Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Умение присоединиться к истинной реальности требует умения отделять эту реальность от сущностей воображения и лжи

Даат: постижение истинности вещей такими, как они есть, в их различении от других вещей

«И сказал Моше Г-споду: Вот, Ты говоришь мне: “Веди народ сей”, а не известил меня, кого пошлешь со мною, хотя Ты и сказал: “Я знаю тебя по имени, и ты приобрел благоволение в очах Моих”. Теперь же, если нашел я благоволение в очах Твоих, молю: Дай мне знать пути Твои, дабы я знал Тебя, чтобы приобрести благоволение в очах Твоих. И смотри: Люди эти — народ Твой» (Шмот 33:12).

«На уровне простого смысла “Твои пути” — Твои качества, ибо пути Всевышнего — это Его атрибуты… и сразу после этого упомянул качества: милосердный, милостивый, задерживающий гнев и умножающий благо… И Моше попросил две просьбы: одну возможную — “дай мне знать пути Твои”, и это знание эпитетов, Его описаний. И Всевышний ответил ему: Я проведу все Мое благо перед тобой. А вторая — невыполнимая: Покажи мне Свою славу… и это — просьба о Его сути и истинности. И ответил ему: Не сможешь ты увидеть Мое лицо».

Рамбам объясняет смысл второй просьбы Моше: «Что именно хотел учитель наш Моше постичь, когда сказал: “Покажи мне, прошу, Славу Свою”? (Шмот 33:18) Он хотел знать истинную сущность Святого Благословенного до такой степени, чтобы познать Его в своем сердце, как знают человека, лицо которого видели раз и очертания которого врезались в память. И тогда человек этот отделен в сознании от всех других людей. Так хотел учитель наш Моше, чтобы реальность Святого Благословенного была в его сердце отделена от всего остального — до знания Его истинной реальности, как она есть» (Рамбам, Законы основ Торы 1:10).

В этом цель постижения знания (даат): постичь истинность вещей, как они есть, в их различении от других. Другими словами, умение присоединиться к истинной реальности требует умения отделять эту реальность от сущностей воображения и лжи, порождений материальности. Только таким образом возможно соединение человека с этой реальностью.

А ответом Творца на эту просьбу было: «что не в силах разум живого человека, состоящего из тела и души, постичь это до конца». Чтобы достичь этого знания, необходимо полное отделение от материальности.

 


В этой недельной главе повествуется о приобретении Авраамом легендарной пещеры Махпела в Хевроне, погребении праведницы Сары, сватовстве Ицхака и Ривки. Читать дальше

Мидраш рассказывает. Недельная глава Хаей Сара

Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»

Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.

На тему недельной главы. Все что ни делается... Хаей Сара

Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»

Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».

Недельная глава Хаей Сара

Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»

Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?

Избранные комментарии к недельной главе Хаей Сара

Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»

Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.