Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Правила использования и перемещения предметов, которые предназначены для запрещенных в Субботу действий («кли ше-млахто ле-исур»)

Предмет, предназначенный для разрешенных действий в Субботу («кли ше-млахто ле-этер»)

Любой предмет, который создан для того, чтобы с его помощью осуществлять разрешенные в Субботу действия, в законахо «мукце» определен как «кли ше-млахто ле-этер».

«Кли ше-млахто ле-этэр» разрешено перемещать для любых целей, однако без цели («ле ло-цорэх клаль») перемещать его запрещено. Предмет, который определен как «кли ше-млахто ле-этер», разрешено перенести чтобы он не испортился («ме-хама ле-цель») или если он нарушает порядок в доме. Примеры «кли ше-млахто ле-этер»: различные виды мебели, веер, тряпка для протирания пыли, ключ от комнаты, ключ от шкафа, детские игры и игрушки, пользование которыми в Субботу разрешено.

Предмет, предназначенный для запрещенных в Субботу действий («кли ше-млахто ле-исур»)

Общие данные о «кли ше-млахто ле-исур»

Приведем основные правила перемещения предмета, предназначенного для действий, которые запрещены в Субботукли ше-млахто ле-исур»). Такой предмет запрещено перемещать бесцельно («ле-ло цорех клаль») и даже для того, чтобы переложить его в более сохранное место («ме-хама ле-цель»). «Кли ше-млах — то ле-исур» разрешено перемещать для того, чтобы с его помощью выполнять разрешенные в Субботу действия («ле-цорех гуфо»), а также для того, чтобы освободить место, которое он занимает («ле-цорех мекомо»).

Перемещение «кли ше-млахто ле — исур» для выполнения с его помощью разрешенных в Субботу действий («ле-цорех гуфо»)

Предмет, предназначенный для действий, которые запрещены в Субботу, разрешено, тем не менее, использовать в Субботу для того, чтобы с его помощью осуществлять действия, разрешенные в Субботу. Так, например, в Шабат нельзя шить, поэтому швейная игла — это «кли ше-млахто ле-исур», но ею можно воспользоваться для извлечения с ее помощью занозы. Аналогично этому, в Субботу разрешено воспользоваться молотком — предметом, прямое назначение которого в том чтобы забивать гвозди — для того чтобы наколоть орехи. Или воспользоваться пассатижами, гаечным или разводным ключом, чтобы перекрыть воду в случае поломки крана, тогда как основное предназначение этих инструментов — осуществление ремонтных работ.

«Кли ше-млахто ле-исур» разрешено перемещать даже в случае, когда есть лишь вероятность того, что им могут воспользоваться «ле-цорех гуфо», и нет уверенности, что к этому действительно придется прибегнуть. Поэтому разрешено взять с собой «кли ше-млахто ле-исур» в то место, где им, предположительно, могут воспользоваться.

В случае, когда нет подходящего предмета, определенного как «кли ше-млахто ле-этер», можно использовать «кли ше-млах — то ле-исур» в качестве игрушки для ребенка. Такое использование предмета также считается «ле-цорех гуфо».

Дарить подарки в Субботу разрешено только при соблюдении некоторых условий, о чем будет рассказано в главе, которая специально посвящена этой теме. При соблюдении этих правил, а также при условии, что в качестве подарка не может быть избран «кли ше-млах — то ле-этер», разрешено в Субботу подарить «кли ше-млахто ле-исур», ибо это расценивается, как его использование «ле-цорех гуфо».

Любое использование «кли ше-млахто ле-исур» разрешено «ле-цорех гуфо» только в том случае, когда то же самое действие невозможно выполнить с помощью «кли ше-млахто ле-этер», или в случае отсутствия «кли ше-млахто ле-этер». Но если то или иное действие возможно выполнить не хуже, пользуясь «кли ше-млахто ле-этер», запрещено перемещать «кли ше-млахто ле-исур», даже «ле-цорех гуфо».

Разрешено передать «кли ше-млахто ле-исур» тому, кто им собирается воспользоваться «ле-цорех гуфо». Но дать такой предмет нееврею запрещено, несмотря на то, что любое действие, которое он может сделать при помощи этого предмета, для него будет считаться разрешенным.

