Из цикла «Знание Субботы», темы: Сотворение мира, Суббота, Каббала, Духовный мир, Связь с Творцом, Рав Эуд Авицедек, Материальность
«Правильно объяснить, что благословил его чем-то новым, что появилось в этот день, — благословением света, ибо день и ночь седьмого дня равны по своему (духовному) свету. И в этом заключается благословение и дополнительное благо. И потому в рассказе Торы о седьмом дне не упоминается “и был вечер, и было утро”, как в другие дни, ибо его время — все утро, нет в нем вечера совершенно» (рабейну Бехайе).
Суть вопроса в том, что тьма в мире является порождением сокрытия лика Творца. Как объясняет Рамхаль: «Господин всего установил две сильные реальности — свет и тьму, которые происходят из категорий духовного свечения и сокрытия, и дал каждой часть времени. Это и есть день и ночь». Свет Всевышнего и Его сокрытие — это причины существования добра и зла в мироздании: «И ты должен знать, что на самом деле причина всех видов добра во всяком месте.. это свет Лица Всевышнего, а причина зла в любом месте — сокрытие этого света».
Суббота полностью относится к тайне «того дня», дня, когда все происходящее видится как добро. И хотя светила были поражены вследствие греха Адама, их свет не потускнел до исхода субботы. Ведь суббота черпает свое свечение из того дня, о котором сказано: «И будет свет луны, как свет солнца, а свет солнца будет семикратным, как свет Семи дней» (Йешая 30). Это тот день, когда свет будет один, без тьмы. Свет, который весь выражает сияние лика Творящего только благо. «В Грядущем мире на любое событие благословляют “…Добрый и творящий добро”.
Суббота стоит в тайне света лица: “Благословил его светом лица человека, освятил его светом лица человека, не похож свет лица человека во все дни недели на свет субботний” (Берешит раба).
Лицо (פנים) — это место, где через преграду тела выходит наружу внутреннее содержание (פנימיות — на святом языке это однокоренные слова) человека, его чистая душа. “Мудрость человека освещает лицо его”. Так в субботу прорывается наружу внутреннее содержание человека — свет дополнительной души, которая дается ему. Как мы объясняли, в корне всех этих возвышенных раскрытий стоит внутреннее содержание мироздания, которое светит в этот святой день.
“И благословил день субботний… Почему в Зоаре говорится, что в субботний день спускается свыше благодать всех шести будних дней? Имеется в виду речение “И благословил”, в котором Он заложил благословение, чтобы дать жизнь мирам” (Ор аХаим). Суббота есть источник благословения для самого существования других будних дней, как толковал Ор аХаим стих: “Ибо шестью днями сделал Господь небо и землю”. Раскрывается здесь, что во время Творения сотворил энергию для мира только на шесть дней… и сотворил один день, когда Он опять дает миру душу: энергию еще на шесть дней… Если бы не этот день, мир разрушился бы по истечении шести дней и вернулся в ничто, и нужно было бы его воссоздавать заново. Посредством субботы мир существует».
*
На основе сказанного мы приходим к пониманию беседы святых мудрецов: «Выйдите и взгляните, дщери Сиона, на царя Шломо, на корону, которой увенчала его мать, в день его свадьбы и в день его сердечной радости» (Песнь Песней). «Сказал раби Йоханан: спросил раби Шимон бар Йохай раби Элазара сына раби Йоси: Может быть, ты слышал от своего отца, что это за корона, которой увенчала его мать? Сказал ему: Да. Сказал ему: И как? Сказал ему: Притча о царе, у которого была единственная дочь, в которой он души не чаял. И называл ее: “Дочь моя”, и по великой любви стал называть ее “Сестра моя”, и по великой любви стал называть ее “Мать моя”. Так Всевышний души не чаял в Израиле и назвал их: “Дочь Моя”, как написано: “Слушай, дочь, и смотри”. И по великой любви стал называть их “Мать Моя”. Как сказано: “Слушайте Меня, народ Мой, и племя Мое, внимайте”. Слово “племя Мое” (לאומי) написано, как (לאמי) — “Моей матери”. Встал раби Шимон бар Йохай, и поцеловал его в голову, и сказал: Если бы я пришел только для того, чтобы услышать из твоих уст этот смысл, мне достаточно» (Шир аШирим раба). Таково свойство Собрания Израиля: дочь, у которой нет ничего от себя; когда она поднимается, становится сестрой-близнецом, — здесь заложена тайна двойственности. Посредством этого она поднимается, чтобы стать источником благословения — категорией «Моей матери». Поразмыслите, как следует, об этом на основе сказанного в данном эссе.
В начале данной главы мы привели мысль, что самое большое испытание в соблюдении субботы — это опасение потерять заработок [Это испытание веры и упования, заложенное в качестве Малхут]. Но мы знаем, что верно обратное: все благословение работы и заработка в будние дни происходит от соблюдения субботы. Ведь источник благословения заложен в приобщении к святости, к корню, дающему жизнь мирам, и оттуда происходит безграничная благодать и богатство. Но когда благословение заходит в материальную структуру, это сокращает ее, — ведь что за благословение может быть в этом материальном мире?! Если это знание проникнет в души далеких от Торы людей, они услышат и вернутся, пожелают все дни свои превратить в категорию субботы, и тогда все мироздание вернется к состоянию до греха Адама — ко дню, переполненному благословением субботы.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.