Из цикла «Даат тфила», темы: Свиток Торы, Речь, Иврит, Дарование Торы, Еврейская молитва, Скрижали Завета, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Еврейский алфавит
«Умел Бецалель сочетать буквы, которыми были сотворены небо и земля» (Брахот 55). А у пророка Йешаяу (26) сказано: «Уповайте на Г-спода вовеки, ибо в Й-а (י-ה) Г-сподь создал миры». Двумя этими буквами Имени — йуд и эй — создал два мира: этот мир создан буквой эй, а Грядущий мир — буквой йуд.
«Буквы рассматриваются как действие» (Нефеш аХаим).
Это орудия, которыми Всевышний сотворил мир. Понятно, что это не те буквы, с которыми мы знакомы в нашем материальном мире. Это духовные корни категории букв. Такие буквы являются «орудиями труда» при сотворении мира; из их сочетаний, перестановок и замен были эманированы миры. Корень этого в том, что буквы есть кирпичики строения Торы. Из их сочетаний и перестановок строятся слова и имена, которые составляют всю Тору. Ведь все мироздание есть постепенное раскрытие сверху вниз концепции «смотрел в Тору (и творил мир)».
«Есть у нас истинная традиция, что вся Тора — имена Всевышнего. Что слова делятся на имена другим образом… помимо сочетаний и числовых значений имен… И поэтому свиток Торы, в котором есть одна ошибка, непригоден… Очевидно, Тора, написанная “черным огнем на белом огне”, была записана без пробелов между словами, и можно было прочитать ее как имена, или же, как обычно, в виде заповедей… Она была передана нашему учителю Моше разделенной, как чтение заповедей, а устное ему было передано ее прочтение в качестве имен…» (Рамбан). Таким образом, буквы есть «строительные материалы» Торы и мира, и в соответствии с их различными сочетаниями и прочтениями строятся слова и создается смысл.
Кроме смысла названий букв, который обьясняется в Гемаре (Шабат 104 אלף — אלף, בית — בינה, גימל — גמול, דלת — דלים), у написания букв имеется внутреннее сущностное содержание. Как объясняется в этой Гемаре и в мидрашах, форма буквы י, корня Грядущего мира, намекает, что праведники там малочисленны, как буква י), а буква ה, корень этого мира, напоминает вестибюль, и каждый, кто захочет его покинуть — выходит.
Таким образом, мы удостоились знания, что форма букв указывает на корень эманированных и сотворенных миров, а основа и корень всего сущего в том, что в форме букв содержатся намеком мудрость и разум Торы.
«Десять вещей сотворены перед субботой в сумерки, и вот они… письмена и письмо» (Авот 5:6). Образы коммуникации между духовными буквами и материальным миром есть промежуточное звено между полностью духовной буквой и буквой материальной. Поэтому данное понятие создано в сумерки: «Сумерки наступающей субботы, поскольку это сумерки святости, находятся на более высокой ступени по сравнению с остальными днями. И невозможно сказать, что в это время ничего не могло быть сотворено , — ведь это еще не суббота. Невозможно также, что тогда сотворены были вещи так же, как в остальные шесть дней Творения, — ведь это уже и не будний день. Поэтому в сумерки кануна субботы были сотворены вещи, которые возвышаются над природой, не подобные тем, что сотворены в Шесть дней» (Маараль).
В книге Тиферет Исраэль Маараль объясняет различие между письменами на первых и вторых скрижалях. Первые скрижали соответствовали ангельскому уровню Израиля, они не могли долго существовать в реальности сего мира. А вторые скрижали соответствовали уровню получателей — уровню нашего мира. Как это понять? Высеченные на скрижалях буквы — это система, соединяющая между духовным словом Б-га и получателями, которые находятся в материальном мире. Окончание процесса получения Торы — это «две каменные скрижали, которые принес сверху в своей руке». Скрижали и письмена на них — в руке получателей, которая их держит. Это окончательная цель речи в Десятисловии, как сказали мудрецы: «Увидели огненное речение, выходящее от Всесильного, и высеченное на скрижалях».
Так и сказано о совершенстве получателя Торы: «Блажен тот, кто пришел сюда (в Грядущий мир), и его учение — в его руке». Можно истолковать это так: важнейшая часть изучения материала, оставляющая наибольший отпечаток на личности, — это осмысление в процессе записи. Поэтому мудрецы называются «писцами». (Маарша).
«В этом главный аспект получения Торы Израилем — чтобы она была впитана их сердцами. Как написано: “…и напиши их на скрижали своего сердца”. И о грядущем сказано: “…и на их сердце напишу ее”. Абсолютное принятие слова Всевышнего выражается словами “написать его на скрижали сердца”. Сам человек становится скрижалями, на которых высекаются буквы Торы — полное единство и соединение тела человека и слова Б-га.
Мы находим, что когда раби Ханину бен Традиона римляне сжигали, завернув в свиток Торы, спросили его ученики: Раби, что ты видишь? Сказал им: Пергамент сгорает, а буквы взлетают вверх. Сказали ему: Ты тоже открой рот и войдет в тебя огонь. — “Сказали, чтобы уподобить: как ты видел, что свиток, тело Торы, сгорает а духовность, буквы, взлетают вверх, так сделай и ты: открой рот, и войдет в тебя огонь, и твое тело сгорит изнутри, а твоя душа и дух поднимутся вверх” (Маарша). Еврейский закон тоже отмечает данное подобие: “Учили: вот разрывы одежды, которые не зашивают: когда разрывают одежду… из-за смерти учителя, который обучал его Торе, и из-за сожженного свитка Торы”. “Ибо святость души каждого из Израиля — это буквально святость свитка Торы” (Нефеш аХаим). Исход души из тела подобен буквам Торы, выпархивающим из пергамента».
***
С Б-жьей помощью, мы удостоились прояснить концепции мысли, голоса, речи и букв в объеме, необходимом для понимания дальнейшего повествования. Теперь мы переходим к объяснению их контекста, взаимосвязи и выражения в молитве.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»