Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Будущий мир, Запреты в Субботу, Рав Эуд Авицедек
«Достоин тот, кто хранит жилище для субботы, — сердце, чтобы не приближались к нему печаль и гнев, которые есть огонь геенны. И о нем сказано: “Не зажигайте огня во всех ваших поселениях в день субботний” (Тикуней Зоар 48).
Создать “жилище” для субботы, то есть удостоиться поселить субботу в своем сердце — это категория Грядущего мира. Ведь такова лестница, по которой человек поднимается к обладанию Грядущим миром: “Вмени себе в привычку всегда и с каждым разговаривать спокойно. Это сохранит тебя от гнева… Ведь над гневающимся властвуют все виды геенны… Как только ты отдалишься от гнева, смирение взойдет в сердце твое… Через смирение ты обретешь страх перед Богом… и будешь счастлив всему, что бы с тобой ни случилось… сияние славы Его и дух Шехины снизойдут на тебя, и будешь ты жить жизнью Мира Грядущего” (Письмо Рамбана сыну).
Аспект богобоязненности: “Когда придет домой, найдет накрытый стол и горящую свечу. И известно высказывание Мудрецов, что стол человека — вместо жертвенника, и свеча на нем — подобна огню на жертвеннике” (Шней лухот аБрит). Зажигание свечи выражает страх перед Всевышним — это огонь святого служения принимающих субботу.
“Время наступления субботы — это страх, и покоится на нем страх” (Предисловие к Зоару, 5). “На каждого еврея сразу же по наступлении субботы снисходит страх и трепет” (При Цадик). “Перед Ним будем служить в страхе и трепете” (Вечерняя молитва в субботу).
Зажигание свечей есть обращение к тому высшему страху, страху перед вознесенностью Всевышнего, включающему любовь, пламя любви: “Не зажигайте огня во всех поселениях ваших в день субботний… И когда я сижу в темноте, Господь свет мне; этот огонь есть страх из тьмы… И субботнюю свечу следует зажигать засветло, а в субботу уже нет времени, чтобы пробудить богобоязненность, ибо вся она — любовь и прилепление к Всевышнему. Свечу же зажигают перед самым началом субботы, подобно страданиям перед приходом Машиаха, наступающим перед его появлением, ибо приобщение и любовь всегда идут сразу после страха” (раби Цадок аКоэн).
Аспект веры: “При наступлении субботы есть заповедь показать светом свечи, что Всевышний создал свет. “Да будет свет” включает в себя все мироздание. А суббота указывает на Всевышнего — Творца. На исходе субботы мы также благословляем на свечу, ибо тогда — начало будних дней: “И сказал Бог: Да будет свет — и стал свет”. И мы благословляем Всевышнего и признаем Его Творцом. И когда человек благословляет и отделяет субботу от будней, ему можно потом совершать работы, подобно всем благословениям на получение удовольствия, как после благословения на плод, разрешается его есть. Мы можем видеть намек в словах Писания: “И сказал Бог: Да будет свет, и отделил…”. “Да будет свет” — в ночь субботы, “и отделил” — на исходе субботы”. Мы благословляем “создающий огненные светила” — намек на начало сотворения огня…
Таким образом, суббота указывает на сотворение мира, которое есть корень веры: Он дал существование всему мирозданию, Он был, есть и будет» (Шней Лухот аБрит).
Зажигание огня при наступлении субботы и на ее исходе — есть свидетельство о Творце мира, Который обновляет его посредством субботы — души мира
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего