Из цикла «Законы о мукце в Субботу и праздники», темы: Суббота, Еда, Мукце, Рав Лейб Нахман Злотник, Запреты в Субботу, Животные
Когда в Талмуде или в книгах законоучителей упоминается о «мукце» и не обозначен вид «мукце», то речь, как правило, идет о «мукце махмат гуфо». К этой категории «мукце» принадлежат предметы, не подготовленные к использованию в Субботу. «Мукце махмат гуфо» запрещено перемещать в Субботу, какие бы цели при этом ни преследовались.
Приведем несколько примеров данного вида «мукце»: камни, палки, ветки, песок, земля, которые находятся на улице и которые специально не предназначили для использования в быту. Это также монеты, купюры и жетоны, которые в будние дни используют для оплаты. К этой же категории относятся пламя, а также неспелые плоды и другие продукты питания, которые в их данном состоянии не пригодны в пищу.
Рассмотрим ситуацию, при которой холодильник, в котором, среди прочего, хранятся неприготовленные продукты, имеющие статус «мукце махмат гуфо», вышел из строя в Субботу или прекратилась подача электроэнергии. Как правило, даже в довольно жаркие дни нет причины опасаться того, что мясо, рыба или другие продукты, находящиеся в морозильной камере, успеют испортиться до конца Шабата. Если такая вероятность существует, и в том случае, если это произойдет, ущерб будет значительным, разрешено переложить эти продукты в более сохранное место. Почему это разрешено, если «мукце махмат гуфо» запрещено перемещать, для какой бы цели это ни делали? Дело в том, что по мнению ряда законоучителей сырые мясо и рыба не являются «мукце», т.к. их можно скормить животным. В случае, когда нет угрозы значительного ущерба, следуют мнению тех, кто считает что при наличии корма человек не станет отдавать животным качественные продукты, которые он сам может употребить в пищу. Поэтому неприготовленные мясо и рыба, которые непригодны в таком виде для употребления в пищу человеком, и при этом он не предназначены для животных, считаются «мукце махмат гуфо».
Сырые яйца не считаются «мукце», несмотря на то, что в наши дни мало кто их ест в таком виде.
Молотый кофе и чайные листья не заваривают в Субботу обычным способом. Для тех, кто иногда пользуются ароматным чаем или кофе в качестве благовоний или заваривает их в Субботу в воде, температура которой ниже 45℃, эти продукты не являются «мукце». Для тех, кто не пользуется чаем и молотым кофе для вышеозначенных целей, они являются «мукце махмат гуфо».
Испорченные продукты, которые невозможно употреблять в пищу, являются «мукце махмат гуфо». Те продукты, которые человек может съесть в случае нужды, не являются «мукце».
Замороженные готовые продукты не являются «мукце», т.к. в Субботу разрешено их разморозить. Даже в том случае, если до исхода Субботы не остается времени, за которое они могут успеть разморозиться, они все равно не считаются «мукце».
Любые животные, включая декоративных, являются «мукце махмат гуфо». Поэтому ни собак, ни кошек, ни морских свинок, ни черепах, ни клетку с попугаем нельзя перемещать. Аквариум тоже запрещено перемещать, но снять с него крышку, когда необходимо покормить рыбок, разрешено.
Если для того чтобы можно было воспользоваться фольгой или полиэтиленовой пленкой их необходимо отрезать от общего рулона, они считаются «мукце махмат гуфо», т.к. отрывать и отрезать их в Субботу запрещено. Такой же статус имеет и цельная нитка, намотанная на катушку, которую для использования необходимо отрезать или оторвать.
Туалетная бумага не считается «мукце», хотя для того, чтобы ею воспользоваться, ее нужно оторвать от общего рулона. Отличие закона в отношении туалетной бумаги от закона в отношении фольги или нити объясняется тем, что, в случае отсутствия заранее подготовленной бумаги, которую уже не нужно рвать, разрешено отрывать туалетную бумагу измененным способом ради сохранения человеческого достоинства. Теоретически, это означает что рулон туалетной бумаги пригоден для использования в Субботу.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего