Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Хатам Софер, Изучение Торы, Болезни, Рав Александр Кац, Комментарии
Раби Авраам-Шмуэль-Биньямин Софер (Ктав Софер; 5575-5632 /1815-1871/ гг.) — духовный лидер евреев Венгрии и Словакии.
Родился в Пресбурге (Братиславе) в первый день месяца адар 5575 /1815/ года. Сын главного раввина Пресбурга р. Моше Софера (Хатам Софер) и внук главного раввина Познани р. Акивы Эйгера.
В шестилетнем возрасте Шмуэль-Биньямин тяжело заболел (в дни болезни ему было добавлено имя — Авраам). Через несколько месяцев болезнь обострилась, и все врачи предсказывали смертельный исход. Были вызваны члены похоронного братства, которые установили свечи вокруг головы ребенка и в скорби ждали конца. И когда уже не оставалось никакой надежды, отец ребенка отвернулся к стене и обратился к Б-гу с молитвой, захватившей все его существо. Внезапно ребенок вышел из коматозного состояния и начал молиться вместе с отцом. …Когда служащие хевры кадиши собирали свои свечи и другие ставшие ненужными принадлежности, р. Моше Софер признался своим ученикам: «Я вымолил для него йовель — еще пятьдесят лет жизни» (Хут амешулаш).
Авраам-Шмуэль-Биньямин изучал Тору под руководством отца.
В четырнадцать лет он начал писать хидушим — аналитические заметки по поводу изучаемых книг, однако он никому не показывал свои записи, даже отцу. Никто в доме не знал, что он учился каждую ночь — вечером юноша ложился в кровать и ждал, пока отец пойдет спать, а затем вставал и учился до рассвета (там же).
В семнадцать лет он уже вел алахическую переписку с ведущими законоучителями Европы, и к нему обращались за решением спорных вопросов.
В восемнадцатилетнем возрасте он женился на Хаве-Лее Вайс, дочери состоятельного коммерсанта из галицийского города Горлица, который, согласно свадебному договору, содержал молодую семью в течение последующих шести лет. Все эти годы молодые жили в Пресбурге, рядом с р. Моше Софером, и р. Авраам-Шмуэль-Биньямин усердно занимался, как и прежде посвящая изучению Торы не только весь день, но и большую часть ночи (там же).
В возрасте двадцати двух лет он завершил свою первую книгу, названную Ктав Софер («Почерк писца»), — аналитические заметки к талмудическому трактату Гитин.
Книга вызвала значительный интерес, и в последующих поколениях ее название заменило собой имя автора.
В двадцать три года он начал давать уроки в доме учения своего отца. В 5600 /1840/ году, после смерти р. Моше Софера, двадцатипятилетний сын заменил его во главе общины Пресбурга и городской ешивы, в которой обучалось более пятисот юношей.
Теперь все свои самостоятельные исследования он был вынужден перенести только на ночные часы, и поэтому на сон оставалось еще меньше времени, чем раньше (там же).
На протяжении трех десятилетий р. Авраам-Шмуэль-Биньямин был одним из высших алахаческих авторитетов для евреев Австро-Венгрии — его многочисленные респонсы объединены в сборник Шеэлот веТшувот Ктав Софер (т.е. «Вопросы и ответы автора Ктав Софер»).
В своих респонсах он подчеркивал особую роль жены в еврейской семье. По его словам, из тысячи изучающих Талмуд лишь один становится законоучителем потому, что не часто находится жена, которая помогает своему мужу со спокойным сердцем трудиться над постижением Торы. «Самая благородная из женщин — та, которая помогает своему мужу в изучении Торы, принимая на себя заботу о пропитании семьи и содержании дома, — так, чтобы муж мог полностью сосредоточиться на словах Торы» (Шеэлот веТшувот Ктав софер, Орах хаим 20).
Следуя примеру отца, р. Авраам-Шмуэль-Биньямин уделял постоянное внимание сбору средств для знатоков Торы в Земле Израиля. В 5622 /1862/ году он основал первый колель (фонд) Шомрей аХомот («Стражи стен»), для поддержания выходцев из Венгрии и Словакии, создавших общину в Йерушалаиме.
В первый день месяца адар 5629 /1869/ года один из ближайших учеников, зайдя в комнату р. Авраама-Шмуэля-Биньямина, который был тогда уже общепризнанным духовным лидером поколения, застал его в слезах. «Раби! Что случилось?! Почему Вы плачете?» — в растерянности спросил ученик. «Мне сегодня исполнилось пятьдесят четыре года, — пояснил мудрец, — и я спрашиваю себя, на что я потратил все эти годы, нависающие над моей головой, подобно стене. Сколько драгоценных мгновений я потратил напрасно?! Я вижу, что до сих пор не обладаю ни познаниями в Торе, ни мудростью, ни праведностью, — и как я могу не плакать о впустую растраченных днях, которые уже не вернуть?!» (Маасей авотейну, Ваешев).
Р. Авраам-Шмуэль-Биньямин Софер — Ктав Софер — умер в Пресбурге девятнадцатого тевета 5632 /1871/ года, в возрасте пятидесяти шести лет.
С разрешения издательства Швут Ами
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.