Использование предмета для нужд животных считается «ле-цорех гуфо». Поэтому предметы, необходимые для действий по уходу за животными1, разрешено перемещать и использовать, если того же результата невозможно добиться при помощи «кли ше-млахто ле-этер».

В случае, когда человек хочет переложить «кли ше-млахто ле-исур» в другое место, он может воспользоваться этим предметом[1] «ле-цорех гуфо»[2], а после этого, не выпуская его из рук, положить в любое место. Так, например, если молоток, лежащий посреди комнаты, хотят убрать в более подходящее для него место, то можно поколоть этим молотком орехи, а затем положить его на место. Но если в наличие имеется орехокол или другой предмет, определяемый как «кли ше-млахто ле-этер», которым можно щелкать орехи не хуже, чем молотком, то перемещать молоток запрещено.

Перемещать «кли ше-млахто ле-исур» разрешено «ле-цорех гуфо» только если собираются воспользоваться им в Субботу. А если пользоваться предметом планируют уже после исхода Субботы, его запрещено перемещать даже «ле-цорех гуфо».

Перемещать «кли ше-млахто ле-исур» для того, чтобы с его помощью осуществлять действия, разрешенные в Субботу, разрешено обычным способом, даже если есть возможность сделать это измененным способом.

Перемещение «кли ше-млахто ле-исур», чтобы освободить место, которое он занимает («ле-цорех мекомо»)

«Кли ше-млахто ле-исур» разрешено перемещать для того, чтобы освободить место, которое он занимает («ле-цорех мекомо»). «Кли ше-млахто ле-исур», который мешает проходу, разрешено устранить. Так, например, открытый выдвижной ящик стола или тумбы, заполненный предметами, определенными «как кли ше-млахто ле-исур», разрешено задвинуть, чтобы он не мешал сидеть за столом или чтобы была возможность свободного прохода вблизи с тумбой. Разрешено снять с подоконника «кли ше-млахто ле-исур», чтобы он не мешал закрывать или открывать окно.

Дверца духовки, как и сама духовка, является «кли ше-млахто ле-исур». Однако разрешено ее открывать, чтобы достать находящуюся в духовке еду или посуду, ибо это действие считается «ле-цорех мекомо». Аналогично этому разрешено закрыть дверцу духовки, чтобы проходящие рядом с духовкой люди не ударялись об дверцу<[3]. Просто так или даже для того, чтобы дверца не сломалась («ме-хама ле-цель») перемещать (закрывать) ее запрещено.

Некоторые люди используют бак стиральной машины в качестве контейнера для хранения грязного белья до того, как они его постирают. В этом случае дверцу стиральной машины разрешено закрыть, если она мешает проходу или открыть, когда хотят положить в нее вещи для хранения. В случае, когда в стиральной машине обычно не хранят вещи до стирки, ее статус — «кли ше-млахто ле-исур» без разрешенных функций, и дверцу не открывают и не закрывают. Аналогичным образом следует поступать в отношении дверцы сушильной или посудомоечной машины. Если в сушильной машине оставляют высушенную одежду, а в посудомоечной хранят чистую посуду или ставят грязную, пока ее не наберется достаточное количество для мойки, их двери разрешено перемещать «ле-цорех мекомо» (и «ле-цо — рех гуфо»).

Если закрывание или открывание дверцы сопряжено с включением или выключением электричества, в любом случае ее запрещено открывать или плотно закрывать.

Работающий вентилятор разрешено поворачивать в Субботу. Если он мешает и его разворачивают для того, чтобы он был направлен в другую сторону, это расценивается, как действие «ле-цорех мекомо». А в случае, когда его хотят направить на себя, это считается «ле-цорех гуфо».

Телефон, который по какой-то причине зазвонил в Субботу, разрешено перенести в другую комнату или положить в шкаф. Такое перемещение считается «ле-цорех ме — комо», т.к. шум мешает нахождению люде йрядом с местом[4], где слышен звонок.

