Из цикла «Еврейские мудрецы», темы: Сионизм, Коды в Торе, Антисемитизм, Холокост, Спасение жизни, Рав Александр Кац, Гетто
Раби Хаим-Михаэль-Дов Вайсмандель (5664—5718 /1903—1957/ гг.) — выдающийся исследователь Торы, руководитель нью-йоркской ешивы Нитра.
Родился в г. Братиславе.
В годы перед второй мировой войной был одним из ведущих преподавателей ешивы словацкого города Нитры, возглавляемой его тестем.
В этот период он занимался изучением буквенных кодов, скрытых в тексте Пятикнижия. К этим исследованиям его привели отдельные высказывания и намеки, содержащиеся в книгах кабалистов прошлых веков. Так, например, величайший кодификатор и знаток сокровенного учения р. Моше Исерлис из Кракова (Рамо; см.) сравнивал структуру книг Пятикнижия с храмовой менорой. Размышляя над этим уподоблением, р. Вайсмандель обнаружил целый ряд удивительных закономерностей. Оказалось, что если отсчитать сорок девять знаков от буквы тав, завершающей первое в Торе слово Берешит (В начале), то пятидесятой будет буква вав. После следующих сорока девяти букв — пятидесятой окажется рейш, а при дальнейшем подобном отсчете — пятидесятой будет буква эй. Вместе буквы тав, вав, рейш и эй составляют слово Тора. И точно так же в конце книги Берешит: если отсчитывать по сорок девять знаков, начиная от буквы тав, завершающей слово везот (и вот, Берешит 49:28), то пятидесятые буквы — вав, рейш и эй — вновь сложатся в слово Тора.
Во второй книге Пятикнижия получился тот же результат: в начале книги при отсчете от буквы тав, завершающей слово Шмот (Имена), и в конце книги при отсчете от буквы тав в слове тхелет (голубая шерсть; Шмот 39:8). В третьей книге Ваикра — в ее центральной по расположению разделе Кедошим — р. Вайсмандель обнаружил закодированное точно таким же способом непроизносимое четырехбуквенное Имя Всевышнего. Коды в двух последних книгах, Бемидбар и Дварим, оказались зеркальными — подобно тому, как одни ветви меноры зеркально отражают другие. В этих книгах — и в начале, и в конце — слово Тора было зашифровано с помощью того же кода, но с обратным порядком букв: эй, рейш, вав, тав (Цафунот Атора, Ашалхэвет, 24 с.12)
Р. Вайсманделю было также известно высказывание Виленского Гаона (см.) о том, что все последующие события закодированы в Торе. По свидетельству учеников, Виленский Гаон мог указать, где именно в Торе закодированы имена каждого из великих еврейских мудрецов. Так, например, сохранилось его указание на то, что в стихе «Умножились Мои чудеса в стране Египетской» (Шмот 11:9) закодировано имя великого законоучителя р. Моше бен Маймона (Рамбама; см.), жившего именно в Египте, — первые буквы слов этого стиха (ребот мофтай беэрец мицраим) составляют имя Рамбам. Пользуясь уже проверенным методом, р. Вайсмандель обнаружил, что при последовательном отсчете сорока девяти букв от мем в слове Моше, содержащемся в этом же стихе, пятидесятые буквы складываются в слово Мишнэ — первое слово из названия основного алахического труда Рамбама Мишнэ Тора (Повторение Торы). Код второго слова в этом названии — Тора, начинался несколько стихов спустя с буквы тав в слове ото (его) (Шмот 12:11). Сосчитав количество букв, разделяющих коды первого и второго слова в этом названии, р. Вайсмандель был потрясен: расстояние составляло ровно шестьсот тринадцать букв — по числу заповедей Торы, кодифицированных Рамбамом. Более того, р. Вайсмандель отметил, что во всем этом отрывке повествуется о принесении пасхальной жертвы, которое совершалось в четырнадцатый день месяца нисан, — а именно этот день и был датой рождения Рамбама (Сарей амеа 1:7; Цафунот Атора, Ашалхэвет, 24 с.13).
