Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Мудрость, Билам, Исправление качеств, Чувства и разум, Рав Хаим Бурштейн, Мусар
Меня расстроило, сын мой, что ты никак не отозвался на возвышенное рассуждение «Мудрость жизни»[1], несмотря на его чрезвычайную важность! И вот, вчера я завершил неоценимое по своей значимости рассуждение «Мышление и чувство (I)»[2], раскрывающее великую тайну души. Проблема каждого человека состоит в следующем: если ему кажется, что некий вопрос не требует глубокого изучения, то он и не станет им последовательно заниматься, а будет постоянно откладывать его все дальше и дальше, в первую очередь обращаясь к темам, которые, на его взгляд, содержат в себе более существенное знание. Об этом говорили мудрецы Талмуда: «Кажущееся незначительным забывается…»[3] Сказали наши учителя: «Кто мудрец? — Видящий нарождающееся»[4]. Поэтому мы уже неоднократно напоминали, и больше всего в предыдущем рассуждении, что это — самый верный признак мудрости.
И вот, я хотел бы привести тебе слова выдающегося мудреца — автора книги «Сефер аХинух», — и пусть они будут путеводным знаком на избранной нами стезе. Они помогли бы тебе осознать, сколь многого мы с тобой достигли в нашей духовной работе, но сейчас мне трудно это сделать. Будем надеяться, что, с Б-жьей помощью, в дальнейшем мы сможем поговорить об этом более подробно. Давай же, сын мой, соберем все силы, чтобы научиться по-настоящему заботиться о своем будущем, как поступали истинные мудрецы — Первые и Последние комментаторы — и удостоимся безграничного и вечного блага.
Вчера я со всей очевидностью понял, почему наши учителя столь настойчиво призывали к обретению способности видеть нарождающееся, считая ее высшим проявлением мудрости. Зачем они спрашивали: «Кто мудрец»? Ведь можно было лишь отметить: «Человек всегда должен видеть нарождающееся». Разве так уж важно, становится ли он благодаря этому мудрецом? Ответ на этот вопрос может быть только один: они хотели побудить нас к обретению этой способности, ибо на ней зиждется все служение человека. Однажды прошлым летом я говорил тебе, что приведенные в Торе увещевания, благословения и проклятия ясно указывают на то, что в основе веры лежит принцип уготованной нам награды и ожидающего наказания. Поэтому наши учителя и задают вопрос: «Кто мудрец?» — чтобы подчеркнуть, что умение видеть будущее из настоящего — отличительный признак мудрецов, у которых, благодаря неустанному изучению, мышление превалирует над чувствами. Чувственное восприятие во всей полноте служит им для постижения происходящих явлений, но не подчиняет себе разум и не приводит его в смятение, не скрывает далекого, обращая лишь к близкому.
Это и имели в виду наши учителя, сказав: «Кто мудрец? — Видящий нарождающееся»[5]. Эти слова призваны уберечь нас от заблуждения, что предвидеть будущее очень легко. В действительности это настолько трудно, что не удалось даже Биламу, который был выдающимся мыслителем и знал, что исполнение воли благословенного Б-га дарует величайшую награду, как он сам сказал об этом: «Да умрет душа моя смертью праведников, и да уподобится завершение моей жизни их концу!»[6] И все же, обладая душой, полной пороков, Билам не уберег свой разум от власти чувств, не провидел будущее, и в результате погиб страшной смертью. И вот, для ясного видения грядущего необходимо не только обладать глубоким мышлением, но и непременно очиститься от дурных черт характера, что также является признаком мудрости. Поэтому наши учителя, будучи опытными наставниками, преднамеренно начинают свое рассуждение с вопроса «Кто мудрец?», чтобы укоренить ответ на него в наших сердцах. И все это, на мой взгляд, совершенно ясно!
И знай, сын мой, что мудрецом становится лишь тот, кто реализовал потенциал своего мышления, а мал он или велик — это зависит от силы дарованного ему разума. Доказательство тому следующее. Сказано в Писаниях: «Мудрец преисполняется трепета и отдаляется от зла, а глупец преступает и самонадеян»[7], и как быть тому, чье постижение ограничено? Если он убережет свое мышление от влияния чувств, то его разум освободится от оков материальности, и, в меру своих возможностей, он узрит далекое и приблизится к мудрости. Это подтверждается словами Писания: «И сказал человеку: вот, трепет перед Г-сподом — это мудрость, и отдаление от зла — понимание»[8].
Знай, сын мой, что я посылаю тебе сейчас большой и ценный подарок, и постарайся всем своим сердцем сохранить его для удовольствия твоего тела и наслаждения души, дабы хорошо было тебе в этом и в Грядущем мире.
И вот, я напишу кое-что предельно кратко, и ты поймешь, почему во время болезни, упаси Б-г, люди иногда духовно пробуждаются, а по выздоровлении возвращаются к своей прежней глупости. Это крайне странно, но происходит потому, что «Быстро сошли они с пути, который Я заповедовал вам…»[9], ибо только очистившийся разум не подвержен чуждым влияниям.
Из этого ты сможешь лучше понять то, о чем я говорил тебе уже несколько раз: человеку необходимо вначале заложить ровный и прочный фундамент, и лишь затем возводить на нем логические построения, и это — основа основ верного мышления. В этом состоит тайна стиха Писания: «Если она стена, построим на ней серебряную башню…»[10]
Глубоко задумайся над этим, и хорошо будет мне и тебе, и да исполнится Его воля! С благословением, твой отец, желающий тебе добра всем сердцем и всей душой.
[1] Гл. 37 этой книги.
[2] Гл. 38 этой книги.
[3] Бава Батра 14а.
[4] Авот 2:9, Тамид 32а.
[5] Авот 2:9, Тамид 32а.
[6] Бемидбар 23:10.
[7] Мишлей 14:16.
[8] Ийов 28:28.
[9] Шмот 32:8.
[10] Шир Аширим 8:9.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»