Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Перочинный ножик, который повлиял на решение богача

Р. Даниэль Яфе был очень богатым человеком и всячески поддерживал изучение Торы. В частности, он удостоился оказывать существенную поддержку раби Йосефу Теомим, автору «При Мегадим». Когда рав Йосеф жил в Берлине, он учился и писал свои труды в бейт-мидраше р. Даниэля, полном еврейских книг.

Но не всегда р. Даниэль был богачом: в юности он был очень беден и работал на конюшне у торговца лошадьми вместе с р. Давидом Варишнером, который был очень праведным и Б — гобоязненным человеком. После этого р. Даниэль уехал в Берлин, преодолев немало трудностей на своем пути. Сначала он устроился посыльным в большом торговом доме, потом нашел себе учителя — студента, который обучил его основам экономики и бухгалтерского дела и прочим премудростям, необходимым, чтобы преуспеть в бизнесе. Вооружившись этими знаниями, р. Даниэль стал бухгалтером в другом торговом доме, сделал карьеру, женился на девушке из богатой семьи, на деньги приданого открыл собственный банк и вскоре разбогател. Его честность в делах и любовь к благотворительности снискали ему большое уважение в обществе, и вскоре он стал одним из парнасов — глав общины в Берлине. Таким образом, полностью сбылось сказанное нашими мудрецами: перемена места ведет к перемене мазаля — судьбы.

Тем временем, его товарищ р. Давид остался на прежнем месте и в прежней бедности. Но Всевышний послал ему замечательную дочь, Сару, обладающую исключительными достоинствами, скромную и Б-гобоязненную. У соседа р. Давида, р. Дова Кутнера был сын Авраам — выдающийся знаток Торы. Узнав о достоинствах соседской дочери, р. Авраам сам попросил отца устроить им сватовство. Р. Дов пришел к р. Давиду с предложением, но выставил также условие: приданое в 10 000 талеров. Р. Давид воскликнул: «Вы же знаете, в какой бедности мы живем, я не смогу собрать даже треть, даже четверть этой суммы!» На что р. Дов ответил: «Слышал я, что когда-то Вы работали вместе с р. Даниэлем Яфе, который сейчас один из самых богатых людей и глав общины в Берлине. Так поезжайте к нему, и он, несомненно, даст Вам все, что Вы попросите».

Делать нечего: собрался р. Давид в путь и вскоре прибыл в Берлин…

День был ясный и теплый. Р. Даниэль завтракал на террасе своего дома-дворца и читал книгу «Эйн Яаков». Вдруг к нему подошел какой-то еврей, сказал «Шалом алейхем, р. Даниэль», и принялся умолять помочь с приданым его дочери. Поначалу р. Даниэль не узнал его, принял за одного из многочисленных просителей и хотел дать ему одну монету. Но незнакомец не принял ее, сказав: «Не за этим я пришел. Неужели ты не узнаешь меня, своего товарища по работе на конюшне, Давида Варишнера?» Р. Даниэль воскликнул: «Друг мой, р. Давид, извини, что не признал тебя сразу, ведь с тех пор прошло уже сорок лет! Садись же вместе со мной, позавтракаем и побеседуем».

Так сидели они рядом, богач и бедняк, и предавались воспоминаниям о минувших днях.

В числе прочих, вспомнил р. Давид один случай: «Ты помнишь, р. Даниэль, как однажды был у меня хороший перочинный ножик со множеством лезвий и штопором, и ты очень захотел его приобрести, но у тебя не было денег. Помнишь, как ты сказал мне, что когда разбогатеешь, отдашь мне за него все свое состояние, что превысит 10 000 талеров? Я согласился, и мы скрепили свой договор рукопожатием…». Тут р. Давид заметил, как побледнел его друг, и с тревогой спросил: «Что случилось?» Р. Даниэль поспешил распрощаться с ним, сославшись на головную боль, и попросил прийти к нему в четыре часа пополудни…

Как только р. Давид удалился, р. Даниэль позвал свою супругу и сказал ей: «Дорогая жена, сейчас стало мне известно, что я потерял все свое состояние». Ответила праведная женщина: «Г-сподь делает, как правильно в Его глазах, Он дает богатство, и Он же его забирает. Расскажи мне, дорогой муж, что случилось?» Р. Даниэль рассказал ей всю эту историю. Жена сказала ему: «Не кажется мне, что эта сделка может считаться действительной. Ведь никому не придет в голову отдать все свое состояние за копеечный ножик».

