Из цикла «Мусар Дома Учения в Кельме», темы: Мудрость, Душа, Чувства и разум, Рав Хаим Бурштейн, Мусар, Познание Творца, Материальность
Моему дорогому сыну, увенчанному золотой короной, да воссияет его свет, как при сотворении мира. Мира тебе и твоей семье…
В прошлый святой шаббат мы говорили о чем-то очень важном, намного более значимом, чем ты даже можешь себе представить. Я сильно расстраивался из-за того, что ты, мой дорогой сын, обладающий глубоким пониманием, не слышал этих удивительных слов, способных, с помощью благословенного Б-га, даровать человеку новое сердце и душу. Я не в состоянии изложить их на бумаге в том виде, в котором они были произнесены, однако попытаюсь хоть немного раскрыть их смысл. Это рассуждение было следующим: мудрость Мусара влияет на все способности души — природу человека, которую, как всем известно, невозможно постичь с помощью одного лишь разума. Ученые-естествоведы после всех своих теоретических изысканий, в конце концов, оказываются вынуждены обращаться к непосредственному чувственному наблюдению. То же самое относится к творчеству: когда один знаменитый поэт захотел создать поэму о Синайском Откровении, он должен был поехать туда, где все это происходило, и своими глазами увидеть избранную Б-гом гору, — и только после этого ему удалось сложить чарующие строки. И уж тем более это верно для Тайного Учения — Знания о высшем мире, которое можно обрести не иначе как через воспринимаемые чувствами конкретные явления этого мира. Лишь затем мышление их обобщает и облекает в форму, соответствующую их сути в высшем мире, в той небольшой степени, в которой человек способен ее постичь. Как-то я находился в темном доме, окна которого были плотно закрыты ставнями; в комнате горела свеча, и мне было очень уютно при ее свете. После восхода солнца открыли окно, и вся комната озарилась ярким светом. И тогда я понял нечто очень важное! Человек ценит суетные удовольствия этого мира только потому, что от него сокрыт высший свет — удивительное наслаждение Грядущего мира. Он довольствуется крошечной свечкой, свет которой совершенно несравним с сиянием солнца, и, тем более, со светом шести дней Творения, в семьдесят раз более ярким[11].
Теперь для меня разрешился вопрос: почему при сотворении человеку не был дарован всеобъемлющий разум и в нем укоренилось неимоверное количество зла? Потому что так он может познать наслаждение светом высшего мира через непосредственное восприятие: «Из плоти своей узрю я Б-га»[12].
Вот, мы видим, как ребенок в начале жизни радуется всяким безделицам: скачет на палке, хватает товарища за полу одежды, чтобы мчаться, как наездник на лошади. Подобные забавы доставляют ему огромное удовольствие и прибавляют сил и здоровья. Затем, когда он немного вырастает, его душа начинает тяготиться этими пустыми развлечениями, и он выбирает себе другие, но тоже бессмысленные. Потом и те начинают докучать его душе, и вот он уже ищет пути обогащения, стремится к славе и пытается удовлетворить множество своих страстей, что отметили мудрецы Талмуда[13]: «Человек подобен осленку, тянущемуся за красивыми речами. И к чему это приводит? — “И исходит огонь…”»[14]. Но почему все происходит именно таким образом? Потому что место сотворения души — источник самого удивительного наслаждения высшего мира. Получается, что основой сотворения является удовольствие, и «хотя сам он и не видит, его ангел видит»[15]. И пока перед человеком не открылся более яркий свет, любой тусклый свет свечи — каждое сиюминутное удовольствие, каким бы оно ни было, — пробуждает в нем сильное желание, ибо способность испытывать наслаждение проистекает из великого источника, из высшего мира — и хорошо вдумайся в это. Но после того как человек познает более возвышенное наслаждение, — тогда «зачем нужна свеча в полдень?»[16] И если он мудр и ценит знание, то со временем все приниженные соблазны этого мира становятся ему отвратительны. Ведь если ему доступно сияние солнца, то «зачем нужна свеча в полдень?» Ясное знание помогает постичь яркий свет высшего мира, притягивающий гораздо сильнее. Поэтому один богатый философ сказал перед смертью: «Моему мудрому сыну дайте лишь немного денег, ибо ему сполна хватит мудрости; лишенному же понимания дайте больше, пусть играет с тем, что любит — с бессмыслицей». Возможно, именно из этих соображений исходил наш праотец Ицхак, намереваясь отдать весь нижний мир Эсаву.
