Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
«Тора — окно. Сквозь него мы можем разглядеть Того, Кто даровал Тору»Рабби Хайкель из Амдуры
Правила использования и перемещения предметов в Субботу в основном зависят от трех факторов: к какому виду принадлежит данный предмет, каким образом его перемещают и какова цель его перемещения или использования

Общие сведения

Важное и довольно обширное место в законах Шабата занимает тема «мукцэ» — ограничений использования и перемещения некоторых предметов. Постановления о «мукцэ» устанавливались мудрецами Торы в разные исторические периоды. Отдельные законы были приняты еще во времена, предшествующие постройке Первого Храма. Многие правила о «мукцэ» были выработаны в период Второго Храма. В эпоху Мишны законы «мукцэ» приняли свой окончательный вид. С учетом постоянно меняющихся условий жизни и быта, законоучителя всех последующих поколений занимались классификацией возникающих новых предметов, определяя их статус с т.з. законов Субботы в целом и законов «мукцэ» в частности.

Основными источниками приведенной ниже информации являются Вавилонский Талмуд, «Шулхан Арух», «Шулхан Арух а-Рав», «Мишна Брура», «Шмират Шабат ке-Илхата», «Орхот Шабат» и ряд других книг.

Причины постановлений о «мукцэ»

В наших источниках упоминается несколько причин, побудивших мудрецов принять постановления о «мукцэ». Начнем с того, что Суббота — это особый день, поэтому и поведение человека в этот день должно отличаться от его поведения в будние дни. С этой целью мудрецы установили определенные ограничения в пользовании некоторыми предметами и в том, что касается их перемещения. Еще одна причина: использование и перемещение предметов, предназначенных для запрещенных в Субботу действий, может привести человека к непреднамеренному нарушению законов Субботы. Чтобы это предотвратить, мудрецы решили ограничить возможности использования и перемещения подобных предметов. Третья причина: каждый еврей всем своим поведением в Субботу должен свидетельствовать об особенности этого дня. Для того чтобы данное требование могли выполнить и те, чьи повседневные занятия в течение недели не связаны с действиями, которые запрещены Торой в Субботу, мудрецы приняли специальные законы, следуя которым люди будут использовать и перемещать предметы по-особому, чтобы это явно указывало на то, что сегодня — Царица-Суббота. Четвертая причина: ограничения в пользовании предметами были установлены, чтобы предотвратить их непреднамеренный вынос из частного владения в общественное, внос из общественного владения в частное, а также перемещение в общественном владении, что запрещено Торой.

Зависимость законов «мукцэ» от различных факторов и их краткая характеристика

Правила использования и перемещения предметов в Субботу в основном зависят от трех факторов: к какому виду принадлежит данный предмет, каким образом его перемещают и какова цель его перемещения или использования.

Виды предметов:

1) «басис ле-давар а-асур»;

2) «граф шель рэи»;

3) «кли ше-млахто ле-исур»;

4) «кли ше-млахто ле-этер»;

5) «мукцэ махмат гуфо»;

6) «мукцэ махмат хисарон кис»;

7) «мукцэ махмат мицва»;

8) «нолад»;

9) «охель ве-китвей а-кодеш».

Способы перемещения:

1) «агав»;

2) «бе-гуфо»;

3) «ке-дерэх»;

4) «мин а-цад»;

Цели перемещения:

1) «ле-ло цорех клаль».

2) «ле-цорех гуфо»;

3) «ле-цорех мекомо»;

4) «ле-эйзе цорех»;

5) «ме-хама ле-цель»;

Прежде всего, ознакомимся с переводом и краткой характеристикой каждого из упомянутых терминов, а в продолжение темы изучим их более подробно. Начнем с основного термина изучаемой нами темы. Слово «мукцэ» происходит от слова «каце», что означает «край», «граница». Глагол «ле-ак — цот», соответственно, переводится, как «исключить», «ограничить». Предметы, от пользования которыми человек себя ограждает, и которыми он не собирается пользоваться вообще или временно, называются «мукцэ». Предметы, принадлежащие к разделу «мукцэ», либо частично, либо полностью запрещено перемещать и использовать в Субботу.

