Из цикла «Орхот цадиким», темы: Награда и наказание, Правда, Ложь, Орхот цадиким, Характер, Праведник, Мусар, Освящение Имени Всевышнего
Правда /эмет/! Душа создана из высокой материи, как сказано: «И вдохнул в него душу жизни» (Берешит 2; 7). Душа высечена из истинной чистоты и создана из высшего сияния, из Престола чести /кисэ а-кавод/. И там, в Святая святых нет лжи, но все — правда, как сказано: «И Всевышний — истина» (Ирмия 10; 10). Я обнаружил, что написано так: «И Вечносущий, Который пребудет» (Шмот 3; 14), и написано: «И Всевышний — истина, Он — Б-ог Живой и царь мира» (Ирмия 10; 10). Знай же, что мне надлежит сообщить тебе, что Всевышний — Б-ог истины, ибо двадцать один раз найдешь сказанное «Я — Вечносущий» /Э"йе/, что в числовом значении равно слову «эмет» /истина/, а также слово «Э"йе» в числовом значении — двадцать один. Всевышний сотворил человека, чтобы он был прямым /праведным/. И печать Всевышнего — «правда» /эмет/. И написано «Обманщик не предстанет предо Мною» (Теилим 101; 7). Если человек занят правдой, ложь к правде не пристанет, и когда торжествует правда, люди ощущают Его присутствие, ибо если в людях есть правда, они признают, что Он сотворил небо и землю, и моря, и все, что в них, и об этом сказано: «Творец неба и земли, моря и всего, что в них» (там же 146; 6) и там же написано: «Хранящий правду вечно». А когда совершаются измена и обман, то как бы нет Его присутствия на небе и земле.
И кто удостоится уразуметь, что души высечены из источника истины, будет совершать все свои дела по правде и не внесет ложь в место святости правды, и поэтому написано: «Всевышний близок ко всем, призывающим Его, ко всем, кто призывает Его истинно» (там же 145; 18). Кто призывает истинно? Тот, кто освобождает свое сердце от всего мирского и приближается лишь ко Всевышнему, разум его укрепляется все больше и больше, дабы приблизиться к высшему свету, и мысли его постоянно обращены к желанию устремиться к Нему. Человек может достичь этого, уединившись в своих покоях, поэтому все благочестивые часто удаляются от людей и уединяются, общаясь с людьми лишь ради большой необходимости. Тот же, кто молится движением губ, обратясь лицом к стене, но думая лишь о своих потребностях, взывает лишь устами и языком, а сердце его тревожится лишь о домашних делах; или мечтает о том, чтобы его почитали за приятный голос, о том, чтобы понравиться людям и получить похвалу от них, — его служение неистинно, он из тех, о ком сказано: «Устам их Ты близок, а нутру их далек» (Ирмия 12; 2). Потому мы молимся и взываем: «И очисти сердца наши, дабы служить Тебе истинно», то есть чтобы мы исполняли наше служение истинно и верили чистосердечно, желая этого, а не ради других людей и не ради наживы или высокомерия, и это то, что сказано: «Если возвратишься ко Всевышнему, вновь выстроен будешь» (Иов 22; 23), то есть если вернешься ко Всевышнему и ничего постороннего не будет между тобой и Всевышним, — выстроен будешь, подобно крепкой башне, мощно возвысишься в сиянии Всевышнего. Поэтому сказал Давид: «Всевышний, кто будет жить в шатре Твоем? Кто обитать будет на горе святой Твоей? Ходящий путями честными, и поступающий справедливо, и говорящий правду в сердце своем» (Теилим 15; 1—2). Вдумайся, что сказано: «говорящий правду в сердце своем» и не сказано: «говорящий правду устами своими». Правда должна быть внедрена и постоянна в человеческом сердце. Поэтому древние благочестивцы, когда им случалось продавать что-либо, отдавали покупателю по той цене, о которой думали прежде, чем покупатель соглашался прибавить, — поступали по решению сердца своего (см. Макот 24а). Пусть высокодуховный человек, который хочет вести себя подобным образом, — то есть быть правдивым с самим собой, решившись сделать что-либо, — запишет эту мысль, чтобы не забыть и не нарушить решения своего ума. Если же он не может исполнить это, пусть пойдет к мудрецу, который разрешит решенное им, равное обету, хотя он ничего не произнес вслух. Поэтому о своих мыслях пусть решит заранее, что они недействительны, пока не произнес их вслух.
Слова и мысли, правдивого с самим собой и не желающего мыслить ложно, исполнятся, даже если подумает и скажет, не имея в виду исполнение сказанного, как написано: «И что скажешь, то сбудется у тебя» (Иов 22; 28). И правдивый во всех своих делах, как в торговле, так и в кредите, пусть всегда высказывает свое окончательное решение и пусть приучит всех, имеющих с ним дело, к тому, что он не изменит свое слово, не прибавит и не убавит. Говорит мудрец: «Всегда держи правду перед собой», то есть, собираясь торговать, сделай себе записи, чтобы помнить и не обмануть; запиши и держи записи при себе, и загляни в них перед началом сделки. А также напиши в своем бейт-мидраше и на своем столе, чтобы помнить и не лгать, чтобы не забыть говорить правду. Так поступил некто, написав на стенах своего дома и на стене своего бейт-мидраша: «Помни о дне смерти и не греши». Тот, кто говорит лишь правду, будет жить, и его дни продлятся, и он спасется. Вот, что имеется ввиду: «И Всевышний — истина, Он Бог жизни и вечный Царь» (Ирмия 10; 10). А если будешь говорить лишь правду, спасешься во все дни своей жизни. И написано: «Учение истины было в устах его, и лжи не было на его губах, <…> ибо он посланник Всевышнего» (Малахи 2; 6—7).
