Темы: Иштадлут, Раскаяние, Психология, Дети, Исправление качеств, Самооценка, Праведник, Духовный поиск, Саморазвитие, Батшева Эскин
Одной холодной российской зимой я каждый вечер проходила мимо катка, где пятилетки делали свои первые шаги на льду. Пятилеток водили за руку мамы, папы или бабушки. Девочку в оранжевом комбинезоне никто не водил, и она падала буквально каждую минуту, больно ударяясь об лед. А мама стояла за бортом катка и глотала слезы, чувствуя боль дочки всем своим телом.
Прошло две недели. Дети продолжали медленно передвигать ноги в чистеньких фигурных коньках, держась за своих верных бабушек. И только девочка в оранжевом комбинезоне чертила на льду дуги, змейки и фонарики. Мама по-прежнему стояла за бортом — и, кажется, снова плакала. Но это были совсем другие слезы, конечно…
Падения и неудачи даются нам не для того, чтобы нас помучить, а для того, чтобы научить чему-то, помочь сделать правильные выводы, проникнуться к себе уважением, вырасти, стать сильнее, увереннее — и ближе к Творцу. Еврейские раввины, психологи и воспитатели предлагают за семь шагов прийти к построению себя как духовно жизнестойкой личности — при помощи предназначенных для этой цели инструментов: неудач, ошибок и промахов.
Проступок или оплошность можно сравнить с неровностью на дороге, споткнувшись о которую, мы должны переориентироваться, вернуться на ровную дорогу и двигаться вперед. Если мы смотрим на оплошность как на провал, то он превращается для нас в яму, в которой мы застреваем, пока нас не спасут. Неудача порождает «заученную беспомощность», когда человек больше не предпринимает усилий, поскольку перестает видеть их цель. Ведь если я попробовал что-то изменить и сразу не получил никаких результатов — зачем пытаться снова?
Но если мы рассматриваем свои действия только как оплошность, это позволяет нам действовать и двигаться вперед. Здесь все зависит от того внутреннего диалога, который мы ведем сами с собой, и чем быстрее мы отучимся себя ругать, тем быстрее увидим, как неудачи занимают уже пропорциональное место в нашей картине мира — и жизнь начнет меняться к лучшему.
Написано в Сефер аХинух, что в основе исповеди (видуй) лежит словесное признание человека вслух, что его суть — хороша и что он может измениться. С этого признания все начинается.
Одному мальчику в шестом классе учительница сольфеджио сказала: «лучше не пой, а свисти». Другого обсмеяли за непонятный рисунок. На третьего навесили ярлык «неумеха», когда он неровно обстругал ножку табуретки на уроке труда.
Мы не можем вернуться в то время и научить тех учителей воспитывать талантливых детей. Но мы можем сказать сами себе, что неудача становится серьезной проблемой только тогда, когда мы путаем ее с нашей самоидентификацией и начинаем считать себя неудачниками (в лучшем случае — в какой-то области, а в худшем — вообще в жизни). Если мы учимся на своих ошибках, то такого понятия, как неудача, — просто нет.
Иудаизм формулирует эту мысль в известном всем понятии талмид хахам. Мудрец Торы — это не просто хахам (мудрец), а талмид (ученик) мудрости, то есть тот, кто продолжает извлекать уроки из своих занятий и своего опыта.
Часто родители, обращаясь к психологам, рассказывают о своей несостоятельности — поскольку их дети не так религиозны, как им бы хотелось. И психологам приходится напоминать папам и мамам, что дети самого первого человека — Адама — тоже были не такими, как он хотел их видеть. Один из них убил другого. Одним из сыновей праведника Авраама был Ишмаэль, как мы помним, а Эсав был тоже сыном праведника — Ицхака.
Как дети нашего третьего праотца — Яакова — поступили со своим младшим братом — уже не приходится напоминать. Родители догадываются сами, что, если бы наши праотцы и другие праведники, о которых рассказывает Тора, воспринимали происходящее с ними как неудачи, у них опустились бы руки и они бы никогда не достигли того величия, для которого были рождены.
Тора повествует о праведниках, которые делали свой иштадлут, то есть прикладывали усилия, и верили, что Вс-вышний им поможет. Каждую свою ошибку они считали уроком и превращали ее в опыт. Как говорится, «хороший ребе делает ошибки каждый день; большой ребе делает новые ошибки каждый день»…
Первый царь Израиля Шауль был человеком с выдающимися мидот (качествами характера), «на голову выше остальных», и свободным от греха, как невинный ребенок. Но царствовал он только два года — ему просто не хватило стойкости, чтобы править народом.
Следующий же царь — Давид — согласно Мидрашу, был даже в своей собственной семье изгоем. Неуважение к нему было настолько велико, что его отправляли пасти овец на дальние поля, и даже не подумали позвать, когда весь народ приветствовал Пророка Шмуэля.
