Темы: Ханукальные свечи, Ханука, Зажигание свечей, Рав Яков Шуб, Электроприборы
Отложить Отложено Подписаться Вы подписаныК сожалению, в эту Хануку я нахожусь в больнице. В палате, где я ем и сплю, мне не разрешают зажигать свечи из-за пожарной безопасности. Дома жена зажигает свечи. Насколько мне известно, согласно мнению рава Нисима Карелица, я выполняю заповедь зажигания свечей посредством зажигания жены дома. Но все-таки хотелось бы знать, можно ли мне зажигать электрическую лампочку в качестве ханукальных свечей, чтобы учесть даже те мнения, которые считают, что недостаточно, чтобы жена зажигала за меня дома? Рефаэль-Александр
Уважаемый Рефаэль-Александр,
Мы все молимся за Ваше скорейшее выздоровление, и пусть эти слова Торы будут заслугой для Вас, чтобы Вы поскорее снова вернулись к учебе в нашем колеле.
Что касается непосредственно Вашего вопроса, то с появлением электричества многие галахические авторитеты задавались вопросам о том, можно ли выполнить различные заповеди, зажигая электрическую лампочку. Рассматривалось зажигание субботних свечей, свечи Авдалы, свечи для бдикат хамец (поиска квасного перед Песахом) и, конечно, же ханукальных свечей.
Давайте остановимся на тех вопросах о свечах Хануки, которые рассматривались в трудах галахических авторитетов последних поколений — рава Цви-Песаха Франка (Ар Цви 2:114), рава Элиэзера Вальденберга (Циц Элиэзер 1:20), рава Шломо-Залмана Ойербаха (Моарей а-Эш, гл. 5), рава Йосефа-Шалома Элияшива (Ковец Тшувот 3:103), рава Овадьи Йосефа (Йабиа Омер 3:35) и других.
1. Лампочка — это огонь?
Следует сразу оговориться, что в основном обсуждался вопрос о лампочке с нитью накаливания, которая накаляется докрасна, когда по ней проходит электрический ток. В соответствии с мнением Рамбама (12:1, см. Лэхем Мишнэ), тот, кто раскаляет металл докрасна в субботу, нарушает запрет разжигать огонь. На основании этого многие галахические авторитеты признали, что электрическую лампочку можно рассматривать как огонь. Рассказывают даже, что рав Хаим-Ойзер Гродзински (респонс Ахиэзер 3:60), руководитель литовского еврейства в период до Второй Мировой войны, специально для Авдалы использовал электрическую лампочку и произносил на нее благословение, чтобы показать окружающим на практике, что ее можно расценивать как огонь (Шмират Шаббат ке-илхата 61, прим.105).
2. Насколько ханукальные свечи должны быть похожи на свечи, которые были в Храме?
Один из наиболее обсуждаемых вопросов — это вопрос, насколько ханукальные свечи, которые мы зажигаем, должны быть подобны свечам в Храме, с которыми произошло чудо Хануки. Например, Маараль из Праги в своей книге Нер Мицва утверждает, что ханукальные свечи должны быть именно масляными, поскольку чудо Хануки произошло именно с маслом — масло для свечей в Храме, которого было достаточно только на один день, чудесным образом горело в течение восьми дней.
Другие не принимают мнение Маараля, поскольку, в отличие от субботы, когда к свечам и фитилям предъявляются определенные требования, в Хануку разрешено использовать любые масла и фитили. Кроме того, разрешено зажигать не только масляные, но и восковые свечи, которые также дают хороший ровный свет (Рамо 673:1).
В комментарии Мишна Брура (Шаарей Циюн 673:4) также сказано, что сегодня обычай не по Мааралю и принято зажигать не только масляные, но и восковые свечи.
При этом некоторые галахические авторитеты утверждают, что, хотя мы не принимаем мнение Маараля о том, что следует зажигать именно масло, как в Храме, мы принимаем его идею о том, что должно сохраняться некоторое сходство с храмовыми свечами. А именно, нужны фитиль и «топливо» (масло или воск) как основа для огня.
Другие утверждают, что мы полностью отказываемся от идеи сходства ханукальных свечей со свечами в Храме, поэтому даже горючего материала без фитиля или, наоборот, фитиля без горючего материала также будет достаточно для зажигания свечей Хануки. В соответствии с этим мнением разрешено будет зажигать электрическую лампочку в качестве ханукальной свечи, хотя она совсем не похожа на свечи в Храме и больше напоминает фитиль без горючего материала.
3. Маасэ (прямое действие) или грама (опосредованное действие)?
Еще один вопрос, который рассматривался: какова цель зажигания свечей — чтобы человек сделал действие и зажег свечи или чтобы свечи горели, даже если человек не зажигал их сам? Например, будет ли выполнена заповедь, если ханукальные свечи зажжет обезьяна? С одной стороны, свечи горят, прославляя чудо, с другой стороны, не человек зажег их.
Как одно из доказательств того, что свечу должен зажечь именно человек, приводят текст благословения, которое мы произносим перед зажиганием: «…и повелел нам зажигать свечу Хануки», т.е. необходимо, чтобы человек совершил действие — зажигание свечи.
В этой связи некоторые полагают, что, возможно, включение электрической лампочки — это не прямое действие по разжиганию огня, а лишь опосредованное (грама), т.е. человек только замыкает контакты, что дает возможность току течь по цепи и включить лампочку.