Вдохновленный всеми этими открытиями, р. Вайсмандель продолжил свои исследования. Для этой цели он записал текст Пятикнижия особым образом — на маленьких листках, на каждом из которых он разместил по десять строк, состоявших ровно из десяти букв. Таким образом, на каждом листике получалось по сто букв — два раза по пятьдесят, и благодаря такому расположению коды как бы проступали из-под привычного текста Торы (Цафунот Атора, Ашалхэвет, 24 с.11—13).
Свои открытия р. Вайсмандель записал уже во время второй мировой войны, когда он скрывался в тайном убежище. Впоследствии его ученики опубликовали эти рукописи, озаглавив книгу Торат хемед (Желанная Тора) (Д. Вицтум Амеймад аносаф с.12).
Р. Вайсмандель перешел в подполье вскоре после прихода гитлеровцев в Словакию.
Он создал подпольную группу, получившую название Квуцат аавода (Рабочая группа). Эта организация проводила рискованные операции по спасению еврейских жизней не только в самой Братиславе, но и по всей Словакии (Ки эш кадха беапи с.20).
Р. Вайсмандель сыграл одну из решающих ролей в оповещении правительств западных стран о преступлениях, совершаемых нацистами в отношении евреев. С того времени, как зимой 5702 /1942/ года началась массовая депортация словацких евреев, он скрывался в подземном убежище около Братиславы, сохраняя связи как с другими подпольщиками, так и с евреями, легально живущими в гетто. Когда той же зимой в Братиславе появились первые беженцы из Польши, рассказавшие о массовом истреблении евреев в концлагерях и в варшавском гетто, р. Вайсмандель записал их свидетельства, а несколько месяцев спустя сумел переправить эти записи в нейтральную Швейцарию, представителям американского Ваадааацала (Комитета спасения). Это были первые сообщения о массовых убийствах, просочившиеся на Запад (Ки эш кадха беапи с.134; Бесетер раам с.43,77; R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.200).
Р. Вайсмандель надеялся, что, когда о преступлениях нацистов станет известно в свободном мире, страны-союзницы немедленно протянут евреям свою руку помощи. Но в игру вступили политические расчеты: руководители США и Англии опасались, что, если они вмешаются в войну на данном этапе, предприняв специальные меры по спасению еврейского населения, это только «будет лить воду на мельницу Гитлера, который с самого начала утверждал, что вся война и была затеяна по указке евреев» — в результате «будет подорван всенародный — и даже международный — консенсус относительно смысла и целей войны с гитлеризмом». Пародоксально, но такой же позиции придерживались и лидеры светских еврейских организаций — они боялись, что демократическим режимам не удастся мобилизовать народ на войну — «ведь не каждая английская или американская мать согласится, чтобы ее сын рисковал своей жизнью “ради каких-то евреев”». Лишь в начале зимы нового 5703 /1942/ года правительства Советского Союза, США и Великобритании все же выступили с совместной декларацией, в которой предупреждали руководителей Рейха об ответственности «за запланированное истребление евреев» — однако к этому времени большинство евреев Европы уже было уничтожено (Йеуда Бауэр Постигая прошлое, с.18; А. Данилова Рассекреченная мораль, МИГnews 5.07.2000 с.20).
Приблизительно в то же время р. Вайсмандель писал из своего братиславского убежища в Землю Израиля, р. Моше Блою (см.), возглавлявшему иерусалимское отделение организации Агудат Исраэль: «Ну, что я могу сказать — тридцать-сорок процентов всего еврейского народа уже убито. И, по великим нашим грехам, из мира изучающих Тору уничтожено восемьдесят-девяносто процентов. И знай, что вызволить даже одного человека отсюда, значит спасти его от уничтожения — страшного и жестокого. …Мы сейчас стараемся спасти, переправив в Венгрию, гаона и праведника из Белза (р. Аарона Рокеаха /Белзер Ребе/; см.), …и, возможно, также раввина Менахема Зембу (в те дни находился в варшавском гетто; см.). Великая заповедь спасти оставшихся раввинов — выдающихся знатоков Торы и праведников» (Бесетер раам с.60).
В 5703 /1943/ году, убедившись, что на скорую помощь союзников рассчитывать не приходится, р. Вайсмандель приступил к осуществлению своего широкомасштабного плана по спасению сотен тысяч евреев, получившего кодовое название «Европа».