В случае, когда «кли ше-млахто ле-исур» нарушает порядок в доме, мешает праздничной атмосфере, но в месте, которое он занимает, нет надобности, запрещено его убрать, поскольку это не считается «ле-цорех мекомо». Однако если из-за этого стесняются пригласить гостей, разрешено убрать этот предмет. Ведь поскольку гости не могут прийти из-за этого предмета, получается, что он занимает место, в котором есть необходимость.

Перемещать «кли ше-млахто ле-исур» для того, чтобы освободить место, которое он занимает, разрешено обычным способом, даже если есть возможность сделать это не прикасаясь к нему — например, приподнять стол с одной стороны, чтобы этот предмет упал.

Перемещение «кли ше-млахто ле-исур» с целью спасти и сохранить его («ме-хама ле-цель») и перемещение вместе с разрешенными предметами («агав»)

«Кли ше-млахто ле-исур», который находится в месте, где он может испортиться, потеряться или пропасть, запрещено переносить в более сохранное место, если это делают только для того, чтобы его сберечь («ме-хама ле-цель»). Если его порча причинит большой ущерб, разрешено положить на него любую вещь, которую не запрещено перемещать в Субботу, и, таким образом, убрать его в нужное место. Такой вид перемещения называется «агав». Почему «кли ше-млахто ле-исур» в такой ситуации вместе с другим предметом разрешено перемещать, а без другого предмета — запрещено? Дело в том, что когда «кли ше-млахто ле-исур» перемещают вместе с разрешенным предметом, считается, что перемещают, в первую очередь, разрешенный предмет, а «кли ше-млахто ле-исур» захватили как бы между прочим, заодно с разрешенным. В случае, когда потенциальный ущерб не очень значителен, запрещено перемещать «кли ше-млахто ле-исур» даже с помощью способа «агав».

Если человек предполагает, что этот предмет пригодится ему в течение Субботы «ле-цорех гуфо», он может взять его с собой в другое место, для того чтобы предмет был «под рукой» когда он ему понадобится, даже если человек это делает в основном ради сохранности предмета.

Еще одна возможность перенести «кли ше-млахто ле-исур» чтобы уберечь его от порчи («ме-хама ле-цель») — попросить об этом нееврея. Причем просить можно прямо, а не при помощи намека.

Какие предметы считаются «кли ше-млахто ле-исур»?

К категории «кли ше-млахто ле-исур» относятся предметы, основное предназначение которых — совершение при их помощи действий, запрещенных в Субботу Торой или постановлением мудрецов, даже если запрет связан с тем, что действие, совершаемое с этим предметом, только выглядит как нарушение. Так, например, в Субботу запрещено вывесить сушиться белье из-за опасения, что тот, кто это увидит, подумает, что его стирали в Субботу и решит, что это разрешено. А тот, кто знает, что стирка запрещена, может заподозрить людей, развешивающих это белье, в том, что они его постирали в Субботу. Прищепки, которыми пользуются для развешивания белья, запрещенного из-за того, что люди могут подумать что белье было постирано в Шабат, являются «кли ше-млахто ле-исур».

Предметы, предназначенные для действий, которые согласно букве закона не запрещены в Субботу, но их не совершают в качестве устрожения, не считаются «кли ше-млахто ле-исур».

К категории «кли ше-млахто ле-исур» относятся только предметы, специально созданные для использования человеком, которые определены как «кли». Заготовки, сырье и некоторые другие вещи не считаются «кли». Так, например, полено, предназначенное для того чтобы топить печь, не является «кли» и его запрещено перемещать в Субботу даже «ле-цорех гуфо» или «ле-цорех меко — мо». Мыло, стиральный порошок, различные виды топлива (как то: бензин, керосин), крем для обуви и некоторые другие продукты и материалы, согласно мнению многих законоучителей, не считаются «кли». Хотя есть авторитеты, согласно мнению которых все эти вещи имеют статус «кли», т.к. они созданы человеком и полностью подготовлены к использованию. В этом вопросе следует придерживаться более строгого мнения. Облегчающая точка зрения приведена здесь для того, чтобы продемонстрировать, насколько иногда непросто определить, является ли тот или иной предмет «кли». И в предыдущих поколениях законоучителя тоже иногда расходились во мнениях, когда речь шла о причислении того или иного предмета к разряду «кли». Так, например, между мудрецами Торы прошлого поколения возник спор о том, считается ли восковая свеча «кли»[5].