Ибо высшие посланники Всевышнего — сосуды, содержащие истину, они не телесны, а души исходят от них, как свет исходит от солнца. Но души содержатся в телах и поэтому не знают тайного, лишь в ночных видениях немного узнают, когда не заняты потребностями тела. Знающий тайну души может свидетельствовать об этом. А сон есть отражение мыслей, как написано (Даниэль 2; 29): «Мысли твои взошли на ложе твое» (Брахот 55б), и сны приходят посредством посланника, который сопровождает человека. Но поскольку не все мысли правдивы, то и не все сны правдивы. И приучающий себя к тому, чтобы все его мысли были правдивы, ночью увидит правдивые видения и узнает будущее, подобно посланникам Всевышнего. Нет лучшего достоинства, чем говорить правду. Поэтому «Основа слов Твоих — истина» (Теилим 119; 160). И предостерег: «Удались от лжи» (Шмот 23; 7). Даже намеки твои пусть будут правдивыми, ибо весьма велика награда правды. Приучи себя ходить путями правды и изучай Закон, чтобы знать истину, чтобы иметь возможность исполнять заповеди по их истинности и по их законам. И всегда признавай правду. Даже Агаду, где не содержится сведений об исполнении заповедей, изучай, дабы сердце верило слову правды. Не стыдись принимать правду от кого бы то ни было, даже от самого незначительного и презренного человека, — прими правду и от него. Ибо драгоценный камень в руках незначительного и презренного остается драгоценным камнем.
В наше время, когда изгнание продолжается по нашей великой вине, евреям надлежит удалиться от пустоты и суетности мира и держаться печати Всевышнего, она же есть правда. И освятить себя, даже в разрешенном, и не лгать ни евреям, ни неевреям, и не обманывать ни в чем, как сказано: «Остаток Исраэля не сделает несправедливости, и не станут они говорить лживое, и не будет в устах их языка обмана» (Цфания 3; 13). И еще написано:
«И Я посею ее для Себя на земле» (Ошеа 2; 25), — ведь человек сеет меру, чтобы получить зерна во много раз больше. Так же и Всевышний рассеял евреев среди народов, чтобы к ним прибавились прозелиты (Псахим 87б). И когда евреи ведут себя без обмана, неевреи приблизятся к ним. Всевышний не простил грабежа нечестивых[1], как сказано: «И земля наполнилась грабежом» (Берешит 6; 11). Однажды рабби Шимон бен-Шетах купил осла у исмаильтянина. Его ученики обнаружили, что в ослиной гриве зацепился и застрял драгоценный камень. Они принесли драгоценность рабби Шимону бен-Шетаху, говоря: «Рабби, благословение Всевышнего обогащает» (Мишлей 10; 22). Сказал им рабби: «Я купил осла, а драгоценный камень я не покупал!» Пошел к исмаильтянину и вернул камень. Воскликнул тот: «Благословен Всевышний, Б-ог Шимона бен-Шетаха!» (Дварим Раба 3; 3). О том же находим в Иерусалимском Талмуде: мудрецы купили пшеницу у неевреев и нашли в ней связку монет, и вернули их. Сказали неевреи: «Благословен Б-ог евреев!» (Иер. Бава Мециа 2; 5). И также там рассказано о многих случаях, когда возвращали потерянное ради прославления Имени Всевышнего.
Если внизу, на земле есть правда, Всевышний милостиво взирает на землю, как сказано: «Когда правда из земли произрастает, милость с небес является» (Теилим 85; 12). Поэтому держись правды, независимо от твоего положения, плохое оно или хорошее, не оставляй правду и положись на верного Всевышнего, как написано: «Познай же, что Всевышний, есть Б-ог, Б-ог верный, сохраняющий завет и милость к любящим Его и соблюдающим заповеди Его» (Дварим 7; 9). В чем же заключается Его верность? Он сохраняет завет: если праведник совершает легкий грех, Он наказывает его в этом мире. Ясно же, что праведнику лучше мучиться телесными муками Иова все свои дни в этом мире, который есть нечто презренное, в котором ему жить короткое время, — и дать душе добрую награду в мире будущем, в мире высшем, достичь высшего достоинства на веки вечные в бесконечности времен. Это лучше праведнику, чем быть цельным в этом мире, где ему не воздали бы за его грехи, совершенные в этом мире, и Всевышний судил бы его в мире душ муками геинома. Или: из-за его греха у души была бы меньшая степень в мире духовном и умалилось бы ее приближение к несравненному высшему сиянию, которому нет предела и подобия. А злодеям Он дал воздаяние кратким наслаждением в мире кратком, то есть в этом мире. Их преступление сохранено для суда и воздаяния в мире вечном, и состоит воздаяние в великом и беспримерном страдании в геиноме. И об этом ясно написано: «И воздающий ненавидящим Его в во время их жизни, дабы уничтожить их» (Дварим 7; 10); то есть Всевышний воздает злодею за его заслуги в этом мире, чтобы уничтожить его в мире будущем.
Милосердный да поведет нас в Своей истине и да приведет нас в Свои покои, дабы достигли мы высшего света, где сокрыта Его мощь и красота Его славы.
[1] Хотя пострадавший и сам нечестив.
Читайте также: тема Истина и Ложь
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»