Из цикла «Законы о мукце в Субботу и праздники», темы: Суббота, Мукце, Рав Лейб Нахман Злотник, Запреты в Субботу
Предмет, предназначенный исключительно для исполнения заповеди, иногда имеет статус «мукце» и его запрещено перемещать и использовать в Субботу. Так, например, во время праздника Суккот украшения сукки (праздничного шалаша) и материалы, использованные для ее строительства, являются «мукце махмат мицва» и их запрещено перемещать. Растения, используемые для заповеди «натилат лулав» (см. здесь), за исключением этрога[1], в Субботу праздника Суккот являются «мукце махмат мицва». Этрог обладает приятным ароматом, которым разрешено наслаждаться в Субботу, поэтому он не является «мукце».
Предметы, которыми по их прямому предназначению в Субботу не пользуются, а для других целей использовать их не хотят, чтобы они не испортились, в рамках законов о «мукце» классифицируются как «мукце махмат хисарон кис». Предметы, определенные как «мукце махмат хисарон кис», запрещено перемещать в Субботу, какая бы цель при этом ни преследовалась[2].
Иногда к категории «мукце махмат хисарон кис» может принадлежать совсем недорогостоящий предмет, если его хранят для определенных целей и стараются уберечь, чтобы он не испортился. Является ли тот или иной предмет «мукце махмат хисарон кис», зависит от того, насколько хозяину предмета важна его сохранность. Другими словами, одна и та же вещь для одного человека может иметь статус «кли ше-млахто ле-исур», а для другого — «мукце махмат хисарон кис», в зависимости от того, насколько бережно хозяева к ней относятся. Так, для одних чистый лист бумаги, предназначенный для письма или печатания, считается «мукце махмат хисарон кис», т.к. они его берегут, чтобы он не помялся и не испачкался. Другие не берегут особо такой же лист бумаги и могут с легкостью использовать для любой цели, и для них он не является «мукце махмат хисарон кис», а имеет статус «кли ше-млахто ле-исур»[3].
Такой же закон действует и в отношении почтового конверта: если его берегут и не используют, то он «мукце махмат хисарон кис», а если особо не берегут, то он — «кли ше-млахто ле-исур»[4].
Почтовые марки, предназначенные для наклеивания на письма, открытки и бандероли, считаются «мукце махмат хисарон кис». Коллекционные марки — «кли ше-млахто ле-этер».
Чистая тетрадь — «мукце махмат хисарон кис». Если в тетради часть листов использована для записей, а часть осталась чистой, то в случае, когда записи более важны, чем чистые листы, тетрадь считается «кли ше-млахто ле-этер». Если же использованные листы не нужны и в основном тетрадь хранят для чистых страниц, она является «мукце махмат хисарон кис».
Музыкальные инструменты, когда ими не пользуются, обычно бережно хранят в чехлах или футлярах и их статус, как правило, «мукце махмат хисарон кис» и перемещать их в Субботу запрещено. Такой же статус у составных частей миксера и кухонного комбайна.
К данному виду «мукце» также можно отнести различные виды документов: договора, доверенности, банковские распечатки, чековые книжки, кредитные карточки, гарантийные письма, расписки. Паспорт и другие удостоверения личности также, с одной стороны, бережно хранят, а с другой, им, как правило, нет применения в Субботу, поэтому их статус — «мукце махмат хисарон кис». В случае если виды перечисленной документации устарели, утратили свою ценность и их собираются выбросить, они считаются «мукце махмат гуфо» и, соответственно, перемещать их в Субботу должны в соответствии с законами о данном виде «мукце», которые будут рассматриваться ниже.
Дипломы, грамоты, рекомендации не запрещено читать в Субботу: хотя их довольно бережно хранят, тем не менее, иногда берут, чтобы посмотреть самим и показать другим.
Поэтому они считаются не «мукце махмат хисарон кис», а «кли ше-млахто ле-этер». Табели, аттестаты, дневники, классные журналы также не считаются «мукце махмат хи — сарон кис»[5].
Выше упоминалось о том, что одна и та же вещь иногда может иметь статус «кли ше-млахто ле-исур», а иногда — «мукце махмат хисарон кис», и от этого зависит, разрешено ли ее перемещать в Субботу «ле-цорех гуфо» и «ле-цорех мекомо». Рассмотрим дополнительные ситуации, при которых статус одной и той же вещи зависит от ее предназначения.
Предмет, которым пользуются для совершения разрешенных в Субботу действий, может быть либо «кли ше-млахто ле-этер», и тогда его разрешено перемещать для любых целей, либо он относится к разряду «охель ве-китвей а-кодеш», и тогда его разрешено перемещать даже без какой-либо цели. В случае если предмет, относящийся к одной из этих категорий, предназначен для продажи, и его хозяева заинтересованы сохранить его товарный вид, и потому не пользуются им вообще, он считается «мукце махмат хисарон кис». То же самое можно сказать и о предметах, которыми человек не собирается пользоваться, поскольку хочет обменять их в магазине, вернуть или использовать в качестве подарка. Все же, если есть вероятность того, что человек решит оставить этот предмет для личного использования, он считается разрешенным предметом.
Продукты питания, как правило, не становятся «мукце махмат хисарон кис», даже если они выставлены на продажу. Ведь практически всегда существует вероятность того, что их владелец может угоститься ими сам или угостить других. Те продукты, которые хозяин магазина намерен именно продать как товар, считаются «мукце махмат хисарон кис».
Аналогично этому, святые книги в виде рукописей или печатных изданий, которые представляют собой историческую или музейную ценность, являются реликвией, предназначены для продажи или для подарка, и их хозяева не допускают возможности пользования ими, являются «мукце махмат хисарон кис».
Заметим, однако, что Свиток Торы, в котором обнаружили ошибку, не становится «мукце», несмотря на то, что пока его не исправят им запрещено пользоваться для общественного чтения Торы. Это объясняется тем, что с помощью такого Свитка можно учить Писание. Кроме того, можно танцевать с ним во время праздника Симхат Тора. Такой Свиток разрешено переставить внутри ковчега в котором он хранится, для того чтобы он не упал, или для того чтобы достать другой свиток, в котором нет ошибок. Если ошибка была обнаружена во время субботнего чтения Торы, разрешено вернуть Свиток в ковчег.
Посуда, одежда, украшения и очки, которые, согласно мнению многих авторитетов, обычно принадлежат к группе «охель ве-китвей а-кодеш», в случае, когда их хозяин собирается использовать их не иначе, как в качестве товара или подарка, считаются «мукце махмат хисарон кис».
Из журнала Мир Торы
[1] Цитрон.
[2] За исключением случаев, когда это необходимо для опасно больного.
[3] Поскольку основное его предназначение в выполнении действий, запрещенных в Субботу — письмо или печать.
[4] Т.к. на нем обычно пишут адрес, приклеивают марку и ставят штемпель, что в Субботу запрещено.
[5] Они считаются «кли ше-млахто ле-исур», ибо их чтение в Субботу запрещено мудрецами из-за опасения, что в них могут внести исправления.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»