Рав Шимшон Рафаэль Гирш учит нас, что Давид описал этот период своей жизни в строке Псалма: «Камень, который отвергли строители, стал главой угла» (Псалмы 118:22). Давид сам был тем камнем, который был отброшен, чтобы стать венцом великолепного здания всей еврейской общности.
Давид царствовал долгие годы, создав первую успешную монархию в Израиле и оставив нам в наследие великую книгу Теилим. Неудачи Давида в молодости хорошо подготовили его к будущему. Дни, проведенные вдали от людей на пастбищах дали ему возможность развивать глубокие отношения с Вс-вышним и научиться сочувствию к его стаду — и стаду овец, которые были его спутниками в молодости, и его будущей пастве — сынам Израиля. Во всех многочисленных испытаниях Давид умел оттолкнуться от самых низин в своей жизни, чтобы возвыситься.
Светское определение успеха в мире основано на результатах. Определение Торы совершенно иное. Согласно Алахе, на Хануку нужно зажигать свечи, которые будут гореть определенное время. А что если через минуту ветер задует свечи или ребенок их случайно опрокинет? Выполнил ли человек мицву? Гемара приходит к выводу, что, если человек все подготовил, установил и зажег должным образом, имея при этом соответствующее намерение, кавану — он выполнил заповедь.
Это постановление относится ко всем аспектам нашей жизни. Если мы сделали все, зависящее от нас: будь то воспитание ребенка, работа, учеба — мы достигли успеха. Результат нашей деятельности от нас не зависит — это «сфера ответственности» Творца.
Интересно, что Йосеф — единственный человек, которого Тора называет «иш мацлиах» (успешный человек). Мы помним, что Йосефа продали родные братья, он оказался рабом в доме египтянина, застрял в тюрьме с преступниками — это ли успех? Да, потому что Имя Вс-вышнего постоянно было на устах Йосефа, и, несмотря на трудности, он не сдался ни эмоционально, ни духовно.
Рабби Симха Буним из Пшисхи учил, что человек всегда должен носить с собой в одном кармане записку со словами: «Мир был создан для меня», а в другом: «Я только пыль и пепел». Главное — знать, какую записку в каждый момент жизни вытащить, чтобы осознание ее содержания помогло ему приблизиться к Творцу.
Когда у человека все в порядке с его духовным уровнем, он должен сосредоточиться на ошибках, которые он сделал, на том, что он еще должен выполнить («я прах и пепел»). Но когда дела идут не очень хорошо — надо сосредоточиться не на промахах, а на своих положительных качествах («мир создан для меня»), чтобы черпать из этого источника энергию и мотивацию для исправления.
Современные раввины говорят, что в нашем поколении мало кому помогает записка «Я только пыль и пепел», и гораздо лучше работает «Мир создан для меня».
Рассказывают, что один человек, в отчаянии из-за множества жизненных трудностей, обратился за советом к раву Шломо Вольбе. Рав Вольбе указал на пасук в молитве:«Работ махшавот бе-лев иш ве-ацат Ашем hи такум» — «Много замыслов в сердце человека, но совет (решение) Г-спода сбудется». (Мишлей 19:21) — и попросил этого человека объяснить пасук. Тот ответил: «У каждого в голове может быть много мыслей, но все будет так, как хочет Вс-вышний».
Рав Вольбе объяснил, что он видит смысл этого предложения иначе. Когда человек переживает страшные испытания в своей жизни, в его голове крутится много мыслей, среди которых и «Я больше так не могу», и «Я должен попробовать, Вс-вышний мне поможет». Но совет Вс-вышнего всегда — «такум» (вставай): «Вставай. Двигайся вперед! Не слушай голоса безнадежности!»
Иногда испытания настолько тяжелы, что человек чувствует, что больше не может — и тогда должен найтись человек (ребе, родственник, друг), который вовремя подбодрит и заставит его поверить в свои силы. Потому что главное — не сдаваться.
Каждый родитель решает, что он считает нормальным для своих детей, а что опасным. Катание на горных лыжах, пейнтбол, ролики — разрешить или запретить? Ведь мы как родители хотим защитить эти маленькие хрупкие создания от всякого вреда, который они могут себе нанести. Как бы не споткнулся, как бы не поцарапался, как бы с дерева не свалился…
На каком-то этапе (и этот этап наступает гораздо раньше, чем мы готовы с этим смириться), папы и мамы должны постепенно перейти от предотвращения всяких мелких бед — к воспитанию у детей решимости и устойчивости, которые будут в течение долгих лет давать им силы, чтобы подниматься и продолжать свой путь.
Самый мудрый из людей (царь Шломо) сказал: «Праведник упадет семь раз и поднимется» (Мишлей 24:16). Кто-то может подумать, что праведник поднимется, несмотря на семикратное падение, но нет. Объясняет Пахад Ицхак (Игерот у-Ктавим 128): «Потому что праведник падает семь раз, он поднимется».
Научим себя и своих детей не только как достичь успеха, но и как переживать поражения. Стойкость ни у кого не появится сама собой, пока его «водят за ручку». Жизнестойкость воспитывается лишь падениями и неудачами.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»