Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
В праздник разрешено зажигать свечи, а для этого их разрешено перемещать

Законы о «мукце» в еврейские праздники основаны на тех же принципах, что и субботние. Тем не менее, между ними существуют определенные отличия. Выше упоминалось, что в Субботу «нолад» не считается «мукце», а в праздник — считается, и его законы идентичны законам «мукце махмат гуфо». Поэтому пищевые отходы, которые являются «нолад», запрещено перемещать в праздник, за исключением тех случаев, когда в силу вступает разрешение о «граф шель рэи».

В целях приготовления пищи в праздник разрешено перемещать «мукце», но пользоваться «мукце» запрещено, даже для нужд питания. Выше упоминалось, что когда в Субботу хотят воспользоваться бочкой с вином, на которой лежит камень, то камень с бочки должны стряхнуть, не дотрагиваясь до него руками, т.е. осуществить перемещение «мукце» способом «тилтуль мин а-цад». Для того чтобы воспользоваться бочкой в праздник, разрешено прямо устранить с нее камень. Ключ от кладовой с продуктами или от квартиры, где собираются провести трапезу, который лежит в сумке вместе с «мукце» или в кошельке вместе с деньгами, разрешено достать без каких бы то ни было ограничений. Яйцо, снесенное в праздник, является «мукце» и его запрещено в течение этого дня не только употреблять в пищу, но и перемещать. Камнем, который заранее не подготовили, запрещено пользоваться в праздник (например, для того чтобы с его помощью колоть орехи).

Продукт питания, который является «басис ле давар a-асур», запрещено в праздник употреблять в пищу и перемещать. И вообще, любым предметом, статус которого «басис ле давар a-асур», запрещено пользоваться в праздник даже для приготовления пищи.

Предмет, предназначенный для действий, которые в Субботу запрещены, а в праздник разрешены, в Субботу имеет статус «кли ше-млахто ле-исур», а в праздник — «кли ше-млахто ле-этер».

Неприготовленные продукты в Субботу иногда считаются «мукце махмат гуфо», а в праздник, поскольку готовить разрешено, они относятся и категории «охель ве-китвей а-ко — деш».

В целях приготовления и принятия пищи в праздник разрешено перемещать огонь — например, для того, чтобы зажечь конфорку для приготовления пищи или свечу, чтобы провести трапезу при свете, растопить печь для обогрева места, где проходит трапеза. Для этого, однако, разрешено пользоваться уже существующим пламенем, не зажигая новый огонь. Поскольку спички можно использовать не только для того, чтобы создать новое пламя, но и для того, чтобы перенести уже существующее, они считаются в праздник «кли ше-млахто ле-этер».

Дрова не считаются «кли ше-млахто ле-этер», т.к. они не созданы человеком. Вместе с этим их разрешено перемещать в праздник для того, чтобы топить с их помощью печь для обогрева помещения или для приготовления пищи.

В праздник разрешено зажигать свечи, а для этого их разрешено перемещать. Горящие свечи тоже разрешено перенести в другое место.

В праздник, который выпал на Субботу, законы о «мукце» такие же, как в обычную Субботу. В Йом Кипур законы о «мукце» идентичны законам о «мукце» в Субботу. В первый и седьмой (а в странах диаспоры — также во второй и восьмой) дни праздника Песах квасное («хамец») считается «мукце махмат гуфо». В случае обнаружения квасного в эти дни, его необходимо накрыть каким-либо предметом, не меняя его положения, а после праздника сжечь. Во время праздника Суккот (но не в Субботу), четыре вида растений, которыми исполняют заповедь «арбаа миним», считаются «кли ше-млахто ле-этер».

Из журнала Мир Торы

 

Биография Мордехая, сына Яира из колен Биньямина, мудреца и духовного лидера еврейского народа в эпоху Вавилонского изгнания, одного из главных героев пуримской истории Читать дальше

Традиции праздника Пурим

Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»

Пурим: разрешение сомнений!

Рав Арье Кацин

Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.

Гробница Мордехая и Эстер

Рав Мордехай Райхинштейн

В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.

Пурим и свиток Эстер 3

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»

Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?