Из цикла «Законы о мукце в Субботу и праздники», темы: Суббота, Брит мила, Мукце, Рав Лейб Нахман Злотник, Запреты в Субботу, Посуда
Дорогостоящая маца ручной выпечки, которую приобретают в ограниченном количестве и бережно хранят для исполнения заповеди во время Пасхального Седера, считается «мукце махмат хисарон кис». То же самое можно сказать и про шофар, в который трубят в Рош а-Шана, если его берегут и без особой необходимости им не пользуются.
Посуда, предназначенная для использования во время праздника Песах, которую в течение остального года хранят в отдельном месте, чтобы она не стала «хамецовой»[1], в непасхальные дни, по мнению некоторых, является «мукце махмат хисарон кис». «Хамецовая» посуда — т.е. та, в которой готовят квасное в течение всего года (и которую прячут на время Песаха, чтобы случайно не воспользоваться ею для готовки и не допустить нарушения закона) во время Песаха, согласно мнению тех же законоучителей, является «мукце махмат хисарон кис». Поэтому в пасхальную Субботу не следует брать в руки «хамецовую» посуду, а в Субботы остального времени года — «пасхальную». В случае необходимости, следует проконсультироваться с раввином, поскольку данный вопрос неоднозначен и его решение зависит от ряда условий.
Скальпель, предназначенный для обрезания, считается «мукце махмат хисарон кис». Поэтому сразу после обрезания[2] скальпель запрещено перемещать. Однако если обрезание делали в месте, где есть вероятность что скальпель попадет в руки детям, его разрешено перенести в укромное место во избежание опасности. Если есть опасение что скальпель пропадет, моэль[3] может передать его сразу после использования своему ассистенту или любому другому человеку, чтобы тот убрал скальпель в любое место, какое пожелает, исходя из приведенного выше правила: если предмет, который является«мукце», уже находится в руке, его разрешено перенести в любое место. Еще одна возможность — после обрезания поместить скальпель в сумку, в которой находятся «разрешенные» предметы, общая ценность которых превышает ценность скальпеля. В этом случае его разрешено перемещать в сумке[4].
Специальные ножи для шхиты[5] не используют в других целях. Их бережно хранят, чтобы они не искривились, не затупились и не зазубрились. Поэтому они считаются «мукце махмат хисарон кис» и перемещать их в Субботу запрещено.
Некоторые предметы, используемые для украшения интерьера, стараются лишний раз не трогать, а некоторые иногда перемещают с места на место. Для дорогих картин, ваз, настенных или напольных часов, хрупких статуэток обычно определяют постоянное место, чтобы обеспечить их сохранность. Статус такого рода предметов — «мукце махмат хисарон кис». Вазы, цветочные горшки или сувениры, которые иногда перемещают с места на место, чтобы лучше рассмотреть или воспользоваться ими, не считаются «мукце махмат хисарон кис». Их статус определяется согласно приведенным выше принципам: «кли ше-млахто ле-исур», «кли ше-млахто ле-этер» или «охель ве-китвей а-кодеш».
Предметы, которые в силу их габаритов (большой вес или объем) стараются не перемещать с их привычного места, опасаясь, что они могут испортиться, считаются «мукце махмат хисарон кис». Пользование ими в том месте, где они находятся, не возбраняется. Поэтому, тяжелый шкаф или объемную тумбу, которые без особой необходимости стараются не двигать чтобы они не сломать, запрещено сдвигать в Субботу с места. Однако разрешено класть или вешать туда вещи, открывать или закрывать их дверцы или выдвижные ящики.
Предмет, для которого определено постоянное место и его обычно не двигают (но не из-за опасения, что он испортится) не является, по мнению ряда законоучителей, «мукце махмат хисарон кис». Другие раввины считают, что и такой предмет имеет статус «мукце махмат хисарон кис». Однажды под холодильник закатилось кольцо, и встал вопрос о том, разрешено ли его подвинуть, чтобы достать кольцо. Согласно первому мнению, холодильник было разрешено сдвинуть, исходя из правил «кли ше-млахто ле-исур», который разрешено перемещать «ле-цорех мекомо». Согласно второму мнению, холодильник считается «мукце махмат хисарон кис» и его передвигать в Субботу запрещено.
Один только факт, что предмет имеет большой вес или объем, еще не делает его «мукце». Поэтому большой или тяжелый предмет, для которого не определяют постоянное место и иногда передвигают, не опасаясь, что он при этом испортится, не является «мукце махмат хисарон кис», даже если он имеет большой вес или объем.
Из журнала Мир Торы
[1] Чтобы ею по ошибке не воспользовались для квасного.
[2] Обрезание в Субботу разрешено, если это делают младенцу на 8-ой день жизни в случае обычных родов.
[3] Моэль — специалист, совершающий обряд обрезания.
[4] Поскольку речь шла об обрезании, уместно было бы упомянуть еще об одном вопросе, который связан с законами о «мукце». Принято, что крайнюю плоть («орла»), после того как ее отделили от тела, закапывают в землю — «хоронят». Если хотят сделать это в Субботу, необходимо заранее подготовить ящик с землей, т.к. земля является «мукце махмат гуфо». Каким образом можно подготовить «мукце махмат гуфо» для перемещения и использования в Субботу, будет рассказано ниже. Сама «орла» тоже является «мукце» и поэтому моэль, осуществив обрезание, должен, не выпуская «орла» из рук, положить ее в заранее подготовленный ящик с землей. Перенести ящик в другое место разрешено только в том случае, если его присутствие не приятно для окружающих, либо если в нем находится какой-либо разрешенный предмет. Во время закапывания крайней плоти также должны быть соблюдены определенные правила.
[5] «Шхита» — убой животных таким образом, чтобы они были разрешены евреям в пищу.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»