Из цикла «Месилат Йешарим, перевод одноименной книги раби Моше Луцатто», темы: РАМХАЛЬ, Месилат йешарим, Заповеди, Уважение, Изучение Торы, Святые тексты
До сих пор мы говорили о смирении и стыде [перед Ним]; теперь поговорим о почтении. Об уважительном отношении к заповеди и [великой] ценности ее предостерегают нас наши мудрецы (Шабат 133б): «"…Это Б-г мой, и воздам Ему великолепием…» (Шмот 15:2), — это означает: украшайся перед Ним при исполнении заповедей, [чтобы был у тебя] красивый цицит, красивые тфилин, красивый свиток Торы, красивый лулав…». И еще сказали (Баба кама 9б): «На украшение заповеди [может быть добавлено] до трети [минимальной суммы расходов на ее исполнение — сверх самой этой суммы], и в этих пределах расход — за счет исполняющего заповедь; [расход] сверх этого — за счет Святого, благословен Он [будет возмещено Им]». Мудрецы ясно высказали свое мнение: недостаточно просто исполнить заповедь, необходимо оказать ей почет и уважение, — украсить ее. [И сказали они это, чтобы] спасти от заблуждения тех, кто облегчает себе [исполнение заповедей], говоря: «Все связанное с украшением [важно] только для людей, соблазняющихся такими пустыми вещами [как внешняя красота], а Святой, благословен Он, не обращает на это внимание, ведь Он выше всего этого! И если только заповедь действительно исполнена [без всяких украшений], Ему достаточно». [Однако] истина в том, что Г-сподь, благословен Он, зовется «Б-г прославляемый», и мы обязаны воздавать ему почет, несмотря на то, что Он не нуждается в нашем почете, и он не важен Ему, и не его Он ждет. А тот, кто умаляет в этом там, где мог бы добавить, — просто грешник. Именно в этом обвиняет пророк народ Израиля словами Всевышнего (Малахи 1:8): «И если принесете слепого [агнца] в жертву, [это] не зло? Принесите это владыкам вашим [то есть людям], — полюбят ли они вас, проявят ли благосклонность?».
Наши мудрецы предостерегали: не так следует вести себя в служении! Вот что мы находим, к примеру, относительно процеживания воды, стоявшей открытой[1] (Сука 50а): «Разрешили [процеженную воду] для человека; для [возлияния на] жертвенник разве разрешили? Разве не согласен [раби Нехония с толкованием стиха] “Принесите это владыкам вашим…"? Посмотри, в чем недостаток процеженной воды? Ведь она [даже] разрешена человеку![2] И, тем не менее, она запрещена для возлияния на жертвенник, — из-за того, что это [было бы] непочтительным [по отношению к заповеди]” (Баба кама 97б). И еще сказано в “Сифри” (Дварим 12:11): ““Отборное из обетов ваших”, — это значит, что приносить [в жертву] нужно только отборное”. И о том же мы находим [в рассказе Торы] о Каине и Эвеле (Берешит 4:3-4). Эвель принес отборное из скота его и туков их, а Каин — из отбросов плодов земли, как объяснили мудрецы (Берешит Раба 22:5). И что же из этого было принято [Всевышним]? — “…И обратился Всевышний к Эвелю и к его приношению. А к Каину и его приношению не обратился…” (Берешит 4:4-5). И сказано (Малахи 1:14): “Проклят обманщик[3], у которого в стаде его есть баран [пригодный для жертвы], а он дает обет и приносит в жертву Г-споду ущербного, ведь Я — Царь великий!”.
И в скольких вещах предостерегали нас мудрецы от непочтения к заповедям! Сказали (Мегила 32а): “Всякий, кто держит свиток Торы без облачения [то есть он не обернут в покрывало, Раши][4], тот и похоронен будет без облачения”[5], поскольку это непочтение к заповеди.
Чтобы понять, что является уважительным отношением к заповеди, посмотрим на церемонию принесения в Храм бикурим[6] (Мишна, “Бикурим”, ч. 3): “Бык идет перед ними, рога его позолочены, и оливковый венок на голове”, и далее: “Богатые приносят свои плоды в позолоченных коробах, а бедные — в корзинах из очищенной от коры лозы”, и далее: “Три разновидности бикурим: [собственно] бикурим[7], “добавка” к бикурим[8] и “венец” бикурим[9]”. В этом мы находим прямое указание, как нужно добавлять к самой заповеди, чтобы украсить ее, и переносим [этот принцип] на все заповеди Торы. Сказано (Шабат 10а): “Рова надевал чулки[10] [и только затем] молился, говоря: “Готовься встретить Б-га Всесильного твоего, Израиль!” (Амос 4:12)”. И еще говорили об этом наши мудрецы (Берешит Раба 65:16): “"…одежды Эсава, сына ее… благородные…” (Берешит 27:15), — сказал Рабан Шимон бен Гамлиель: я прислуживал своему отцу в обычной одежде, но Эсав, когда прислуживал отцу своему [Ицхаку], делал это только в царских одеждах». Если такой почет [воздается] человеку из плоти и крови, то тем более [следует воздавать его] Царю царей, Святому, благословен Он! Тому, кто стоит перед Ним, следует надевать нарядные одежды, а сидящий перед Ним [должен чувствовать себя так], как будто он сидит перед великим царем.
