Из цикла «Даат тфила», темы: Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
«Слово даат употребляется в нашем языке по отношению к воле, желанию… Как сказано в Писании: “Что есть человек, чтобы Ты знал его” — желал его. “Я знал тебя” — означает, выбрал тебя из всех…» (Рамбан).
Одно следует из другого. Наличие воли обязывает к существованию возможность выбора. Ибо вынуждение есть обратное воле.
Максимум того, что человек может постичь в Творце — это Его воля, раскрывающаяся в мироздании (поскольку в сущности Бесконечного наша мысль не постигает абсолютно ничего). Мы знаем, что Творец обладает волей, что Он един и не вынужден в своих действиях. И Всевышний пожелал, чтобы человек обладал свободой выбора, чтобы обладал волей. Как пишет Рамбам: «Человек обладает свободой воли. Пожелает он пойти по пути добра и быть праведником — ему дано это; пожелает пойти по пути зла и быть грешником — у него есть и такая возможность. Об этом сказано в Торе: “Вот, человек стал единственным: от него — познание добра и зла” (Брейшит 3:22) — то есть, человеческий род — единственный в мире, обладающий способностью самостоятельно, своим собственным разумом и сознанием, познавать добро и зло и поступать, как он того пожелает. И никто не помешает ему творить добро или зло» (Законы раскаяния 5). Воля и выбор коренятся в качестве даат.
Рамхаль в своей книге «Путь Творца» (ч.1, гл.2) говорит о цели творения, заключающейся в том, чтобы воздать от блага Всевышнего другим. Он объясняет ход всего мироздания, созданного для данной цели. Приведем важнейшие положения из этой главы, имеющие отношение к нашей теме:
Творец есть истинное и совершенное благо. «Поскольку Он пожелал воздать благо другим, недостаточно было бы для Него воздать немного блага, но именно предельное благо, которое творения смогут принять. И поскольку только Он — истинное Благо, Его доброе желание может быть удовлетворено только воздаянием другим того Блага, которое в Нем Самом, ибо это — истинное и совершенное благо.
С другой стороны, это благо может находиться только в Нем. Поэтому постановила Его мудрость, что это истинное воздаяние Блага будет заключаться в том, что Он даст место творениям приобщиться к Нему в той мере, в которой возможно им приобщиться. И тогда получается, что, хотя творениям самим по себе нельзя приписать совершенство Творца, но из-за приобщенности к Нему им будет приписано в той мере, в какой это возможно, Его совершенство. И получится, что творения наслаждаются этим Истинным Благом в наибольшей мере, в которой это возможно для них.
Но постановила Его мудрость, что для того, чтобы это Благо стало совершенным, следует, чтобы наслаждающийся им сделался владельцем этого Блага; то есть — тем, кто сам приобретает это Благо, а не тем, кому это Благо сопутствует случайным образом.
И пойми, что это называется некоторым уподоблением, по мере возможного, совершенству Всевышнего. Ибо Всевышний совершенен Сам по себе и не по воле случая, но со стороны истинности Его сущности обязательны в Нем совершенство и отсутствие недостатков.
Конечно, не может быть в ком-либо другом, кроме Б-га, чтобы истинность его сущности сама по себе обязывала бы в нем совершенство и отсутствие недостатков. Но, чтобы какое-то творение хоть немного уподобилось этому, оно должно, по крайней мере, само приобретать совершенство, не обязательное со стороны его сущности, и само устранять в себе недостатки, которые были бы в нем возможны. Поэтому Творец создал аспекты совершенства и недостатка и сотворил создание, в котором была бы одинаковая возможность обоих. Всевышний дал этому созданию средства, с помощью которых оно приобретет себе совершенство и устранит недостатки. И тогда можно будет сказать, что это создание уподобилось, насколько это для него возможно, своему Творцу, и оно будет достойно приобщиться к Нему и наслаждаться Его Благом.
И вот, помимо того что создание, приобретшее совершенство, становится достойным приобщиться к своему Творцу со стороны уподобления Ему, через приобретение совершенства это творение продолжает далее приобщаться к Творцу, так что, в конце концов, приобретение им совершенства и приобщение к Всевышнему становятся одним и тем же.
Причина этого в том, что Его сущность есть истинное совершенство. Поэтому все, что является совершенством, обязано этим только Ему, как ветвь корню. Ибо, хотя оно и не достигает совершенства Корня, оно — его порождение и продолжение. И пойми, что истинное совершенство — это Его сущность, и всякий недостаток — не что иное, как утаение Его Блага и сокрытие Его Лица. Получается, что озарение Его Лица и Его близость есть корень и причина любого совершенства, а сокрытие Его Лица — корень и причина всякого недостатка, и согласно мере сокрытия будет мера недостатка, вытекающего из этого сокрытия.
И вышеупомянутое создание, стоящее в равновесии между совершенством и недостатками, которые суть порождения озарения и сокрытия, в укреплении в совершенствах и приобретении их в себе как бы связывается с Творцом, так как Он — Корень и Источник совершенств. И насколько это создание преумножит совершенства, настолько оно преумножит связь с Ним и приобщение к Нему. И когда оно достигнет предела приобретения совершенства, то достигнет предельной связи с Ним и приобщения к Нему и окажется прилепившимся к Нему, наслаждающимся Его Благом и совершенствующимся в Нем, и оно само является обладателем своего Блага и совершенства».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.