Другие считают, что даже опосредованного действия достаточно для выполнения заповеди, ведь в конечном счете за этим действием стоит человек. Но большинство считает, что включение света является прямым действием (маасэ), поскольку система изначально построена так, что огонь зажигается только этим единственным способом. Соответственно, то, что лампочка загорается, считается прямым действием человека.
4. Электричество или батарейка?
Еще один интересный вопрос. В Талмуде (Шабат 21 б) сказано, что изначально свечи должны гореть все время, пока люди находятся на улице (приблизительно полчаса после зажигания). И хотя заповедь считается выполненной, даже если свеча погасла раньше времени, необходимо, чтобы при зажигании было достаточно масла для того, чтобы свеча горела как минимум полчаса.
Нельзя сказать, что лампочка полностью удовлетворяет данному требованию, ведь в ней самой нет резервуара горючего — необходимо, чтобы ток постоянно вырабатывался и поступал извне.
Другие галахические авторитеты полагают: то, что при зажигании должно быть масла на полчаса горения, не означает, что заповедь необходимо выполнить, зажигая определенное количество масла (шиур). Масло необходимо, чтобы была возможность оповещать о чуде, прославлять чудо (пирсумей ниса) в течение этого времени. Поэтому, если выстроить такую систему, что без вмешательства человека свеча будет гореть в течение получаса без масла, этого будет достаточно, ведь результат — прославление чуда — будет достигнут.
Другие считают, что эту проблему можно решить, если зажечь лампочку, например, от аккумулятора или батарейки с достаточным запасом энергии.
5. Свеча или факел?
Талмуд (Шабат 23 б) говорит: если человек помещает несколько фитилей в сосуд с маслом и зажигает их, то заповедь не считается выполненной, поскольку это подобно костру — т.е. их пламя соединяется вместе, огонек каждой отдельной свечи не виден.
Некоторые галахические авторитеты полагают, что горение электрической лампочки также больше подобно пламени костра, чем огонькам свечей.
Другие не принимают этого. Их мнение: проблема, описанная в Талмуде, — в том, что пламя нескольких фитилей соединяется в один «костер», а электрическую лампочку можно рассматривать как один фитиль, которые просто изогнули.
6. Где зажигать лампочку?
Цель зажигания ханукальных свечей — публично оповестить о чуде, прославить чудо, именно поэтому изначально свечи зажигают на высоте приблизительно от 30 до 100 см. от пола, чтобы было понятно: они служат не для освещения, а для выполнения заповеди.
Поэтому, если человек зажигает лампочку, которая обычно используется для освещения, непонятно, что он делает это для прославления чуда. В этом случае необходимо установить лампочки таким образом, чтобы было понятно: они используются в данный момент не для освещения, а для оповещения о чуде. Так пишет Рав Элияшив в своем респонсе из Ковец тшувот (3:103).
Лампочки — это не по-еврейски?
Еще один вопрос, который меньше относится к сфере еврейского закона, а больше к сфере еврейского поведения. Зачастую Ханука совпадает с христианским Рождеством. У неевреев принято в это время украшать дома броскими и роскошными гирляндами из электрических лампочек.
Как известно, эллинская культура, наследником которой в определенной мере является современный Западный мир, обожествляла внешнюю, физическую красоту, в то время как иудаизм концентрируется на красоте внутренней, духовной.
Учитывая это, важно зажигать именно скромные масляные или восковые свечи, как предписывает еврейский Закон и как было в еврейских общинах испокон веков — как символ того, что даже сегодня мы можем выстоять в этом противостоянии с эллинской культурой и не уподобиться неевреям.
Заключение
Изначально необходимо зажигать масляные или восковые свечи. Но если нет другого выхода, то можно зажечь, например, электрический фонарик, лампочка которого имеет нить накаливания, и поставить его так, чтобы было видно: его используют в данный момент не для освящения, а для прославления чуда.
Как мы видели, по данному вопросу существуют несколько мнений, поэтому лучше в таком случае зажигать без благословения.
Ханука Самеах.
С уважением, Яков Шуб
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Рав Яков Шуб
В конце дней людям тоже придется ходить на работу?
Рав Йосеф Овадья Зарудинский
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Для того чтобы помочь человеку отвлечься от материальности, мудрецы приняли ряд постановлений, способных превратить Субботу в особый, не похожий на будни день
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Моше Пантелят,
из цикла «Царица Суббота»
Использование электричества в Субботу вызывает целый ряд вопросов
Рав Элияу Левин,
из цикла «Шаббат. Законы Субботы, фонограмма видеоуроков»
Рав Бенцион Зильбер
Свечи должны гореть, пока на улице есть прохожие? Но ведь в наше время они находятся на улице до 11 или 12 ночи!
Рав Моше Лебель
Законы зажигания субботних свечей
Рав Мендель Агранович
Рав Яков Шуб
Говорят, она остается некоторое время на земле. Это правда или вымысел?
Рав Ашер Кушнир,
из цикла «Еврейский календарь»
Рав Цви Патлас,
из цикла «Недельные главы Торы»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Недельные главы Торы, Рав Ицхак Зильбер»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
«Оцарот»
Когда позорят и унижают человека — словно убивают его