Сюда относится также почитание субботы и праздничных дней. Очевидно, что каждый, кто увеличивает свои старания в этом, добавляет радость Создателю, который заповедал нам (Йешаяу 58:13): «И почитай ее [субботу]». И поскольку очевидно, что почитание субботы — заповедь, знай, что хотя мы делаем это многими способами, общее между ними в том, что мы обязаны делать все, в чем можем выразить уважение к субботе. Поэтому мудрецы прежних поколений [сами] занимались подготовкой к субботе [даже если у них были слуги], каждый по-своему (Шабат 119а): «Раби Абау садился на стульчик из слоновой кости и раздувал огонь; Рав Сафра — опаливал голову [животного][11]; Рова — солил рыбу; Рав Уна — зажигал свечу; Рав Папа — скручивал фитили; Рав Хисда — резал свеклу; Раба и Рав Йосеф — кололи дрова; раби Зэира — разводил огонь лучинами; Нахман бар Ицхак — вносил и выносил [то, что было необходимо], говоря при этом: “Если бы навестили меня раби Ами и раби Аси, разве я не носил бы для них?”». Обратим внимание на параллель, которую провел Рав Нахман; из нее можно сделать важные выводы. Он рассуждал о том, что он сделал бы ради человека, которому желает оказать почтение, и именно это делал для субботы. Об этом сказано (Брахот 17а): «Всегда должен быть человек умным и находчивым в Б-гобоязненности». Это означает, [что нужно] постоянно размышлять, анализировать и находить новые возможности доставить радость Создателю. Всеми способами, какими только возможно, показывать, что мы знаем о Его величии, и поэтому все, что имеет к Нему отношение, вызывает у нас великое почтение. И поскольку Он, благословенный, в Своей великой доброте, при всей низменности нашей захотел, в скромности Своей, оказать нам почет и уважение и передать нам нечто относящееся к святости Своей, то мы, по крайней мере, должны изо всех сил почитать [все переданное нам] и показывать, насколько оно нам дорого. Заметь, что это и есть истинная боязнь Всевышнего, то есть страх перед Его величием, как мы упоминали. На ней основывается почитание, приближающееся к истинной любви, о чем мы еще поговорим далее, с Б-жьей помощью. Это не относится к страху наказания, который не является главным, и из него не следуют упомянутые возвышенные качества.
А теперь вернемся к субботе. Сказано (Шабат 119а): «Рав Ана одевался в черное», то есть надевал черные одежды в канун субботы, чтобы еще больше подчеркнуть свое уважение к ней, когда он наденет праздничные одежды. Выходит, что не только в подготовке к субботе выражается почитание ее, но даже в отказе [от чего — либо], если он направлен на ту же цель; в этом случае отказ тоже является частью заповеди. Поэтому запретили (Гитин 38б) делать особую трапезу в канун субботы из почтения к ней, и тому подобное.
К боязни [Всевышнего] относится также уважение к Торе и тем, кто ее изучает; об этом прямо сказано (Авот 4:5): «Тот, кто почитает Тору, сам почитаем людьми». Сказали мудрецы, благословенна их память (Сангедрин 102б): «Сказал раби Йоханан: чем заслужил Ахав [царь Израильский], что он царствовал двадцать два года? Тем, что почитал Тору, записанную двадцатью двумя буквами, как сказано (Млахим 1 20:2-9): “И послал [Бэн-Адад, царь Арама] гонцов к Ахаву… сказать ему: …серебро твое и золото твое — мои… все, что дорого глазам твоим, возьмут в руки и заберут… И сказал [Ахав] гонцам Бэн-Адада: передайте господину царю: все, что послал ты [исполнить] рабу твоему вначале [когда он требовал золото и серебро], сделаю, а это [то, что дорого глазам] — не смогу [отдать]”. Что значит “то, что дорого глазам”, — разве это не свиток Торы?». И сказали наши мудрецы (Брахот 18а): «В пути не следует класть его [свиток Торы] в мешок, мешок — на осла и самому садиться сверху; нужно поместить его [свиток Торы] за пазуху». И еще запрещено сидеть на скамье, на которой лежит свиток Торы (Моэд катан 25а). И еще сказали )Эрувин 98а): «Не выбрасывают Святые писания, даже законы и агадот»[12]. Запретили также класть Книги Пророков и Писания на свитки Пятикнижия (Мегила 27а). Это было запрещено — вещи, запрещенные мудрецами для всей общины Израиля, и благочестивый должен изучить эти законы и добавить к ним подобные во славу имени Всевышнего, Б-га его.
Сюда же относятся чистота и очищение, необходимые для занятия Торой, то есть запрет заниматься Торой — даже мысленно! — в нечистых местах и с нечистыми руками[13], и наши мудрецы многократно предостерегали нас от этого.