Щеткой для одежды в Субботу по определенным причинам не пользуются, поэтому она считается «кли ше-млахто ле-исур». Пользование расческой часто способствует вырыванию волос, что запрещено в Субботу, поэтому ее статус «кли ше-млахто ле-исур».

Пользование зонтом в Субботу запрещено, поэтому он является «кли ше-млахто ле-исур». Тот же статус имеют велосипед, зубная щетка, книга рецептов, спички, приспособление для чистки овощей, половая тряпка, швабра, ведро, которое предназначено для мытья полов, ванночка для купания младенцев, таз для стирки, мочалка, которой моют посуду в будние дни, и та, которая предназначена для мытья тела, телефонный справочник, гвозди. Для тех, кто поступает согласно мнению, разрешающему открывать консервы в Субботу, нож для открывания консервных банок считается «кли ше-млахто ле-этэр». Для тех, кто следует более строгому мнению (запрещающему открывание консервных банок в Субботу), консервный нож считается «кли ше-млахто ле-исур».

Электроприборы, предназначенные для разрешенных в Cубботу действий, как, например, вентилятор или настольная лампа, считаются «кли ше-млахто ле-исур». Ведь для того, чтобы они заработали, необходимо совершить действие, которое запрещено в Субботу, т.е. подключить их к электрической сети. Поэтому перемещать их бесцельно («ле-ло цорех клаль») или чтобы убрать в более сохранное место («ме-хама ле-цель») — запрещено. Повернуть вентилятор, чтобы он был направлен в сторону, где нужен ветер — разрешено, поскольку такое перемещение считается «ле-цорех гуфо». Отвернуть его, когда он мешает, в другую сторону тоже разрешено, ибо это считается «ле-цорех мекомо».

Следует заметить, что включенный бытовой электроприбор со встроенным нагревателем или спиралью накаливания, которые считаются «огнем», запрещено перемещать вообще, поскольку он считается подставкой под «мукце» (огонь) и его статус — «мукце махмат гуфо». Примеры таких приборов: электрочайник, электросамовар, субботняя электрическая плата, обогреватель. Если прибор не подсоединен в Субботу к электросети, то в случае, когда им иногда пользуются для выполнения действий, которые в Субботу разрешены, его статус «кли ше-млахто ле-исур». Если у него нет применения, которое разрешено в Субботу, то его статус более строгий — «кли ше-млахто ле-исур», которым не пользуются для разрешенных в Субботу действий. И о правилах, связанных с таким типом «мукце» будет рассказано ниже.

Лампы и лампочки — как те, которые подключены к электричеству, так и те, которые не подключены, как с нитью накаливания, так и лампы дневного освещения (флуоресцентные лампы) — запрещено перемещать вообще.

«Кли ше-млахто ле-исур», которым не пользуются для разрешенных в Cубботу действий

Алахические авторитеты спорят о статусе предметов, которые предназначены исключительно для действий, которые запрещены в Cубботу, и ими не пользуются для разрешенных в Cубботу целей. Согласно одному мнению, статус таких предметов «кли ше-млахто ле-исур», и их разрешено перемещать «ле-цорех гуфо» и «ле-цорех мекомо». Другие считают, что поскольку их не используют для разрешенных в Субботу действий, то их вообще запрещено перемещать в Субботу. Изначально следует поступать согласно более строгому мнению, а в случае большой необходимости, можно положиться на мнение тех, кто разрешает их перемещать «ле-цорех гуфо» и «ле-цорех мэкомо». Под использованием для разрешенных в Субботу действий, благодаря которым «кли ше-млах — то ле-исур» разрешено перемещать «ле-цорех гуфо» и «ле-цорех мекомо», подразумевается любое предназначение, для которого хотя бы изредка используют этот предмет.

Весы и влажные салфетки считаются «кли ше-млахто ле-исур», у которых нет разрешенного применения, и их не следует перемещать вообще.

