1. Провозглашение отсчета пятидесятилетнего цикла [↑]
В периоды, когда действуют законы йовеля, Тора заповедует провозглашать отсчет пятидесятилетнего цикла в начале каждого года, как сказано: «И отсчитай себе…» (Ваикра 25:8). Выполнение этой заповеди возложено на Великое Собрание Судей (Санхедрин). Перед выполнением заповеди об отсчете произносят: «Благословен Ты, Господь, Б-г наш, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями повелел нам отсчитывать годы йовеля». После этого в первый год цикла объявляют вслух: «Сегодня первый год йовеля». И так отсчитывают семь первых лет. В восьмой год объявляют: «Сегодня восемь лет йовеля, что составляет одно семилетие и один год». В четырнадцатый год объявляют: «Сегодня четырнадцать лет йовеля, что составляет два семилетия…» и т. д. Сам юбилейный год не отсчитывают.
2. Обязанность трубить в шофар [↑]
Вторая предписывающая заповедь йовеля — трубление в шофар, как сказано: «И воструби в шофар…» (Ваикра 25:9). Смысл этой заповеди — оповестить об освобождении рабов, возврате родовых наделов и запрете обрабатывать землю. Трубят так же, как на Рош а-Шана. Заповедь трубления в юбилейный год исполняют в Йом-Кипур, причем только в светлое время суток. Ее исполняют и в те годы, когда Йом-Кипур приходится на субботу. Вначале трубят в присутствии Великого Собрания Судей, после чего каждый еврей обязан протрубить в шофар у себя дома. Женщины освобождены от этой заповеди, т. к. она ограничена временными рамками (мицват асэ ше-а-зман грама).
3. Освящение пятидесятого года [↑]
Третья предписывающая заповедь йовеля — освятить пятидесятый год, как сказано: «И освятите пятидесятый год…» (Ваикра 25:10). Выполнение этой заповеди также возложено на Санхедрин, члены которого собираются в полном составе вечером Рош а-Шана — Нового лунного года (по другим мнениям — вечером Йом-Кипура) и произносят: «Благословен Ты, Господь Б-г наш, Царь вселенной, Который освятил нас Своими заповедями и повелел нам освящать годы». После благословения судьи объявляют: «Этот год освящен!» Ни сам пятидесятый год, ни следующий за ним не делают високосным.
4. Обязанность освободить еврейских рабов и рабынь [↑]
Четвертая предписывающая заповедь йовеля — освободить еврейских рабов и рабынь, как сказано: «И объявите свободу на земле всем жителям ее…» (там же, см. также Ваикра 25:40-41). Эту заповедь необходимо исполнять и за пределами Земли Израиля (в те периоды, когда в Земле Израиля действуют законы йовеля).
Еврейского раба освобождают как в том случае, когда он был продан по суду за воровство, так и в том случае, когда он продал себя в рабство добровольно. Как того, кто продлевал срок своего рабства (эвед нирца), так и того, кто не продлевал. Как в том случае, когда он хочет выйти на свободу, так и в случае, когда он желает оставаться в рабстве. Беглые рабы тоже обретают свободу, а также рабы, которые не работали по болезни в течение четырех или более лет. Освобождают и рабов, и рабынь. Женщины, владеющие рабами и рабынями, также обязаны выполнять эту заповедь.
Раб, которого господин не освободил от рабства, не обязан на него работать, т. к. по Торе он считается свободным. Еврей, находящийся в рабстве у нееврея, также по Торе считается свободным. Окончательное освобождение рабов происходит в Йом-Кипур, хотя уже начиная с Рош а-Шана они перестают работать на хозяев и ведут себя как свободные люди. Кнаанейских рабов и рабынь не освобождают.
В течение всего юбилейного года еврейских рабов и рабынь не продают и не покупают. Освобождая раба или рабыню, хозяин обязан одарить их продуктами, вещами или деньгами, как минимум, в размере 30 слаим.
5. Обязанность вернуть родовые наделы их прежним хозяевам [↑]
Пятая предписывающая заповедь йовеля — вернуть родовые наделы их прежним хозяевам, как сказано: «…и верните каждому владение его» (Ваикра 25:8-13). Переход земельных владений к их прежним хозяевам происходит в начале юбилейного года автоматически и не требует составления купчих или совершения любых других финансовых операций, т. к. по Торе эти земли с начала юбилейного года становятся имуществом своих прежних владельцев.