Виды предметов

«Басис ле-давар а-асур» — это предметы, на которых либо всегда, либо иногда, либо только в данный момент находится «мукцэ». Примеры: стул, на котором лежат пассатижи, выдвижной ящик стола, в котором хранятся деньги, подставка, прикрепленная к стене, в которую вставлен пульт управления. «Басис» означает «подставка», «ле-давар» — «для вещи», «а-асур» — «которая запрещена». Т.е. речь идет о подставке для предмета, использование и перемещение которого запрещено в Субботу.

«Граф шель рэи» — это общее название для всех видов «мукцэ», имеющих отталкивающий вид или запах, находясь вблизи которых человек испытывает отвращение. Примеры: пищевые отходы, насекомые, грязная посуда. «Граф» означает «горшок», «шель рэи» — «для испражнений». Т.е. это предмет, вызывающий отвращение, подобно горшку для испражнений.

«Кли ше-млахто ле-исур» — это предметы, специально изготовленные для нужд человека, основное предназначение которых, связанно с совершением запрещенных в Субботу действий. Примеры: швейная игла, ручка, молоток, стиральная машина. «Кли» означает «предмет, специально созданный для использования», «ше-млахто» — «работа которого», «ле-исур» — «для запрещенного действия». Т.е. предмет, созданный человеком, с помощью которого совершают в запрещенные в Субботу действия.

«Кли ше-млахто ле-этер» — это предметы, специально изготовленные для нужд человека, основное предназначение которых, связанно с совершением разрешенных в Субботу действий. Примеры: веер, стул, подушка. Первые два слова были объяснены выше, «ле-этер» означает «для разрешенного действия». Т.е. предмет, созданный человеком, с помощью которого совершают разрешенные в Субботу действия.

«Мукцэ махмат гуфо» — это предметы, которые не предназначены для использования в Субботу. Примеры: камни, палки, песок, деньги. «Мукцэ», как уже было упомянуто, это предмет, исключенный из использования, «махмат» означает «из-за», «гуфо» — «тело его», «он сам». Т.е. сами по себе эти предметы не предназначены для использования в Субботу.

«Мукцэ махмат мицва» — это предметы, предназначенные для исполнения заповедей. Примеры: украшения для сукки (праздничного шалаша), лулав. Первые два слова были объяснены выше, «мицва» означает «заповедь». Т.е. предмет, который предназначен для исполнения заповеди.

«Мукцэ махмат хисарон кис» — это предметы, которые обычно берегут и используют не иначе, как по их прямому назначению. Примеры: магнитофон, телефон, документы. «Хисарон» означает «недостаток», «кис» — «карман или кошелек». Т.е. предмет, пользование которым ограничивают, дабы он не испортился и его порча не привела к «недостатку в кошельке» — к материальным потерям.

«Нолад» — предмет, созданный или возникший в Субботу. Примеры: яйцо, снесенное в Субботу, предмет обихода, изготовленный в Субботу неевреем. «Нолад» означает «появившийся на свет». Т.е. вещь, появившаяся на свет в Субботу.

«Охель ве-китвей а-кодеш» — это предметы, к которым не относятся ограничения, связанные с законами «мукцэ». Примеры: продукты питания, готовые к употреблению, святые тексты в форме свитков, книг, рукописей, тетрадей, блокнотов, отдельных листов. «Охель» означает «еда», «ве-китвей а-кодеш» — «и святые писания». Т.е. еда и святые тексты, на использование и перемещение которых не распространяются законы «мукцэ».

Способы перемещения

«Агав» — это перемещение предмета, относящегося к разряду «мукцэ» вместе с предметами, не относящимися к разряду «мукцэ». «Агав» означает «вместе». Т.е. перемещение «мукцэ» вместе с разрешенными предметами.