Ответил ей р. Даниэль: «Это произошло 40 лет назад. Если бы я заплатил, и р. Давид купил на эти деньги немного товару, продал его с маленькой прибылью, купил бы еще, выиграл бы еще, и так далее, мог бы быть сейчас богатым. Вот послушай, что прочитал я в “Эйн Яаков”».

И р. Даниэль рассказал жене известную историю о раби Ханине бен Доса. О том, как пришел один человек в Иерусалим, купил там на деньги «маасер шени»[1] кур, и проходя мимо дома р. Ханины, отвлекся на какое-то срочное дело и оставил их во дворе праведника, а потом забыл их забрать. Рабби Ханина вернулся домой и нашел у себя во дворе кур с несколькими отличительными признаками. Куры несли яйца, высиживали цыплят, и скоро их стало так много, что они начали мешать людям. Тогда рабби Ханина продал всех кур и купил на эти деньги коз, но и те вскоре так расплодились, что у рабби Ханины оказалось целое стадо. Спустя какое-то время проходил в тех краях хозяин кур, вспомнил о них и рассказал об этом своему спутнику. Рабби Ханина услышал их разговор, выбежал из дома и спросил этого человека об отличительных признаках забытых кур. Тот перечислил их, и тогда сказал ему рабби Ханина: забирай их. И вывел из сарая стадо коз.

«Вот видишь, — сказал р. Даниэль жене, — сколько усилий затратил рабби Ханина на уход за курами, их продажу, покупку коз и уход за ними. А потом отдал это все хозяину парочки кур! Так неужели я, когда-то лишив друга возможности сколотить состояние, теперь заплачу ему только жалкие гроши за ножик?» Ответила ему жена: «Не знаю, что тебе сказать, знаю только, что говорили наши мудрецы, благословенной памяти: “Сделай себе рава и удались от сомнения”. Так что послушай меня, поезжай к раввину Берлина рабби Цви Гиршу Левину, большому мудрецу Торы, и он тебе скажет, как поступить». Р. Даниэль согласился с мудрым советом жены, распорядился снарядить карету и поехал к раввину. По дороге он получил множество приветствий от прохожих, которые высоко ценили его щедрость и добрые дела…

Приехав к раввину, который сидел в окружении учеников, р. Даниэль попросил поговорить с ним наедине. Раввин пригласил его в одну из комнат, и р. Даниэль рассказал ему со слезами на глазах об этом злополучном договоре. Внимательно выслушав его, раввин сказал:

«Успокойтесь, р. Даниэль, про вас сказано: “От благословения Всевышнего разбогатеешь, и не будешь знать печали”. Согласно букве закона, вы не должны своему другу ни гроша, ибо таков Закон: человек не может распоряжаться ни тем, что не существует, ни тем, чем он не обладает, а только предполагает, что будет этим обладать. Ваш друг р. Давид также не полагался на ваше тогда не существующее богатство, и отдал вам нож исключительно в качестве подарка». Р. Даниэль спросил: «Значит, по мнению рава, я не должен ничего ему платить? А как же поступок рабби Ханины бен Доса?» Раввин ответил: «Рабби Ханина действовал в соответствии с мидат хасидут — выше буквы закона, и из этого нельзя выводить практические законы. Закон таков, как я уже сказал. Но если вы захотите сделать добро своему другу, это будет поступок, заслуживающий благословения».

