Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Мудрость, Скромность, Духовность, Изучение Торы, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Город-убежище, Качества Творца
«Преимущество знания мудрости дает жизнь обладающим ею»[54].
Говорили в Доме Учения рабби Ишмаэля: «Служение Творцу можно сравнить с тем как хозяин вверяет заботам своего раба нежную птичку и предупреждает его: “Ты думаешь, что если не уследишь за ней, я взыщу с тебя мелкую монету? Жизнь я потребую твою!”»[55] Мы говорили о том, как можно приблизить это к чувственному восприятию. Ведь пребывающий во тьме сравнивается с мертвецом, и в Талмуде сказано: “Слепой подобен мертвому”[56]. И вот, известно, что свет необходим погруженному в глубокие размышления, только если ему потребуется что-то найти в книге. Получается, что в той же ситуации, где бездумный подобен мертвому, мыслящий — жив. И если это верно даже для нижнего мира, то это тем более так в обители мудрости. Там лишенный понимания в действительности мертв, а мудрец наслаждается жизнью, полной вознесенной радости.
Да, это именно так, ведь без Торы еврей лишается жизни! В Талмуде сказано: «Если ученик ссылается в изгнание[57], его учителя отправляют туда вместе с ним, как сказано в Торе: “Тогда отделил Моше три города на стороне Ярдена к восходу солнца. Бежать туда убийце, лишившему жизни ближнего своего без злого умысла, и тот не ненавидел его ни вчера, ни третьего дня, и убежит он в один из городов этих, и будет жить”[58], — из этого повеления Торы наши мудрецы учат, что изгнанника требуется обеспечить всем необходимым для жизни»[59]. И так же пишет Рамбам: «Жизнь людей, обладающих мудростью и разыскивающих ее без изучения Торы подобна смерти»[60]. Вот, и в нижнем мире человека приравнивают к мертвому, если он остается без своего учителя. И даже если он может нечто изучать самостоятельно, все же без учителя он подобен мертвецу. Поэтому на Сангедрин возложена обязанность обеспечить совершившего непреднамеренное убийство всем необходимым для жизни и отправить его учителя в изгнание вместе с ним. Закон не допускает никаких исключений: даже если отправляющийся в изгнание — сам мудрец Торы, все равно, если у него нет учителя, чтобы он продолжал подниматься в Торе, он сравнивается с усопшим.
Все это нам говорится для того, чтобы мы поняли, насколько страстным должно быть желание человека обрести мудрость. А лишенный такого стремления, упаси Б-г, подобен мертвому, даже если он сам того не ощущает. Да смилуется над нами Милосердный, чтобы мы мудро шествовали по жизни, поднимаясь все выше и выше.
И вот, известно, что люди, приговоренные к изгнанию за непреднамеренное убийство, — это злодеи, ибо не без причины им случилось совершить этот грех, пусть даже неумышленно. Это разъясняется в трактате Макот: «Говорится в древней притче: злодейство исходит от злодеев…»[61] К тому же выводу можно прийти из приведенной там Барайты: «Сказал рабби Зеира: не следует обучать Торе недостойного ученика», и смотри как эти слова Талмуда объясняет Раши[62]. Однако, если недостойный ученик идет в изгнание, Тора повелевает отправить вместе с ним и его учителя, — чтобы тот не уподобился мертвецу. Тем более, если достойный ученик не занимается Торой, он считается умершим! Тот же, кто, упаси Б-г, не желает постижения мудрости и Мусара, оторван от жизни, даже если сам он того не осознает. Стремление постичь мудрость обретается только путем углубленного размышления, когда у человека пробуждается желание быть рядом с раввином и учиться у него истинному знанию[63].
Поразительно, насколько Тора стремится к исправлению человека, даже если он злодей. В том же трактате Талмуда говорится: «Сказал Всевышний Моше: позаботься о том, чтобы для совершивших убийство взошло солнце»[64]. И Раши объясняет: «Обеспечь их всем необходимым для жизни…» Мы восхищены тем, сколь надежно Тора защитила их от кровной мести и позаботилась обо всех их нуждах! Б-жественное Учение даже потребовало, чтобы учитель человека, совершившего непреднамеренное убийство, отправился вместе с ним в изгнание! И если Тора в такой мере заботится о преступниках, то насколько же она внимательна к жизням праведных людей, обеспечивая их всем самым важным! Ведь мы уже объяснили, что без Торы еврей постепенно чахнет и угасает, даже не ощущая этого. Об этом говорили мудрецы Дома Учения рабби Ишмаэля. Так пробудимся же духом и будем последовательно по мере наших сил изучать Тору, стремясь обрести мудрость. И меня необычайно восхитили слова великого учителя Мусара Яавеца в его комментарии на Сидур.
