Из цикла «Даат тфила», темы: Разум, Мудрость, Устная Тора, Страх, Письменная Тора, Богобоязненность, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Любовь к Б-гу
Мы выяснили: осознание, даат, соединяет систему разума (мозг) с системой духа (сердце, эмоции), а результатом этого соединения становятся чувства любви и страха. Теперь мы рассмотрим это более подробно.
«Ибо Всевышний сотворил в человеке глаз и ухо для того, чтобы он использовал их для служения. Глаз зрит в Письменной Торе, а ухо слышит Устную Тору».
(р. И.А. Хавер)
Мы объясняли, что Письменная Тора дается через пророчество. Поэтому сила ее восприятия — зрение. Ведь пророк называется провидцем. Это орудие восприятия человека для постижения действительности, раскрывшейся ему извне его внутреннего мира. И так было в стоянии у горы Синай, которое было полностью явлением видения, порождение которого — страх. Так раскрытие Торы в ходе видимого пророчества порождает страх в сердце народа Израиля. «Дабы был страх перед Ним на ваших лицах, чтобы вы не грешили» (Шмот 20). И так объясняет Рамбан запрет Торы: «Только берегись и весьма оберегай душу твою, чтобы не забыл ты тех дел, которые видели глаза твои, и чтобы не ушли они из сердца твоего во все дни жизни твоей; и поведай о них сынам своим и сынам сынов своих: О дне, когда ты стоял пред Г-сподом, Б-гом своим, при Хореве…» (Дварим 4): «Чтобы ты не забыл стояние у горы Синай и все, что видели там твои глаза… И объяснил причину: поскольку Всевышний сделал то событие, чтобы вы научились бояться Его все дни и научили ваших сыновей на все поколения. А раз так — поступайте таким образом и не забывайте его». И в Книге заповедей, запрещающая заповедь 2: «Не допускать забывания стояния у горы Синай. И мы не вправе убрать его из сознания, но должны наши глаза и сердце быть там все дни».
Израиль, «сознанием святых», достиг возможного предела этого страха: «И увидел народ, и подвинулись, и встали издалека». И так сказали: «Сегодня увидели мы, что будет говорить Б-г с человеком, и тот останется в живых. А сейчас — зачем нам умереть, ибо пожрет нас этот великий огонь?!» (Дварим 5). Сыны Израиля постигли своим разумом, что это ошеломительное раскрытие и откровение требует совершенного страха, аннулирования жизненной реальности. И Творец согласился с ними: «Хорошо все, что они сказали! Кто даст, чтобы их сердце страшилось Меня и соблюдало все Мои заповеди все дни».
Однако к общине Израиля была претензия по поводу любви. Они сказали Моше: «А ты (обращение в женском роде) говори с нами! Все, что скажет тебе Г-сподь, Б-г наш, мы услышим и сделаем». Как Моше сказал: «Из-за вас я стал слаб, как женщина, ибо я был огорчен вами, и поникли руки мои из-за вас. Потому что видел я, что вы не стремитесь с трепетом приблизиться к Нему из любви. И разве не лучше было вам принимать Учение из уст Всемогущего, чем учиться у меня?!» (Раши). Из-за этого при стоянии у горы Синай необходимо было заставить их («Поднял над ними гору, как лохань, и сказал: Если вы принимаете Тору — хорошо, а если нет — здесь будет ваша могила»). «А если спросишь: Зачем Он поднял над ними гору, — ведь когда Он сказал им: Принимаете ли вы Тору? — они ответили все вместе: “Будем слушать и исполнять”? Поскольку нет в ней (в Письменной Торе) старания и тяжелого труда, и она невелика, но Он имел в виду Устную Тору, в которой есть мелкие подробности легких и тяжелых заповедей» (Танхума).
Для принятия Устной Торы недостаточно страха перед Б-гом, поскольку суть ее — самостоятельное понимание мудрецами Письменной Торы. Об Устной Торе сказано: «…приклони ухо, внимательно прислушивайся и приобрети себе понимающее сердце, чтобы слушать» (Хагига 3). Устная Тора — это постижение смысла. Процесс бины должен происходить от себя. Как писал Виленский Гаон: бинаотносится к Устной Торе. Мудрец должен сам делать выводы, сравнивать, анализировать и выводить одно из другого. В этом суть Устной Торы: самостоятельное понимание мудреца без раскрытия вовне. Бина— это сила собственного постижения, собственная часть учащегося в Торе.
Об Устной Торе сказано, что «она сложна в изучении, и есть в ней много тяжкого труда, — ведь она уподоблена тьме, как сказано: “Народ, идущий во тьме, узрел великий свет” (Йешая 9). Это мудрецы Талмуда, увидевшие великий свет, которым Всевышний освещает их глаза в запрещенном и разрешенном, нечистом и чистом» (Танхума). «Народ, идущий во тьме» — означает: без раскрытия извне, самостоятельно.
Как объяснил Маараль (выше), любовь есть движение чувств любящего от себя. И легко понять, что «сосудом» для восприятия Устной Торы является любовь: «В ней есть мелкие подробности легких и тяжелых заповедей, и она “сильна, как смерть, люта ее ревность, как преисподняя”, может учить ее только тот, кто любит Всевышнего всем сердцем, всей душой и всем существом своим, как написано: “И возлюби Г-спода, Б-га своего, всем сердцем своим, всей душой своею и всем существом своим”. А откуда ты учишь, что эта любовь не что иное, как учение? Смотри, что написано в следующем стихе: “И будут эти слова, которые Я заповедую тебе сегодня, на твоем сердце”. Что же это за учение, которое на сердце? “И повторяй их детям своим”, — это Талмуд, требующий повторения» (Танхума).
Для принятия этой Устной Торы было необходимо заставить народ, поскольку они не приняли ее из любви. Однако позже приняли ее в дни Ахашвероша (Шабат 88) («Из любви к чуду» — Раши). «Народ, идущий во тьме» — тьме изгнания — «увидел великий свет», свет Устной Торы, и принял ее уже из любви.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.