Предметы, которые в равной мере предназначены для разрешенных и запрещенных в Субботу действий

Предмет, основное предназначение которого — совершение действий, запрещенных в Субботу (например, швейная игла, предназначение которой — шитье), считается «кли ше-млахто ле-исур», даже если его иногда используют для разрешенных действий (в случае с иглой — для извлечения занозы). Но если предмет в равной степени создан как для действий, запрещенных в Субботу, так и для тех, которые в Субботу разрешены, его статус такой же, как и у предмета, основное предназначение которого, связано с совершением разрешенных в Субботу действий («кли ше-млахто ле-этер»). Предмет, основное использование которого — разрешенные в Субботу действия, тем более является «кли ше-млахто ле-этер», даже если им иногда пользуются для совершения запрещенных в Субботу действий.

Наручные часы со встроенным в них кнопочным калькулятором считаются «кли ше-млахто ле-этер», т.к. их основное предназначение — показывать время.

Основное предназначение любого телефона — стационарного, переносного (беспроводного), сотового — обеспечение связи между абонентами, что связано с совершением запрещенных в Субботу действий. Поэтому, несмотря на то, что среди функций этого аппарата есть и разрешенные в Субботу, такие как календарь, часы или будильник, он считается «кли ше-млахто ле-исур». Многие законоучителя считают, что пользование телефонами и компьютерами в Субботу вообще запрещено и, соответственно, нет разрешения их перемещать.

Раскладной нож с набором различных приспособлений, среди которых есть открывалки для бутылок и консервных банок, пилочки и щипчики для маникюра и т.п., иногда имеет статус «кли ше-млахто ле-этер», а иногда «кли ше-млахто ле-исур». От чего это зависит? Если большинство входящих в него частей предназначено для разрешенных в Субботу действий (нарезания продуктов и открывания бутылок), он считается «кли ше-млахто ле-этер». Такой нож разрешено перемещать для любых целей, не держа его при этом за «запрещенную» часть. В случае, когда большинство функций ножа связаны с совершением запрещенных в Субботу действий (ножницы, пилка, пинцет, щипчики для ухода за ногтями и пр.), он считается «кли ше-млахто ле-исур».

Новые предметы

Новый предмет, который возможно использовать как для разрешенных, так и для запрещенных в Субботу действий, пока им не воспользовались хотя бы один раз, не приобретает статус «кли ше-млахто ле-исур», и его разрешено перемещать для любых целей. Пример: маленькие стеклянные стаканчики, которые можно использовать в качестве рюмок для ликера, а можно — для зажигания масляных свечей. Пока ими не воспользовались для зажигания свечей (даже если их приобретали именно для этого) они считаются «кли ше-млахто ле-этер».

Предмет, который навсегда определили только для разрешенных в Субботу действий

Предмет, предназначенный для запрещенных в Субботу действий, который навсегда определили только для разрешенных, приобретает статус «кли ше-млахто ле-этер» и его разрешено перемещать для каких угодно целей.

Правила перемещения «кли ше-млахто ле-исур», если он уже находится в руках

«Кли ше-млахто ле-исур», который взяли в руки, когда это было разрешено, не обязаны выпустить из рук сразу же после того, как им воспользовались «ле-цорех гуфо» или вынесли из зоны занимаемого им места «ле-цорех мекомо». Согласно закону, пока этот предмет не выпустят из рук, его разрешено отнести в любое место. «Кли ше-млах — то ле-исур» который взяли в руки, нарушив законы «мукце» (например, по ошибке), по мнению некоторых законоучителей необходимо оставить сразу же, как только об этом вспомнили. Другие считают, что и в этом случае его разрешено перенести в какое угодно место.

Футляры, предназначенные для хранения «мукце»

Футляры, коробки, ящики, специально предназначенные для хранения предметов, перемещение и пользование которыми ограниченно законами о «мукце», являются «кли ше-млахто ле-исур», даже если тот предмет, который в них хранят, вынули из них до Субботы. Все то время, пока «мукце» находится в футляре, правила перемещения футляра идентичны правилам перемещения находящегося в них предмета-«мукце». Так, например, футляры для хранения переносного компьютера, сотового телефона или калькулятора, пока они пусты, разрешено перемещать «ле-цорех гуфо» и «ле-цорех мекомо». Если же в них находятся предметы, для хранения которых они предназначены, в течение Субботы запрещено ими пользоваться и перемещать их. Аналогично этому, пустой кошелек разрешено перемещать «ле-цорех гуфо» и «ле-цорех мекомо». Но если в нем лежат деньги, его запрещено перемещать.