И теперь, мой дорогой сын, преклони свое ухо и послушай, к какому открытию привело меня мое сердце: все возвышенные духовные качества проистекают из мудрости и связаны с нею. И если характер человека не изобилует похвальными чертами, это знак того, что ему недостает мудрости, и, наоборот, чем он более возвышен, тем у него больше мудрости.
Милосердие Всевышнего беспредельно, так же как безмерно Его величие и мудрость. Суть в том, что все блага в этом мире передаются человеку соответственно принципу «пустых сосудов». В материальном, если сосуд пуст, то он может в себя что-то вместить, а когда наполняется, в него уже ничего не войдет. С мудростью же все наоборот: только «полный сосуд — вмещает»[65]. Получается, что у мудрости нет предела, свойственного материальному нижнему миру, суть которого — пустота.
Сказал Коэлет: «Чем больше добра, тем больше поглощающих его…»[66] Имеется в виду, что в нижнем мире даже очень состоятельный человек обеднеет, если окажется вынужден хотя бы понемногу делиться своим богатством с другими. С мудростью же все наоборот: чем больше людей черпают из ее источника, тем быстрее он пополняется, как сказали наши мудрецы: «Я получил от своих учеников больше, чем от всех других людей»[67]. С увеличением числа учеников, с которыми раввин делится своим знанием, крепнет и его мудрость. Про это сказал Коэлет: «Чем больше добра, то есть мудрости, увеличивающей блага, — тем больше поглощающих его», — и здесь нет места для ограничений.
Сказано в Талмуде, и эти слова приводит Рамбам: «Если глава ешивы уходит в изгнание, то вместе с ним отправляют в город-убежище и всех его учеников»[68], ибо благодаря им умножается его мудрость, что необходимо ему для жизни, как мы видим из повествования Талмуда о рабби Йоханане, который взывал: «Где же ты, сын Лакиша?»[69]
Все дурные свойства людей проистекают из скупости. Их полной противоположностью является истинный мудрец, в душе которого — исключительно добро и совершенно отсутствует жадность. Поэтому о благословенном Б-ге сказано: «Неправедно судить человека пред лицом Всевышнего; несправедливо осудить человека в тяжбе его — не приемлет этого Г-сподь»[70].
Это имели в виду наши мудрецы, сказав: «Везде, где ты видишь Его величие, там же находишь и Его скромность»[71]. Неслучайно Тора прославляет Моше рабейну именно за его скромность[72], ибо она — венец мудрости, и потому рассказ о нем начинается словами: «И увидел их страдания…»[73] — и смысл их известен[74]. Теперь становится совершенно очевидно, что мудрость неотделима от возвышенных духовных качеств!
[55] Менахот 99б. См. гл. 40.
[56] Недарим 64б.
[57] Виновного в совершении непреднамеренного убийства отправляют в изгнание в один из городов-убежищ, как сказано в Торе (Бемидбар, гл. 35). — Примечание редактора.
[58] Дварим 4:41-42.
[59] Макот 10а.
[60] Мишна Тора, «Законы убийцы» 7:1.
[61] Макот 10б.
[62] Раши, там же. «Чтобы его преступления не привели его к непреднамеренному убийству и к изгнанию в город-убежище».
[63]«Тора указывает на верные мнения, возвышенные душевные качества, добрые обычаи, связанные с повседневной жизнью, милосердием к ближнему, служением Б-гу, трепетом перед Ним, верой и упованием на Него. Ведь это и есть основы всей Торы!» (Рав Моше Розенштейн, Основы Знания, часть 2, гл. 113).
[64] Макот 10б.
[65] Брахот 40а.
[66] Коэлет 5:10.
[67] Таанит 7а.
[68] Макот 10а.
