Из цикла «Даат тфила», темы: Разум, Мудрость, Устная Тора, Раби Акива, Письменная Тора, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
В Устной Торе есть мелкие подробности легких и тяжелых заповедей, и она «сильна, как смерть, люта ее ревность, как преисподняя». И может учить ее только тот, кто любит Всевышнего всем сердцем, всей душой и всем существом своим, как написано: «И возлюби Г-спода, Б-га своего, всем сердцем своим, всей душой своею и всем существом своим». А откуда ты учишь, что эта любовь не что иное, как учение? Смотри, что написано в следующем стихе: «И будут эти слова, которые Я заповедую тебе сегодня, на твоем сердце». Что же это за учение, которое на сердце? «И повторяй их детям своим» — это Талмуд, требующий повторения.
В первом отрывке Шма не разъясняется награда за мицву в нашем мире, как это делается во втором отрывке: «И будет, если послушаетесь, и дам Я дождь земле вашей…» Здесь говорится о награде тем, кто занимается Письменной Торой, и не занимается Талмудом. Кроме того, во втором отрывке написано: «…всем вашим сердцем и всей вашей душой» и не написано: «…всем вашим существом». Это учит тебя, что тот, кто любит богатство и наслаждения, не может учить Устную Тору, поскольку она требует тяжкого труда и бессонных ночей, и люди изнашиваются и увядают над ней. И потому награда за нее — в Грядущем мире, как сказано: «Народ, идущий во тьме, увидели великий свет» (Танхума).
Страшно подумать о «награде» раби Акивы (он был жестоко казнен римлянами), о которой удивлялся Моше: «Это Тора и это награда за нее?!» Его душа вышла на этом стихе Шма о единстве любви, и выяснилось, что нет у него никакой действительной награды в этом мире.
Ведь раби Акива — корень Устной Торы. «Моше и раби Акива были на одной ступени, этот в Письменной Торе, а этот — в Устной Торе» (р. Авраам сын Виленского Гаона). В этом максимальное слушание (Шма, «Слушай» — первый отрывок, относящийся к Устной Торе) сознания рассудка (даат бина), порождающее у соединяющегося с ним мудреца любовь — «стрелы ее — стрелы огненные — пламень Г-споден!» Любовь, за которую «если отдаст человек все добро дома своего, то заклеймят его презрением» — «всем существом твоим». Любовь, в наслаждениях которой человек «умерщвляет себя в шатрах Торы» и готов отдать душу за нее. Это любовь, у награды за которую — нет реальности и отношения к нашему миру, но лишь к миру Грядущему.
* * *
Повторим кратко всеобъемлющий принцип: осознание, даат, соединяет человека в человеке: его дух, руах, с постижениями хохмы и бины в его мозгу, в восприятии жизни, которое порождает любовь и страх. Тем самым, сам человек удостаивается вечного существования: «Мудрость и осознание (хохма и даат) не пропадут, они существуют вечно, и если пропадут от созданного знающего, не пропадут от Знающего — Творца. Осознание есть высшая сила, над которой не властна гибель… Душа хранит себя осознанием, которым она знает себя и включает ее, и потому не пропадет, ибо она — знающая, и она — знаемая, и она — знание, поскольку разум, разумеющий и разумеемое есть одна сила. Таким образом, душа, которая есть осознание, не пропадет, ибо осознание не пропадает» (рабейну Там).
Но именно здесь, в этом месте, существует опасность вхождения зла — «знания добра и зла» — в структуру человека.
Рав Ашер Кушнир
Не поняла, где и в чём?
Неизвестные исполнители
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»
Рав Авраам Куперман
Рав Ицхак Зильбер
Разбор текста самой известной ханукальной песни
Шауль Резник,
из цикла «Поём на иврите»
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»
Рав Исроэль Зельман
Рав Исроэль-Меир Лау
Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»
Неизвестные исполнители,
из цикла «Ханукальные мелодии»