Р. Даниэль вышел от раввина успокоенный и в хорошем настроении поехал домой. Вернувшись, он первым делом рассказал жене о решении раввина. Затем поехал в свой банк и вынул из сейфа 100 000 талеров, а затем, как ни в чем не бывало, вернулся на свою террасу обедать и продолжать чтение «Эйн Яаков». Там и нашел его р. Давид, придя в 4 часа, как и договорились. Увидев его, р. Даниэль встал с места, обнял и тепло поприветствовал друга. Р. Давид сказал: «Я рад, что тебе уже лучше». Р. Даниэль ответил: «Да, мне было нехорошо, но теперь я чувствую себя отлично!» Он угостил друга чашечкой кофе и тогда достал из ящика стола заранее приготовленные деньги. «Здесь сто тысяч талеров, — объяснил он, — Десять тысяч дай в приданое своей дочери, как и обещал. Пятьдесят тысяч вложи в какое-нибудь дело — пусть дает прибыль, которая пригодится вам на старости лет. А остальное — на свадебные расходы и украшения для невесты». Р. Давид Варишнер сидел, не веря своим глазам — такой огромной суммы он в жизни не видел! Он только и смог произнести: «Это слишком много!» Р. Даниэль ответил: «Но я должен тебе за ножик все свое имущество, кроме десяти тысяч талеров, и поверь, мне осталось еще намного больше». Р. Давид возразил: «Но ведь тот ножик я тебе отдал в подарок. Я и представить себе не мог, что ты достигнешь такого богатства». Р. Даниэль сказал: «Вот и я даю тебе все эти деньги в подарок, тебе они пригодятся, особенно в старости. И поверь, по сравнению со всем моим имуществом, которым благословил меня Г-сподь, эта сумма ничего не значит. Так возьми же ее, друг мой, и отпразднуй свадьбу своей дочери пышно и весело». Р. Давид больше не стал отказываться и вернулся домой в роскошном экипаже. Свадьба р. Авраама Кутнера и Сары Варишнер состоялась спустя несколько месяцев и была роскошной и радостной. И р. Даниэль Яфе тоже радовался тому, что смог помочь своему другу юности, и о нем сказано: «Изобилие и богатство в доме его, и (воздаяние за) справедливость его пребывает вовеки» (Теилим, 112:3).


[1] «Вторая десятина», ее отделяют после первой. Плоды второй десятины не нужно никому отдавать, но следует съесть их в пределах Иерусалима, или выкупить, а на деньги купить снеди, и съесть ее в Иерусалиме, при этом можно делиться второй десятиной с кем угодно.

По книге «Ветвь фамильного древа» («Анаф Эц Авот»)


Моавитяне стали кочевым племенем, и со временем они образовали свое государство на землях к востоку от Мертвого моря, которые сегодня находятся на территории Иордании. Во времена Торы Моав был густо заселен, многие его города были обнесены крепостными стенами. Сами моавитяне были язычниками Читать дальше

Недельная глава Балак

Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»

Комментарий рава Зильбера на недельную главу «Балак»

Эуд бен Гера

Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»

Биография отважного воина и праведника

Книга заповедей. Заповеди «Не делай»: 56-60

Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Книга заповедей. Запретительные»

Законы войны.

Недельная глава «Хукат» («Закон»). Что мы выигрываем и что теряем, исполняя свои желания?

Рав Бенцион Зильбер

Глава рассказывает о последнем, сороковом годе пребывания евреев в пустыне. Сороковой год был насыщен множеством важных событий: умерли Мирьям и Аарон, сестра и брат Моше; со смертью Мирьям общину покинул колодец, который служил евреям источником воды и все эти годы перемещался вместе с ними по пустыне; высекая воду из скалы, Моше совершает ошибку и лишается права вступить в Эрец-Исраэль; на пути к Эрец-Исраэль на евреев нападают кнаанейцы, и евреи с Б-жьей помощью одерживают победу. В конце главы сообщается, что евреи подошли к границам Эрец-Исраэль и остановились на восточном берегу Ярдена, напротив города Иерихо. Начинается глава с закона очищения от ритуальной нечистоты – закона о красной корове (пара адума). Этот закон относится к разряду хуким, т.е. к категории законов, не только глубинная суть, но и общий смысл которых не объясним в рамках человеческого сознания.