Из цикла «Ховот аЛевавот», темы: Заповеди, Еврейское мировоззрение, Атеизм, Вера, Монотеизм, Познание Творца, Рабейну Бахие, Ховот аЛевавот
Итак, соблюдение чистоты монотеизма — основа еврейской веры. «Я — Господь Бог твой… Да не будет у тебя богов иных» — первая заповедь, прозвучавшая на горе Синай. Молитва «Шма»(«Слушай, Израиль!»)[16], чтение которой установил сам Моше-рабейну, гласит: «Слушай, Израиль! Господь, Бог наш, Господь — один!»
Здесь «слушай» имеет эзотерическое значение «понимай», «ощущай». После того, как Бог открыл нам факт Своего существования, Он дал нам главную заповедь: верить, что Он единственный. Этот отрывок Торы содержит десять заповедей: пять обязанностей сердца (знать, что Господь существует; знать, что Он наш Бог; знать, что Он единственный; любить Его всем сердцем; служить Ему всей душою) и пять обязанностей тела (обучать Торе детей, говорить о заповедях, повязывать их на руку, помещать между глазами[17] и на косяках дверей[18]). Спрашивали мудрецы, почему заповеди приведены в «Шма» позже перечисления наград за их соблюдение: «И будет: если послушаетесь Моих повелений, которые даю вам ныне…» И отвечали: прежде всего человек должен принять власть Господа, а уж потом начинать исполнять заповеди.
Как люди понимают заповедь хранить чистоту монотеизма? Весьма индивидуально. Некоторые не имеют по этому поводу своего мнения и целиком полагаются на услышанное от других. Некоторые узнали об этой заповеди от отцов и, хотя ощущают ее сердцем, но как нечто привычное, давно известное. Есть такие, которые глубоко изучали концепцию единственности Бога, но подходят к ней как к еще одной философской гипотезе. И наконец последние всю жизнь размышляют над этой идеей и приходят к выводу, что Господь — единственный властитель неба и земли, единственный Законодатель. Это и есть подлинное понимание.
Каждый, кто в состоянии размышлять о смысле заповедей, обязан это делать. Тот, кто исполняет повеления Господа бездумно, похож на пациента, слепо доверившегося врачу. Он никогда не узнает, правильно ли лечение. Сказано в Торе о заповедях: «И храните их, и берегите их, ибо они — мудрость ваша…» Если народы не получат интеллектуального объяснения этических заповедей, они не признают наши религиозные ценности. Всевышний уже пообещал, что снимет пелену невежества с людских глаз и всем докажет истинность нашей веры: «И скажут многие народы: идем, поднимемся на гору Господа, войдем в Храм Бога Яакова и обучит Он нас путям Своим…»
Некоторые утверждают, что мир «создался» сам по себе, а не был сотворен Б-гом. Неужели нормальные люди, считающие к тому же себя интеллектуалами, могут в это верить? Ведь если бы им сказали, что брызгалка в саду крутится сама по себе, они назвали бы такого человека дураком. Но если такая простая вещь, как брызгалка, не может вращаться сама, то что говорить о сложном и многообразном мире? Неужели его никто не создал и никто не «запустил?»
Существует известная притча. Один атеист пришел к мудрецу и увидел у него прекрасный пергамент, покрытый тонкой арабской вязью. «Кто написал это?» — воскликнул пораженный гость. «Ветер опрокинул бутылку чернил, они разлились по пергаменту и получилась эта рукопись», — пожал плечами мудрец. «Ты насмехаешься надо мной!» — вскричал тот человек. «Это ты смеешься, когда утверждаешь, что прекрасный, невообразимо сложный мир вокруг нас создался сам собой», — ответил мудрец.
Разве не достаточно всмотреться в творение, чтобы понять его Божественную природу?
[16] «Шма!» («Слушай!», ивр.) — название молитвы (по первому слову), состоящей из трех отрывков из Торы (Дварим, 6:4-9, 11:13-22; Бемидбар, 15:37-41). Читается два раза в день, утром и вечером.
[17] Имеется в виду заповедь тфилин
[18] Имеется в виду заповедь мезуза
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Эфраим и Менаше в течение семнадцати лет находились рядом с дедом, чтобы изучать у него законы и предания, полученные по цепи традиции от Авраама и Ицхака.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Комментарии мидрашей на недельную главу. Сыны Израиля просят Моше послать лазутчиков в Эрец Исраэль.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Элияу Ки-Тов,
из цикла «Книга нашего наследия»
Сегодня - день рождения и смерти Моше Рабейну. Истории из Талмуда и Мидраша.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Моше надеялся, что Творец всё же позволит ему войти в Эрец-Исраэль. Однако надежды оказались тщетными.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Коэн Пинхас бен Элазар бен Аарон заслуживает награды за смелое поражение Зимри
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Первая книга Торы рассказывает о великих людях прошлого. Вторая же посвящена величию всего народа.
Хафец Хаим,
из цикла «Богатые должны понимать...»
Беды, которые происходят с народом Израиля, вызваны недостаточным изучением Торы. Мы должны делать всё возможное, чтобы в ешивах и хедерах не прекращалась учеба.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей на недельную главу Торы.
Рав Моше Пантелят,
из цикла «От Синая до наших дней»
История передачи Торы от Моше до Ирмеяу.
Рав Гедалия Спинадель
В Песах принято читать книгу Йеошуа, начиная со второго стиха пятой главы и до конца этой главы.