Тфилин

Тфилин являются знаком союза между Всевышним и еврейским народом. Исполнение законов Субботы также является знаком этого союза и нет необходимости в дополнительном знаке, поэтому в Субботу тфилин не накладывают. По мнению ряда авторитетов, этого обстоятельства достаточно, чтобы тфилин считались «кли ше-млахто ле-исур». Другие законоучителя полагают, что их статус «кли ше-млахто ле-этер». В любом случае, если тфилин упали на пол или они находятся в неподобающем месте с т.з. их святости, разрешено их поднять и переложить в достойное место.

Если перед Субботой забыли вынуть та — лит из чехла, в котором находятся тфилин, то разрешено переместить тфилин, чтобы вынуть талит. Это расценивается как перемещение «ле-цорех мекомо» и разрешено, даже если принять точку зрения тех, кто считает, что тфилин являются «кли ше-млах — то ле-исур». Если предположить, что тфи — лин являются «кли ше-млахто ле-исур», их чехлы и футляры так же имеют статус «кли ше-млахто ле-исур», и их разрешено перемещать только «ле-цорех гуфо» и «ле-цо — рех мекомо», даже когда в них не находятся тфилин.

Кастрюли, противни, чайники

Пока в кастрюле или в противне находится пища, а в чайнике находится пригодная для употребления вода, их разрешено перемещать, т.к. ясно, что это делают для того, чтобы воспользоваться едой или водой. Когда речь идет о пустых кастрюлях, сковородах, противнях или чайниках, которыми пользуются для готовки, что запрещено в Субботу, их статус «кли ше-млахто ле-исур», и их разрешено перемещать только «ле-цорех гуфо» и «ле-цорех мекомо».

В отношении кастрюль, которыми пользуются для хранения пищи, иногда даже той, которая в них не готовилась, существует спор законоучителей, считаются ли они «кли ше-млахто ле-исур» или «кли ше-млахто ле-этер». Без особой необходимости, следует следовать более строгой точке зрения, и относиться к таким кастрюлям, как к «кли ше-млахто ле-исур», перемещая их не иначе, как «ле-цорех гуфо» и «ле-цорех мекомо».

Крышка кастрюли, сковороды или чайника, имеет тот же статус, что и предмет, который она закрывает.

Электросамовар и основу для съемного электрочайника, если они подключены к току, запрещено перемещать в любом случае.

Тексты и печатные издания

Согласно специальному постановлению мудрецов, существуют некоторые ограничения, связанные с чтением определенных текстов в Субботу. Данное постановление, помимо прочего, распространяется также и на различные рекламные листовки, буклеты и им подобное, и их статус, соответственно, «кли ше-млахто ле-исур». При большой необходимости, когда ничего другого под рукой нет, их разрешено подстелить, когда хотят встать на стул, чтобы достать что-либо сверху.

Письма, которые разрешено читать в Субботу, считаются «кли ше-млахто ле-этер». Те письма, которые уже успели прочитать, и в них нет полезной для Субботы информации, как правило, запрещено читать в Субботу, и их статус «кли ше-млахто ле-исур». Особо ценные письма иногда могут иметь статус «мукце махмат хисарон кис». Те письма, которые собираются выбросить и которые наверняка не понадобятся — «мукце махмат гуфо».

Газеты, содержащие материалы, которые разрешено читать в Субботу, можно перемещать.

Печатные издания с просьбами о пожертвованиях разрешено читать в Субботу, и они не считаются «мукце».

Тексты, предназначенные для правки и редакции, запрещено читать в Субботу, из-за опасения, что, забыв о Субботе, в них могут внести изменения — дописать или вычеркнуть, с целью исправления ошибки или редактирования текста. Такие тексты определены как «кли ше-млахто ле-исур». Пользоваться ими, исключительно в качестве источника информации, разрешено. Для данной цели разрешено их перемещать.

Календарь — даже такой, в который в будние дни иногда вносят пометки — считается «кли ше-млахто ле-этер». Однако рабочие дневники, которые в основном предназначены для записей, являются «кли ше-млахто ле-исур».