[69] Бава Меция 84а. «Однажды рабби Йоханан находился возле реки Ярден. Увидев его с другого берега, Рейш Лакиш с легкостью переплыл реку. Рабби Йоханан сказал ему: “Твои невероятные силы предназначены для Торы! Если ты раскаешься, я отдам за тебя в жены свою красавицу сестру”. Рейш Лакиш раскаялся и посвятил себя Торе. Он изучил Писание, Мишну и стал великим мудрецом в Израиле.
Однажды в Доме Учения возник спор о том, с какого момента изготовления нож, меч и другие виды оружия считаются уже завершенными изделиями и могут принимать “нечистоту предмета”. Рабби Йоханан считал: “Сразу после извлечения их из печи”, а Рейш Лакиш утверждал: “Лишь после закаливания в воде”. Рабби Йоханан сказал ему: “Разбойник хорошо разбирается в своем ремесле!” На что Рейш Лакиш ответил ему: “Что же хорошего ты мне сделал, когда привел меня к Торе? Среди разбойников меня называли наставником, и здесь меня тоже величают рабби!” — “Разве я не сделал тебе ничего хорошего?! Ведь я привел тебя под крылья Шехины!” Рабби Йоханан расстроился, и Рейш Лакиш заболел. Жена Рейш Лакиша пришла к рабби Йоханану и, рыдая, взмолилась: “Помолись о его исцелении ради моего сына!” Он ответил ей словами Писания: “Оставь сирот своих, Я выращу их” (Ирмеягу 49:1); “Помолись о нем, чтобы я не стала вдовой!” — “И вдовы твои пусть полагаются на Меня” (Там же). И умер рабби Шимон бен Лакиш. После его смерти рабби Йоханан был безутешен. Мудрецы опечалились: “Кто же утешит рабби Йоханана? Пусть пойдет к нему рабби Элазар бен Педат, глубоко знающий всю Тору”. Он пришел к рабби Йоханану и сел напротив него. Какое бы толкование ни изрек рабби Йоханан, рабби Элазар отвечал: “Барайта подтверждает твое мнение!” Сказал ему рабби Йоханан: “Да разве ты подобен сыну Лакиша? На каждое мое толкование сын Лакиша задавал двадцать четыре трудных вопроса, я отвечал на каждый из них — и приумножалось Знание. А ты только повторяешь: “Барайта подтверждает твое мнение”. Да разве я сам не знаю, что сказал верно?!” И рабби Йоханан в горе начал рвать на себе одежды, восклицая: “Где же ты, сын Лакиша? Где же ты, сын Лакиша?” Он сокрушался до тех пор, пока его рассудок не помутился. Тогда мудрецы взмолились о милосердии к нему, и рабби Йоханан скончался».
[70] Эйха 3:35-36.
[71] Мегила 31а.
[72] См. Бемидбар 12:3. «А человек Моше скромен очень, больше всякого человека, что на лице земли».
[73] Шмот 2:11.
[74] См. гл. 1 этой книги.
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Арье Кармель
Заповеди, определяющие построение основ справедливости в обществе.
Рав Цви Вассерман
Мир открыл Творца, сыны Израиля стали еврейским народом
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера к недельной главе «Дварим»
Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»
«Не делай другому того,что ненавистно тебе. Все остальное — толкование. Иди и учись». Как этот принцип воплощается на практике?
Рав Давид Кантарович
На человека, который водит машину, нарушая правила дорожного движения, и этим создает опасные ситуации на дорогах, можно пожаловаться в полицию
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицхака Зильбера на недельную главу «Шофтим»
Рав Элияу Тавгер
Оказывается, есть случаи, когда для пользы дела можно злословить, хотя до того как Хафец Хаим написал одноименную книгу, прославившую его во всем еврейском мире, эту тему никто из наших законоучителей не обсуждал.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Законы, определяющие как взаимоотношения между человеком и его ближним, так и жизнь общины в целом.
Мирьям Климовская,
из цикла «Рассказы из жизни еврейских мудрецов»
Рав Ефим Свирский,
из цикла «Десять заповедей, услышанных евреями у горы Синай»
"Не отзывайся о своем ближнем ложным свидетельством".
р. Ури Калюжный
Не хочется удовлетворять беспочвенные претензии. Хочется надеяться на светлое будущее...
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Повелительные заповеди»
Устная Тора объясняет, что в Письменной Торе — Пятикнижии Моисея — сформулированы 613 заповедей для евреев.