Из цикла «Даат тфила», темы: Даат тфила, Рав Эуд Авицедек
Мы учим из слов Рамхаля, что совершенство и Благо есть прилепление к Всевышнему. А их противоположность — недостаток и зло — есть разобщение и отделение от Него. Человек является «обладателем» своего совершенства, он приобретает его своими деяниями. А суть его служения, совершенства и награды — прилепление к Всевышнему, это и есть Грядуший мир.
Мы приобщаем к этому сказанное выше (в эссе «Благословение гл.1) о сущности Грядущего мира: это внутренний мир, духовная реальность, истинное бытие человека. “Ибо идет человек в дом своего мира” (Коэлет 11). Мы привели там слова Руах Хаим толкующего мишну: “У всего Израиля есть доля к Грядущему миру”. И не написано там “…в Грядущем мире”, ибо “в Грядущем мире” означало бы, что это некая готовая вещь сама по себе, и тот, кто удостоится заповедями, дают ему долю оттуда. Но сказано “к Грядущему миру”, потому что он создает сейчас этот Грядущий мир своим исполнением заповедей, и он является делом рук самого человека. Ибо заповедь есть суть награды, и свет от нее находится в Ган Эдене уже при жизни человека, а в будущем он раскроется в качестве его награды. И пойми это».
Если так, то необходимо, чтобы в человеке присутствовала сила, которая в состоянии прилеплять его истинную сущность, все его бытие, к внешней для него реальности, полным приобщением, в котором есть бытие истинной жизни, или же, наоборот, отдаляться от нее. Сила, способная переносить сущность человека, отделять и отрывать ее от тела и материальной жизни и прилепить его к Творцу высшей связью. Эта сила и есть даат — знание соединения и разделения. «Так и слова “В Грядущем мире праведники сидят с коронами на голове” означают, что знание (даат), которого они достигли в земном мире и благодаря которому удостоились Грядущего мира, находится с ними, и оно — их корона» (Рамбам, Законы раскаяния 8).
Но свобода выбора есть главное в сотворении человека. А выбор находится в воле. Таким образом, воля есть основная форма выбирающего. И потому — «слово даат употребляется в нашем языке по отношению к воле, желанию». Поразмыслите над всем этим хорошенько.
Воля — это сила, которая подвигает всю внутреннюю сущность человека выйти и обратиться к внешнему, и объединиться с этой реальностью.
В человеке, чья душа— из высших миров, от Б-га свыше, ее желание и воля — выйти из рамок тела, прилепиться к Творцу и объединиться Ним — с корнем ее бытия. Нет более сильного желания у сотворенных, поскольку в его корне заложена концепция единства. Нет сильнее воли, чем желание объединиться со своим корнем, и нет удовлетворения, подобного тому, что достигается при этом совершенном соединении.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей о недельной главе Торы
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Авраам и Сара пришли в этот мир для того, чтобы исправить грех Адама и Евы. Суть первородного греха была в том, что Ева дала Адаму плод с древа познания добра и зла, и он съел — привнес эту «смесь» внутрь себя. Адам обладал свободой выбора между добром и злом, но смотрел на них со стороны. Он был объективен, поэтому мог отличить истину от лжи, добро — от зла.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Смерть Авраама упоминается в Торе несколько раз. Различные слова, обозначающие кончину, не являются синонимами.
Рав Бенцион Зильбер
Одна из основных тем нашей недельной главы — «Жизнь Сары» — уважение к умершим
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
По материалам газеты «Исток»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Арье Кацин,
из цикла «На тему недельной главы»
Человек, который отказывается принимать реальность такой, какова она есть, отказывается принять и себя таким, каков он есть. Такой человек не может любить ни себя, ни других. Для того чтобы любить других, необходимо в первую очередь научиться любить себя. События окружающего нас мира могут не зависеть от нас, однако наша реакция на эти события исключительно «в наших руках».
Рав Реувен Пятигорский,
из цикла «Очерки по недельной главе Торы»
Авраам изначально родился неевреем. Свою жену Сару он обратил в еврейство. При этом Авраам запретил своему рабу Элиэзеру искать жену для Ицхака среди девушек Ханаана. «Расизм» или глубокий расчет?
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Евреи не делают из своих эмоций культа, не устраивают зрелищ. Они не воздвигают мавзолеи над могилами, не превращают могилу в цветники.