Игры и детские игрушки

В «Шулхан Арухе» приведен запрет играть в Субботу мячом, т.к. он считается «мукце махмат гуфо». Комментаторы «Шулхан Ару — ха» объясняют, что речь идет о комке прессованной листвы или о шарообразном камне, а мячи и другие игрушки, которые специально изготовлены для игры, не являются «мукце». Их разрешено перемещать для любых целей и тем более для игры.

Некоторыми игрушками пользоваться запрещено и, соответственно, перемещать их следует исходя из правил о «мукце». Игрушки, которые специально сделаны для того, чтобы с их помощью издавать звуки являются «кли ше-млахто ле-исур» и перемещать их разрешено только «ле-цорех гуфо» и «ле-цорех мекомо». Они не считаются «кли ше-млахто ле-исур», у которого нет разрешенного в Субботу применения (отношение к которому более строгое), т.к. дети могут ими играть, не извлекая звуков. Если ребенку нужна погремушка или другой предмет, издающий немузыкальные звуки, взрослому разрешено его передать ребенку. Сделать это следует, не извлекая звуков. Игрушки, основное предназначение которых не связано с извлечением звуков, несмотря на то, что они могут издавать звуки, считаются «кли ше-млахто ле-этер».

В отношении различных видов пазлов и конструкторов правило таково: та игра, которая разрешена в Субботу, считается «кли ше-млахто ле-этер»; та, которая запрещена — «кли ше-млахто ле-исур». В случае, когда игрой в Субботу не пользуются только в качестве устрожения, но не считают, что она однозначно запрещена, ее статус — «кли ше-млахто ле-этер».

Игры, основное использование которых предусматривает создание рисунков или букв, а также те, которые работают от электроэнергии, принадлежат к категории «кли ше-млах — то ле-исур».

Правила в отношении игрушек носят весьма обобщенный характер. Поскольку игра для ребенка является важной частью жизни, как в плане удовольствия, так и с точки зрения его развития, было бы верно не запрещать их использование всякий раз из-за неведения, а в каждом конкретном случае выяснить у раввина как следует поступать.

Медицинский инвентарь

Разрешено ли в Субботу лечиться, зависит от ряда условий. Статус медицинского инвентаря зависит от того, разрешено ли осуществлять в Шабат лечение, осуществляемое с его помощью. Предметы, основным предназначением которых является спасение жизни[6], считаются «кли ше-млахто ле-этер». Это верно как в отношении предметов которыми пользуются для лечения, так и в отношении предметов, с помощью которых осуществляют различные проверки. Даже такие предметы как ножницы, линейка или ручка, используемые в быту, как правило, для запрещенных в Субботу целей, и которые обычно считаются «кли ше-млахто ле-исур» — если их определили исключительно для случаев, когда грозит опасность для жизни, являются «кли ше-млахто ле-этер».

Ртутный термометр определен как «кли ше-млахто ле-этер»[7] и его разрешено перемещать для любых целей. Среди медицинских термометров есть такие, пользование которыми связано с запрещенными в Субботу действиями, как, например, электронный термометр, а также тот, который изменяет цвет или демонстрирует цифры. Такими термометрами разрешено пользоваться только в случае опасности для жизни[8]. В других случаях пользование такими термометрами запрещено и, соответственно, перемещать их следует в соответствии с законами о «мукце».

Если в доме находится опасный больной, которому в Субботу может понадобиться ингалятор, то в таком случае, ингалятор считается разрешенным предметом, как и любой другой предмет, предназначенный для спасения жизни. В случае, когда речь не идет об опасных больных, электрический ингалятор определен как «кли ше-млахто ле-исур», у которого нет разрешенных в Субботу функций.

Включенный электроприбор для увлажнения воздуха считается «кли ше-млахто ле-исур». Если он отключен от источника питания, его статус — «кли ше-млахто ле-исур», у которого нет разрешенного в Субботу применения. Если говорится о спасении жизни, этот аппарат разрешен.