А в отношении почитания изучающих Тору Писание говорит (Ваикра 19:32): «Перед сединой встань и почти мудреца…». Отсюда мы учим, что благочестивый должен оказывать мудрецу почтение во всех формах и всеми способами, какие только возможны. Сказали наши мудрецы (Ктубот 103б): «"…и боящихся Г-спода почтит…", (Псалмы 15:4), — так поступал Йошафат, царь Иудеи; когда он видел мудреца, он вставал с трона, обнимал его и целовал, восклицая: “Раби, раби! Учитель мой, учитель мой!”». Раби Зэира (Брахот 28а), когда был слишком слаб, чтобы учиться, садился на входе в Дом учения исполнять заповедь, вставая перед мудрецами. Все это вещи, которые, как мы видим, желанны Всевышнему, и Он открыл нам это Свое великое желание. Следовательно, человек, жаждущий доставить радость Создателю, пойдет этим путем и будет постоянно находить новые пути, чтобы поступать красиво и правильно перед Ним, благословен Он.
И сюда же относится уважительное отношение к Дому молитвы и Дому учения. Недостаточно не вести себя там легкомысленно; нужно держать себя с почтением и страхом во всем, чем там занимаешься, и не делать ничего, чего не стал бы делать во дворце великого царя.
[1] Речь идет о воде, которая предназначена для возлияния на жертвенник. Если она простояла ночь в незакрытом сосуде без присмотра, там где могут быть змеи, то есть опасение, что змея пила эту воду, и в ней есть яд. Такая вода запрещена человеку для питья (из-за опасности) и не годится для возлияния на жертвенник потому, что в ней есть примесь. Раби Нехония разрешает процедить эту воду и использовать для питья, однако Гемара говорит далее, что такая вода остается негодной для возлияния на жертвенник.
[2] Хотя и сказано: из-за опасности устрожаем больше [чем из-за запрета] (Хулин 10а), и если вода разрешена для питья, тем более должна быть разрешена и для возлияния на жертвенник.
[3] Здесь — прибедняющийся.
[4] Т.е. касаясь руками пергамента.
[5] «Похоронен будет без облачения» означает — умрет, так и не исполнив эту заповедь (см. Тосфот Рош).
[6]Бикурим — первинки семи видов плодов, которыми славится Земля Израиля, приносимые в Храм согласно заповеди Торы (Дварим, гл. 26).
[7] Собственно бикурим, т.е. первые плоды, заранее, т.е. еще до уборки урожая, отобранные для исполнения заповеди.
[8] Плоды, собранные вместе с первыми в качестве «добавки».
[9] Плоды, которыми окружали первые плоды в корзинах, для украшения.
[10] Чулки, надеваемые в особо важных случаях (см. Раши).
[11] Очищал от шерсти [щетины] голову животного, приготовляемую на субботу.
[12] Истории, притчи мудрецов и т.д.
[13] Имеются в виду не просто грязные руки (что тоже нехорошо), а руки нечистые ритуально. Для их очищения необходимо омовение.
Редакция благодарит рава Лейба Александра Саврасова за любезно предоставленный материал
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Итак, Яаков возвращается в родные края. Ему предстоит встреча с Эсавом. У Яакова есть все основания предполагать, что Эсав хочет его убить. Недельная глава «Ваишлах» («И послал») начинается с рассказа о том, как Яаков готовился к встрече с братом. Он сделал три вещи: собрал подарок, помолился Б-гу и снарядился к войне. И все эти три действия имели глубокий смысл. Начнем с третьего. Всех своих спутников, и скот, и верблюдов Яаков разбил на два отряда. Расчет у него был такой: если погибнет один отряд, то может спастись второй. Действие Яакова учит нас, что нельзя сосредоточивать все в одном месте...
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Борух Шлепаков
Праотец переживает страшную трагедию. Его дочь Дина становится жертвой притязаний Шхема. Почему же Яаков молчал, узнав о произошедшем?
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Исток»
Рав Бенцион Зильбер
Яаков уходит от Лавана и возвращается на родину. Ему предстоит встретиться с Эсавом, что небезопасно, поскольку, как сообщили Яакову вестники, Эсав вышел ему навстречу с большим отрядом. Яаков отправляет Эсаву дары, на всякий случай готовится к бою, разбив свой лагерь на два стана, и просит Б-га о благополучном исходе встречи. Далее в главе говорится о разрушении города Шхема, о рождении у Рахели второго сына — Биньямина (двенадцатого сына Яакова), а также о смерти Рахели и Ицхака. В конце главы приводится родословная Эсава.
Рав Арье Кацин
Коментарии к недельной главе Льва Кацина
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Встреча с Эсавом, не забывшим давние обиды — продажу первородства и дерзкое похищение отцовского благословения, — не сулила Яакову ничего хорошего
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
В том случае, если мы получаем пользу, находясь в каком-то месте, надо быть благодарным и что-то для сделать в ответ. Что об этом думал раввин Хаим Шмулевич?
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Всякий, кто намеревается заниматься Торой и не работать, питаясь подаянием, оскверняет Имя Всевышнего, унижает Тору, гасит свет веры, причиняет зло себе и отбирает у себя жизнь мира грядущего