Из цикла «Знание Субботы», темы: Мир в доме, Суббота, Душа, Гематрия, Субботние свечи, Рав Эуд Авицедек
«Ибо свеча заповеди — это тайна “храни”» (Зоар).
«И заброшена от мира моя душа, забыл я добро» (Эйха). «Что означает: “И заброшена от мира моя душа”? Сказал раби Авау: Это зажигание субботней свечи (когда нет свечи, чтобы зажечь). А в месте, где нет свечи, — нет мира; человек идет и спотыкается, и ест в темноте)» (Шабат 25). «Свеча в доме важнее (кидуша) из-за мира в доме» (Шабат 23).
«Когда закончено было творение мира, дал Всевышний отдых Своим созданиям, как сказано: “И закончил Бог в седьмой день…”. И это — покой и мир. И так сказали в мидраше: “Что сотворено после того, как Он прекратил работу? Безмятежность, тишина, отрада и спокойствие. Это и есть мир. И он поддерживает существование мироздания, и это завершение есть существование всего. И в связи с этим миром, который был в субботу, приходит заповедь зажигания субботней свечи ради мира в доме, как сказано: “И заброшена от мира моя душа” — это зажигание субботней свечи” (Маараль).
Попытаемся проникнуть в суть вещей и увидеть оттенки драгоценного света субботней свечи.
Дом — это одно из названий Малхута, а свеча — это мир, цельность дома. Ведь такова основа качества Малхут — оно является корнем обитателей нижнего материального мира и получает воздействие для них. Такова и сущность свечи — “сосуда, который получает свет” (Маараль). Свеча заповедь (מצווה). Слово מצווה можно объяснить, как происходящее от слова צוותא (вместе) — соединение духовного с материальным. Заповедь — это сияние света через сосуд. Ведь заповеди выполняют через тело, и к тому же посредством материальных предметов. Поймите все это хорошенько.
“Поставишь ты тьму, и будет ночь” — это материальный мир, подобный ночи» (Бава меция 83). Свобода выбора, которая основана на качестве Малхут, есть корень этой тьмы, и ее порождение — смешение добра и зла. Это война между душой и телом, это спор — нечто обратное «миру в доме». «Ты должен знать, что миром называется только свет, поскольку он дает различение между вещами. И тогда есть мир, когда есть различение между вещами. Ибо тьма называется вечером (ערב), поскольку во тьме вещи перемешаны вместе и неразличимы, а свет называется утром (בוקר), поскольку с помощью света можно различать (לבקר) между различными вещами. И в этом заключается мир между ними, когда никто из них не заходит и не смешивается с другим, но каждый существует сам по себе. Поэтому субботняя свеча называется “мир”, когда человек отстраняется от работы и освещает вокруг себя субботней свечой» (Маараль).
Выше, в эссе «Шесть дней работай», объяснялось, что таков труд будних дней: разделение добра от зла, смешавшихся после Греха познания, и выбор добра. Но в субботу, основанную на Древе Жизни, различение совершается посредством света Торы.
«Должна женщина установить свечу в субботнюю ночь справа, и засчитывается ей, как будто исправила Менору, которая на южной стороне» (Тикуней Зоар). Женщина, погасившая Свечу мира грехом «Древа смешения» и спустившая в мир тьму, исправляет этот ущерб посредством зажигания свечи. Свеча эта — свет Хохмы души, так как «юг» намекает на качество Хохма.
«Душа, которую Я дал вам, называется “свечой”, и по поводу свечи предостерег Я вас». (Шабат 32). Когда человек удостаивается света Хохмы (мудрости), ночная тьма тела раскалывается, и между душой и телом воцаряется мир. Когда нет смешения, каждый находится в своей сфере, тогда нет спора, и категории души и тела, духовного и материального, могут вновь соединиться и жить в мире — вместе. Это исправленный Малхут, называемый «покоем» (מנוחה) — покоем мира.
«У мужчины есть 248 органов, а у женщины — 252; в сумме получается 500, что соответствует двойной гематрии слова נר (свеча) и соединению мужчины и женщины». Совершенное соединение мужского начала (זכר) и женского (נוקבא) — это и есть «мир в доме». Поразмыслите над всем этим хорошенько.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Аман решил расправиться с Мордехаем, истребив вместе с ним всю еврейскую общину страны, и он получил на это разрешение царя
Рав Йосеф Б. Соловейчик
В реальных ситуациях нужен женский ум, а не мужские теории.
Рав Реувен Пятигорский
Мегилат Эстер
Рав Цви Вассерман
Казалось бы, Мордехай, царский судья, высокопоставленный вельможа, должен был бы сразу нажать на дворцовые рычаги...
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Рав Арье Кацин
Талмуд утверждает, что «радость — это разрешение сомнений!» В этом состоит внутренний смысл заповеди «стереть Амалека», писал рав Гедалия Шор.
Рав Мордехай Райхинштейн
В Свитке Эстер мы читаем о цепочке событий, которые привели к чудесному избавлению, в честь которого установлен праздник Пурим. Эти события произошли почти 2400 лет тому назад в тогдашней столице Персии — городе Шушан. Известно ли нам сегодня где находился Шушан? Еврейская община Ирана считает, что древний Шушан — это иранский город Хамадан, расположенный в 400 км к западу от Тегерана. Подавляющее большинство историков и специалистов по Ирану с этим не согласны. Но и они не сильно возражают против того, что мавзолей с могилами Мордехая и Эстер — главных героев праздника Пурим — находится в Хамадане. Сегодня это место является одной из главных достопримечательностей города и местом паломничества, причем не только для евреев, но и для мусульман.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Почему Эстер велела подождать три дня перед ее визитом к царю?
Рав Носон Шерман,
из цикла «Эпоха и чудо»
Лик Б-жий был сокрыт от людей во времена пророков
Рав Реувен Пятигорский
Став главой правительства, Аман вознамерился уничтожить «оппозицию», вдохновителем которой — в его глазах — был еврей Мордехай. А заодно уничтожить и всех евреев.
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам журнала «Истоки»
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Комментарий на свиток Эстер»
Неужели Мордехай был человеком, который искал ссоры, интриг, готов был нарушить приказ царя?