Человек изначально рождается без развитого разума, чтобы в дальнейшем понять: приниженные удовольствия этого мира кажутся ему заманчивыми и привлекательными лишь потому, что перед ним закрыты окна в высший мир, и ему приходится довольствоваться светом крошечной свечи. Ему необходимо воспринять духовную форму и из своих собственных переживаний почувствовать притягательность света высшего мира. А мудрость — это звено, связывающее этот и Грядущий мир, помогающее постичь совершенство его света. Таким образом получается, что наделенный разумом лицезрит истину из собственной плоти.
В предисловии мы отметили, что для мудреца забота о своей душе — не проявление особого благочестия, а самое желанное и приятное занятие. Ведь к ведению материальных дел люди относятся точно так же. Если у человека есть только маленькое предприятие, оно кажется ему существенным, а обладатель большого на маленькое вообще не обращает внимания. Точно так же для человека, который из своей плоти видит явления высшего мира, все происходящее на земле теряет свою значимость: «зачем нужна свеча в полдень?» Об этом говорит Мидраш[17]: «Сказал человек: я иду оказать добро своему гостю! Его спрашивают: А кто твой гость? На что он отвечает: Я хочу оказать милость моей униженной душе, как сказано: “Оказывает благодеяние своей душе человек милосердный”»[18]. Ведь тело — инструмент, предназначенный для обретения наслаждения высшего мира[19].
Знание, которое мы обрели в этот шаббат, позволило нам выучить из стиха Торы в главе Бехуккотай нечто потрясающее и недоступное обычному человеку. Но сейчас мне тяжело говорить и писать. Да смилуется надо мной Милосердный и да приблизит меня к служению Себе!
Вот слова твоего любящего отца, заботящегося об истинном благе для тебя и для всякого, наделенного мудростью. Дай Б-г, чтобы все мы удостоились понимания!
Благословляющий тебя во всех твоих делах.
[11] «Каждый, обладающий чувствительным сердцем, может заметить эту жизненную силу и в определенной степени ощутить наслаждение жизнью Грядущего мира, даже оставаясь облаченным в материю. В Талмуде сказано об этом: “Твою награду в Грядущем мире ты увидишь при жизни” (Брахот 17а). Только человек, лишенный тонкости восприятия, всецело пребывающий в грубой материи, не сможет это ощутить, ибо он живет желаниями плоти и кроме них ничего не ощущает, подобно тому, как животные не могут почувствовать и осознать суть жизни человека». (Маариль Блох, Уроки Знания, гл. «Жизнь»).
[12] Ийов 19:26.
[13] Бава Батра 78б.
[14] Бемидбар 21:28.
[15] Сангедрин 94а.
[16] Хулин 60б.
[17] Ялкут Шимони, Мишлей, гл. 11.
[19] На земле человек не может испытать совершенного удовольствия, к которому не примешивались бы страдание и тревога. Да и кто в нижнем мире, полном несчастий и невзгод, может жить в абсолютной безмятежности, как сказал Рамхаль: «Что такое жизнь человека в этом мире? Кто в нем по-настоящему счастлив и безмятежен? “Дни наши — в них семьдесят лет, а если сильны — восемьдесят лет, и вся их гордость — хлопоты и суета” (Теилим 90:10). Мир полон всевозможными страданиями, болезнями, мучениями и тяготами; а завершение всему — смерть. Не найти даже одного из тысячи, кого жизнь одарила бы удовольствием и истинной безмятежностью. Но и он, даже если доживет до ста лет, уходит и пропадает из мира». (Месилат Йешарим, гл. 1).
Редакция благодарит рава Хаима Бурштейна за любезное разрешение на публикацию
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.