«Бе-гуфо» — это перемещение предмета с помощью органов тела, которыми его обычно не перемещают. «Бе-гуфо» означает «телом». Т.е. предмет перемещают не руками, как обычно, а другими частями тела.

«Ке-дерех» — это перемещение предмета обычным способом. «Кэ-дэрэх» означает «обычным способом».

«Мин а-цад» — это перемещение предмета измененным способом. «Мин а-цад» означает «со стороны», «сбоку». Т.е. предмет перемещают не напрямую, как обычно, а со стороны, неестественным образом.

Цели перемещения

«Ле-ло цорех клаль» — это перемещение предмета, не преследующее абсолютно никакой цели. «Ле-ло цорех» означает «бесцельно», «клаль» — «абсолютно». Т.е. предмет перемещают абсолютно бесцельно.

«Ле-цорех гуфо» — это перемещение предмета с целью им воспользоваться. «Ле-цо — рех» означает «для нужд», «гуфо» — «тела его», «его самого». Т.е. это когда предмет перемещают потому что нужен сам предмет.

«Ле-цорех мекомо» — это перемещение предмета с целью высвободить место, которое он занимает. «Ле-цорех» означает «для нужд», «мекомо» — «места его». Т.е. перемещение предмета с целью освободить занимаемое им место.

«Ле-эйзе цорех» — это перемещение предмета для любой цели. «Ле-эйзэ» означает «для какой-либо», «цорех» — «нужды». Это когда предмет перемещают для любой, пусть самой незначительной цели.

«Ме-хама ле-цель» — это перемещение предмета с целью спасти и сохранить его. «Ме-хама» означает «от Солнца», «ле-цель» — «в тень». Предмет перемещают из места, где он может испортиться, в место, где он будет в сохранности.

Еще одно понятие, с которым предстоит познакомиться в рамках изучения законов «мукцэ» — это «битуль кли ме-эйхано». «Битуль» означает «аннулирование», «кли» — «предмет (специально созданный для использования)», «ме-эйхано» — «от его готовности к использованию». Речь о совершении действий, которые ведут к тому, что предмет, который изначально разрешен к использованию в Субботу, перестанет быть таковым.


Понятия работы и заработка обычно воспринимаются как причина и следствие — работа порождает заработок. Однако с точки зрения иудаизма это не совсем так! Читать дальше

Тора и бизнес. Торговля, бизнес и работа в еврейские полупраздники

Рав Шауль Вагшал

В полупраздничные дни нельзя заниматься бизнесом. Исключение составляют случаи, когда отказ от профессиональной деятельности обернется убытками. Это касается как наемных работников, так и владельцев частных предприятий.

Законы полупраздничных дней Суккот. Суббота в «холь амоэд»

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

В такую субботу принято радоваться больше обычного и подавать на стол дополнительные блюда.

Если кто-то несет тяжесть, помогите ему. Ки теце

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Тора заповедала нам оказывать помощь навьюченным животным. Кроме того, нам запрещено мучить их и издеваться.

Уровень человека 20. Пути упования. Глава 2

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»

Человек, который уповает на Всевышнего, верит в то, что Творец пошлет ему пропитание. История из Талмуда, которая иллюстрирует это правило.

Заповеди справедливости в отношениях между работником и работодателем

Рав Арье Кармель

...Марксизм рассматривает наемный труд как эксплуатацию человека человеком, то есть как зло. На практике же марксистский «гуманизм» лишает людей человеческого достоинства, превращает их в рабов государства, потому эта идеология потерпела крах.

Кицур Шульхан Арух 104. Законы Холь аМоэд

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Работу, не терпящую отлагательства, разрешается выполнить в Холь аМоэд

Уровень человека 6. Вехи человечества. Эпоха ешив

Саба из Новардока,
из цикла «Уровень человека»

После того, как пророчество исчезло, моральным ориентиром для евреев стали ешивы. К сожалению, их духовный потенциал многими отвергался.

Как поступает человек, отец которого не оставил ему в наследство денег?

Хафец Хаим,
из цикла «Притчи Хафец Хаима»