Через своих доверенных людей р. Вайсмандель вступил в контакт с эсэсовским генералом Дитером Вислицени, возглавлявшим нацистскую администрацию в Братиславе. Нацист принял крупную взятку, собранную евреями, и согласился приостановить отправку в лагеря смерти двадцати четырех тысяч евреев из различных районов Словакии. Ободренные успехом еврейские лидеры предложили Вислицени, имеющему доступ к главе СС Гиммлеру, прекратить уничтожение евреев Европы в обмен на «компенсацию» в два-три миллиона долларов. Для того, чтобы начать предметные переговоры с Гиммлером, который якобы был готов на контакты с представителями союзников, Вислицени потребовал задаток в двести тысяч долларов. И тогда р. Вайсмандель и его соратники обратились за помощью к самым богатым еврейским организациям — Всемирному Еврейскому Агентству (Сохнуту) и американскому Джойнту. Но реакция оказалась самой непредсказуемой: чиновники Джойнта обвинили «попрошаек из Восточной Европы» в том, что они «хитростью и обманом пытаются выманить деньги… из кармана у порядочных и наивных евреев Запада». Представители Сохнута также не проявили заинтересованности — причем, главным противником проекта был сионистский лидер Давид Бен-Гурион. «Мы должны понимать, — писал р. Вайсманделю швейцарский представитель Сохнута, — что все народы стран-союзниц щедро проливают свою кровь, и если мы не принесем своих жертв, то чем завоюем право присутствовать за столом переговоров при послевоенном переделе мира и требовать для себя Землю Израиля?! И поэтому с нашей стороны было бы глупостью — и даже наглостью — добиваться, чтобы гои, проливающие свою кровь на войне, позволили бы нам, ради спасения нашей крови, перевести деньги во вражескую страну! Нет, Земля Израиля будет куплена для нас только кровью — кровью всех еще оставшихся в Европе мужчин, женщин, стариков, и младенцев» (Р. Вайсмандель Мин амецар с.95—96; Йеуда Бауэр Постигая прошлое, с.18—19).
Позднее Сохнут все-таки выделил деньги на осуществление этой сделки — но к тому времени ситуация в нацистской верхушке изменилась, и Гиммлер направил своего адъютанта к генералу Вислицени с приказом прекратить переговоры с еврейскими представителями. Через генерала Вислицени р. Вайсманделю стало известно, что один из духовных руководителей мусульман Палестины, иерусалимский муфтий Хадж-Амин эль-Хусейни, убедил Гитлера и его ближайшее окружение довести уничтожение евреев Европы до конца — чтобы уцелевших «не смогли перевезти в Палестину». Впоследствии эту информацию подтвердил и куратор нацисткой программы «окончательного решения еврейского вопроса» Адольф Эйхман (Р. Йоэль Шварц, р. Ицхак Гольдштейн Ашоа с.123,245).
После того как реализация плана «Европа» сорвалась, р. Вайсмандель бежал из Братиславы и достиг г. Будапешта, где евреи все еще находились в относительной безопасности.
Он перешел венгерскую границу по тайным горным тропам в Карпатах, воспользовавшись помощью профессиональных контрабандистов. Хотя Венгрия и являлась верным сателлитом гитлеровской Германии, части вермахта и СС там не размещались, и евреи продолжали свою обычную общинную жизнь. В их среде господствовала иллюзия, что их страна так и останется «одиноким островком избавления» в залитой кровью Европе. Обосновавшись в Будапеште, р. Вайсмандель помог переправиться на этот «островок избавления» многим беглецам из стран, оккупированных нацистами, — при проведении спасательных операций он сотрудничал с р. Йоэлем Тейтельбоймом (Сатмарский Ребе; см.), возглавлявшим работу Ваадааацала (Комитета спасения) в венгерской Трансильвании. Одновременно р. Вайсмандель разрабатывал новый план: по каналам, установленным еще в Словакии, он возобновил контакты с Адольфом Эйхманом, а затем связал его с руководителями еврейской общины Будапешта, в частности, с высокопоставленным сионистским функционером доктором Исраэлем Кастнером. На этот раз переговоры велись об обмене сотен тысяч еврейских узников концлагерей, обреченных на смерть в газовых камерах, на необходимые Германии грузовики и тракторы-тягачи (Ки эш кадха беапи с.134; Бесетер раам с.74,77,82—83,90).