Если прежний хозяин родового надела скончался, земля передается его наследникам. Если умер покупатель, то землю прежним владельцам возвращают его наследники. Документы, свидетельствующие о том, что родовой надел продан навечно, недействительны, а тот, кто предлагает их составить, нарушает запрет Торы. Заповедь о возвращении родовых наделов действует только в Земле Израиля, включая территории, расположенные на правом берегу реки Йардэн. Эта заповедь не распространяется на недвижимость, находящуюся в городах, окруженных стеной («батэй арэй хома»), а также на земли и города (даже не окруженные стеной), принадлежащие колену Леви.
В юбилейный год родовые наделы не продают и не покупают. Земельное владение, проданное на определенное число лет, не возвращают в пятидесятый год, сделку о его купле-продаже разрешено осуществлять даже в сам йовель. Сколько бы раз ни продавали родовой надел, скольких бы хозяев он ни сменил, в юбилейный год он должен быть возвращен своим первоначальным владельцам. Если покупатель, вкладывая в участок, улучшил его состояние и повысил качество, то, получив участок назад, первоначальные владельцы должны компенсировать покупателю эти вложения.
6. Запрещающие заповеди юбилейного года [↑]
Кроме пяти повелительных заповедей йовеля, существует две запрещающие заповеди. Тора запрещает продавать родовые наделы навечно, как сказано: «И земля да не будет продана навечно, ибо Мне принадлежит земля и пришельцы, и жители вы у Меня» (Ваикра 25:23). А также Тора запрещает в юбилейный год обрабатывать любые участки Земли Израиля, как сказано: «…не сейте и не жните…» (Ваикра 25:11). Законы об уходе за земельными угодьями в юбилейный год и о плодах этого года идентичны соответствующим законам седьмого года. Но автоматического аннулирования долгов, как это бывает в седьмой год, в юбилейный год не происходит.
Смысл заповедей юбилейного года [↑]
Соблюдение юбилейного года — наша «декларация» о том, что земля принадлежит Всевышнему. Поэтому глава Беар, в которой дана заповедь йовеля, начинается словами: «…когда придете в землю, которую Я даю вам, тогда земля должна покоиться в субботу Господа» (Ваикра 26:43). Соблюдая заповеди йовеля, мы показываем: только Всевышний решает, что будет с землей. Автор Сефер а-Хинух так и объясняет смысл заповеди йовель: проникнуться осознанием того, что Всевышний — Единственный Хозяин мира. А если народ Израиля не свидетельствует всем своим поведением о том, Кому принадлежит земля, Всевышний Сам показывает это, изгоняя народ.
В трактате Авот (5, 9) сказано: «Изгнание посылается в мир за идолопоклонство, разврат, кровопролитие и за то, что Земле (Израиля) не предоставляют покой (в год шмиты)». Почему нарушение законов субботнего года стоит в одном ряду с тремя самыми великими грехами? В мидраше Торат Коаним (на Бэхукотай 2:9) сказано: «Я (Всевышний) сказал им (еврейскому народу), чтобы они сеяли шесть (лет) и оставляли землю под паром каждый седьмой год для того, чтобы помнить, что земля принадлежит Мне. Но они не исполнили этого. Поэтому уйдут они с этой Земли, и она будет отдыхать сама в течение стольких лет, сколько субботних годов задолжали они Мне. Как сказано: И земля останется без них и взыщет с них свои субботние годы, а им искупать грех свой придется (Ваикра 26:43)».
Наш учитель Рав Ицхак Зильбер в одной из своих работ подсчитывает все годы, когда не были соблюдены шмита и йовель, — таких лет было семьдесят. Евреи заплатили за это семьюдесятью годами вавилонского изгнания.
Смысл этой заповеди объясняют и по-другому. Рамбам в своем труде Морэ Нэвухим предлагает рациональный взгляд: раз в несколько лет почве необходим отдых, чтобы набраться сил для дальнейшей отдачи. А автор книги «Акедат Ицхак», рав Ицхак Арама (1420-1494 гг. ) пишет, что основная цель заповеди — не допустить, чтобы человек, являясь духовным творением, стал рабом материального.
Выше мы упоминали, что нарушение законов йовеля ведет к изгнанию из Земли Израиля. Верно и обратное: выполнение законов субботнего года делает пребывание в Святой Земле более гарантированным и безопасным.