Из цикла «Ховот аЛевавот», темы: Испытания, Праведник, Рабейну Бахие, Любовь к Б-гу, Ховот аЛевавот
В предыдущих главах мы говорили о различных этических заповедях и путях их исполнения. Все они преследуют, в конечном счете, одну высшую цель — научить любить Господа, как сказано в Торе: «И возлюби Господа Б-га твоего всем сердцем своим, и всей душою своей, и всем существом своим».
Однако прежде всего нужно научиться бояться Всевышнего. Страх Б-жий — необходимая ступень на пути к любви. Если человек не боится Господа, он никогда не научится Его любить.
Любовь к Б-гу — это стремление души приблизиться к своему источнику, ведь душа — часть Б-жественной Сущности. Однако она связана с телом. Так повелел Господь, чтобы дать человеку возможность достигнуть духовных высот в этом мире. И когда человека постигают страдания, его душа стремится сбросить оковы тела и воссоединиться с Создателем. Но у тела свои нужды, и душа остается привязанной к нему. Человек должен помочь душе и облагородить свою материальную жизнь. Для этого нужно внести в жизнь больше духовного и ограничить животные страсти. Тогда Господь поможет человеку, и возлюбит он Б-га и никогда не согрешит.
Но достигнуть такого уровня непросто. Прежде всего нужно строго следовать законам Торы и избегать пагубных наслаждений. Самое важное — полностью покориться Б-жьей воле и постоянно помнить о том, что мы существуем только благодаря Всевышнему.
Люди по-разному любят Б-га. Некоторые готовы отдать по Его приказу все свое состояние, подобно тому, как больной согласен заплатить врачу любую сумму за излечение. Но есть и такие, что, как праотец наш Авраам, не отступят перед суровыми испытаниями. Во имя любви к Господу он готов был принести в жертву единственного сына. Это противоречит человеческой природе. Только достигший абсолютной власти над своими страстями способен на такой подвиг.
Высокого уровня любви к Б-гу достиг также и Иов. Он выдержал тяжелейшие испытания и не возроптал. Тогда Всевышний приказал Сатане отобрать у Иова имущество и детей и наслать на него страшные болезни. Но Иов остался верен Господу. За это Б-г вернул Иову все, что тот имел, и награнил его.
Из Танаха нам известны имена и других праведников, совершавших подвиги самопожертвования во имя Господа. Они любили Б-га великой любовью. Этого уровня может достичь каждый верующий, если пожелает. Ведь Всевышний ему поможет.
Избери же, читатель, путь любви к Господу, ибо любящий Его подобен ангелу по доброте своей, а умом равен мудрецу и пророку. Помни, что искуситель не дремлет, и подчини чувства свои разуму. И тогда Б-г полюбит тебя, и внемлет молитве твоей, и поможет тебе, и простит твои грехи, как сказано: «Люблю любящих Меня». И еще сказано: «Хулящие Меня исчезнут».
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Биография лидера еврейского народа. Каким именем его назвал отец?
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Фараон пожалел, что отпустил сынов Израиля.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Восьмая Казнь
Раби Моше Кордоверо,
из цикла «Томер Двора, Кабала и этика»
Продолжение книги раби Моше Кордоверо «Томер Двора»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Мидраш о том, как происходило возвращение Моше в Египет. Освобождение еврейского народа было сопряжено с огромными трудностями.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
В вечер Песаха мы выпиваем четыре бокала вина, чтобы возблагодарить Ашема за освобождение
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы.
Раби Моше бен Маймон РАМБАМ,
из цикла «Законы раскаяния»
Все предопределено, кроме поступков человека. В его силах решать и выбирать, поступить ли хорошо или плохо. Однако, иногда Всевышний закрывает человеку дорогу к раскаянию...