Весной 5704 /1944/ года Венгрию внезапно оккупировали части вермахта, и сразу же началось быстрое и планомерное уничтожение евреев этой страны.
С момента, когда началась высылка венгерских евреев в лагеря смерти — сначала из района карпатских гор, а затем и из других участков страны, р. Вайсмандель разослал по различным общинам сотни писем, в которых предупреждал: «Прячьтесь, оказывайте сопротивление и убегайте, но только не давайте поместить себя в гетто — потому что оттуда вас отправят на истребление» (Бесетер раам с.43).
Р. Вайсмандель также скрывался, но был схвачен и заключен в концентрационный лагерь Серед, а затем отправлен на «поезде смерти» в лагерь уничтожения Аушвиц (Освенцим).
По дороге он уговаривал своих спутников совершить побег, убеждая, что при этом некоторые смогут спастись — а в противном случае, погибнут все. Однако его спутники были парализованы страхом, и в конце концов, ему пришлось выпрыгнуть из поезда одному. Он вновь скрывался, продолжая деятельность по спасению других евреев (Ки эш кадха беапи с.134).
В этот период р. Вайсмандель сумел передать на Запад карту концлагеря в Аушвице, составленную им по показаниям двух евреев, совершивших побег из этого лагеря. Р. Вайсмандель призывал союзников разбомбить газовые печи Аушвица и подъездные пути к нему — по его убеждению, это могло бы спасти жизни многих тысяч жертв, ведь в этих печах уничтожали до двенадцати тысяч евреев ежедневно. Но союзное командование, сославшись на технические причины отказалось от проведения такой операции. В последующий период самолеты союзников разбомбили множество военных и гражданских объектов в окрестностях Аушвица, но хотя бы один удар по газовым печам и подъездным путям к лагерю нанесен так и не был (Ки эш кадха беапи с.7; Бесетер раам с.44; R. Nachman Zakon The Jewish Experience p.200).
В конце войны, зимой 5705 /1944/ года, р. Вайсмандель был спасен на «поезде Кастнера».
В результате инициированной им сделки между Эйхманом и доктором Кастнером было переправлено в Швейцарию более полутора тысяч еврейских узников, и он был включен в этот список — в обмен нацисты получили партию грузового транспорта (Ки эш кадха беапи с.134; Бесетер раам с.82—84).
Потеряв в годы Катастрофы всю семью, р. Вайсмандель эмигрировал в США. Он создал в Нью-Йорке ешиву, назвав ее Нитра — в память о словацкой ешиве, в которой он преподавал до войны.
Р. Хаим-Михаэль-Дов Вайсмандель умер в 5718 /1957/ году.
В 5720 /1960/ году в Нью-Йорке вышла в свет его книга Мин амецар (Из теснины), в которой он подробно рассказал о своих попытках «приостановить» Катастрофу.
с разрешения издательства Швут Ами
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Исток»
Рав Цви Вассерман
Рош Ашана уникален, потому что характеризуется не тем, что мы получаем от этого праздника, а тем, что мы отдаем.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Ве-зот а-браха»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Экев»
Рав Лейб-Нахман Злотник
Статья р. Лейба Нахмана Злотника о тайне ста благословений, которые предписано произносить каждый день
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Перед своей смертью Моше благословляет народ.
Йегуда Мендельсон
Сын после Африки, Индии и Германии с трудом приходил в себя. Однажды вечером коротко рассказал, что с ним случилось, и, заметив слезы в глазах, моментально замолк.
Рав Давид Штайнойз,
из цикла «Главы из книги «Тайна восемнадцати благословений»»
Сравнив Всевышнего с кем или чем бы то ни было, мы неизбежно уподобимся малышу, лепечущему: "Всевышний – как мой ребе!". Глава из книги "Тайна восемнадцати благословений"
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»
Избранные главы из алахического кодекса Кицур Шульхан Арух