Оружие

В месте, где могут возникнуть ситуации риска для жизни, оружие, которым пользуются для предотвращения опасности, имеет статус «кли ше-млахто ле-этер». Когда оружием пользуются только для отпугивания, согласно мнению некоторых законоучителей, его статус тоже «кли ше-млахто ле-этер». Другие считают, что в таком случае оружие считается «кли ше-млахто ле-исур».

Когда в оружии нет надобности даже для отпугивания, оно считается «мукце махмат хисарон кис», т.к. им пользуются только по назначению, а все остальное время бережно хранят.

Предметы, к которым не относятся ограничения, связанные с законами «мукце» («охель ве-китвей а-кодеш») В постановления о «мукце» не были включены готовые к употреблению продукты питания («охель») и святые тексты («китвей а-кодеш»), поэтому их разрешено перемещать без каких бы то ни было ограничений. Под святыми текстами подразумеваются любые рукописные или печатные издания, занимающиеся вопросами Торы.

Согласно мнению ряда авторитетов, разные виды столовой утвари (тарелки, стаканы, ложки, вилки и т.д.) относятся к «охель ве-китвей а-кодеш». Некоторые также относят к этой категории одежду, очки, женские украшения и часы (наручные или карманные). Все эти виды предметов объединяет то, что они находятся в постоянном пользовании. Предметы данной категории разрешено перемещать даже без какой-либо цели («ле-ло цорех клаль»)[9].

Из журнала Мир Торы


[1] В случае, когда эти действия не запрещены другими законами Субботы.

[2] При условии, что это действие невозможно осуществить с помощью «кли ше-млахто ле-этер».

[3] Закрыть дверцу духовки, чтобы находящаяся в духовке еда не высыхала, или чтобы предотвратить попадание на еду насекомых, также разрешено, ибо в этом случае «кли ше-млахто ле-исур» перемещают «ле-цорех гуфо».

[4] Заметим, что пользование различными видами телефонов и компьютеров запрещено в Субботу, даже если они оснащены разрешенными функциями: будильник, часы, календарь.

[5] Во времена Талмуда в качестве свечи использовали глиняный сосуд, в который наливали масло и вставляли фитиль. О восковых свечах в Талмуде не говорится.

[6] В случае даже небольшой вероятности угрозы для жизни человека, не только разрешено, но даже существует великая заповедь совершать в Субботу любые действия ради его спасения, включая и те, которые в обычной ситуации запрещены в Субботу Торой.

[7] Производить измерения в Субботу разрешено только ради заповеди. Поскольку забота о здоровье является важной заповедью, медицинский термометр, пользование которым не сопряжено с нарушением законов Субботы, считается «кли ше-млахто ле-этер».

[8] Если невозможно столь же эффективно измерить температуру с помощью ртутного термометра.

[9] Следует помнить, что любое перемещение предметов, о которых идет речь в рамках законов о «мукце», должно также соответствовать и правилам о выносе предметов из частного владения в общественное, вносе из общественного в частное, и перемещении в общественном владении.


События этой недельной главы происходят после того, как Яаков и его семья, уйдя от Лавана, осели в Святой Земле. Глава повествует о томлюбимый сын Яакова, Йосеф, был продан в рабство и попал в Египет. Этот эпизод — один из ключевых как в еврейской истории, так и в общемировой: продажа Йосефа привела к Египетскому рабству евреев, вслед за которым последовали чудеса Исхода и получение еврейским народом Торы. Читать дальше

Недельная глава Ваешев

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.

Три вида снов

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.

Мидраш рассказывает. Недельная глава Ваешев

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Все сыновья Яакова жили рядом с ним

Мидраш рассказывает. Недельная глава Микец 2

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.

Недельная глава Ваешев

Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»

Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев

«Ваешев». Почему это происходит?

Рав Бенцион Зильбер

Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...

Врата востока. Недельная глава Ваешев

Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»

Человек не может знать планов Божественного управления!

Почему рассказ о Йосефе прервался рассказом о рождении сыновей Йеуды

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.

Избранные комментарии к недельной главе Ваешев

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,

Йосеф и богатство Потифара

Борух Шлепаков

Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.

Родители не должны ставить никого из детей в привилегированное положение. Ваешев

Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»

Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.

Почему Яаков погрузился в такой глубокий траур из-за Йосефа

Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»