Из цикла «Знание Субботы», темы: Суббота, Служение, Молитва, Древо Познания, Рав Эуд Авицедек
«Посредством интенции в молитве… мы отделяем добро от зла, добро освящается светом добра из мира Ацилут, и тем самым они [Шесть дней] охраняются от зла» (Шла). Этот вопрос мы подробно объясняли в книге «Знание молитвы», здесь же приведем только краткие намеки.
Молитвы установлены в соответствии с постоянными жертвоприношениями в Храме, — ведь в этом и заключается сущность жертвенного служения (корбан): приближение (кирув) всех положительных частей в мироздании к их корнями, и сожжение — уничтожение негативных частей очищающим огнем. Посредством молитвы человек разоблачается и отделяется от материальности и прилепляется к миру души. Этим служением человек возвышает реальность своей жизни и поднимает ее от материального к духовному уровню, — тем самым, вся его «жизнь во времени» прилепляется к своему корню. Сущность молитвы — это «просьба о потребностях», это предстояние человека перед Творцом как имеющего нехватку, как просящего о совершенстве мироздания. Молитва выражает жажду и стремление обитателей низших миров отделиться от зла и прилепиться к своему Создателю. Молитва — это просьба об исправлении разделения, связанного с грехом Древа Познания. Молитва — это просьба о восполнении нехватки творения.
«Человек! Тебе следует знать, что самый большой ненавистник, что есть у тебя в мире — это твое злое начало, которое разлито по силам твоей души, и переплетено с характером твоего духа. Оно принимает участие в управлении твоими чувствами — телесными и духовными, властвует над тайнами твоей души, дает тебе советы во всех твоих движениях, видимых и скрытых…» (Ховот аЛевавот). Так выглядит человек после того, как в него проникло зло. Его служение заключается в прояснении и очищении качеств своего характера. Это и есть исправление духа.
«Прямой путь — это средняя мера в каждом качестве, что есть у человека… Потому завещали мудрецы древности, чтобы человек всегда анализировал свои качества и направлял их по среднему пути, чтобы он сделался совершенным в своем теле» (Рамбам, Деот 1).
Это — работа сознания в прояснении качеств. Когда человек находит у себя негативное качество, он должен отделиться от него и от ее корня, воевать со своим злым началом: «Всегда нужно “натравливать” доброе начало на дурное… Если победил — хорошо, если нет — пускай займется Торой, как сказано… Если победил — хорошо, если нет — пускай прочтет Шма Исраэль… Если победил — хорошо, если нет — пускай вспомнит про день смерти» (Брахот 5). Речь идет о войне со злым началом, о завоевании и исправлении качеств характера, об отдалении от негативных качеств и принятии качеств позитивных.
«Дерево познания добра и зла — это разрешенные действия, такие как еда, питье и интимные отношение, которые, если они в меру и во имя Неба, в святости, — есть добро, а если нет — зло» (Виленский Гаон. Притчи 1:3). Об этом сказано: «Что это за короткий отрывок, от которого зависят все важнейшие положения Торы? “На всех путях своих знай Его, и Он сделает прямыми твои стези” (Брахот 63). В этом служении человек проясняет все разрешенные действия, и тем самым отделяет все разрешенное от зла. Он соединяет все “земное” и материальное с его духовным корнем, и оно становится “действием во имя Неба”: «И все твои деяния пусть будут во имя Неба, во имя Торы, как сказано: “На всех путях своих знай Его…”» (Авот дераби Натан).
Так все деяния человека становятся святы, превращаются в акт исполнения заповеди, как писал Рамбам: «Следуя медицинским рекомендациям, нужно иметь в виду, что он делает это, дабы его тело было сильным и совершенным, чтобы дух его здоров, и он мог постигать Всевышнего… Получается, что идущий по этому пути постоянно, все свои дни, служит Творцу… И об этом заповедали Мудрецы: “Пусть все твои действия будут во имя Небес”, и об этом сказал Шломо в своей мудрости: “На всех путях своих знай Его, и Он сделает прямыми твои стези”» (Деот, 3).
Азриэль Казаков
О смысле столкновения современной западной и консервативной мусульманской культур.
Рав Аарон Лупьянский
История отношений евреев и мусульман — точное отражение жизни Ицхака и Ишмаэля в Торе — конструктивного и деструктивново смеха.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «О нашем, еврейском»
Юность Ишмаэля
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Понятия и термины Иудаизма»
По материалам газеты «Истоки»
Рав Рафаэль Айзенберг,
из цикла «В конце дней»
Мировые войны и события в конце времен глазами еврейских пророков и книги Зоар
Рав Ицхак Зильбер
Статья р. Ицхака Зильбера о «награждении Ишмаэля»
Рав Ицхак Зильбер
Лекция рава Ицхака Зильбера
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сару забирают во дворец Авимелеха, но Всевышний предостерегает царя от приближения к ней. У праотца и праматери появляется Ицхак.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.