Из цикла «Даат тфила», темы: Награда и наказание, Будущий мир, Еврейская молитва, Даат тфила, Рав Эуд Авицедек, Качества Творца
9. Если так, то о чём написано в Торе: «И у ног Его…» (Шмот 24:10); «Написаны перстом Бога…» (Шмот 31:18); «Рука Бога» (Шмот 9:3); «Глаза Бога» (Берешит 38:7); «Уши Бога» (Бамидбар 11:1) и тому подобное? Всё это дано в соответствии с пониманием людей, ибо они воспринимают лишь материальные вещи. Поэтому Тора выражалась языком людей. Всё это — образные выражения. Как сказано: «Когда заострю Я сверкающий меч Мой» (Дварим 32-42). Разве есть у Него меч? Разве мечем Он убивает? Но это — образное выражение. И доказательство тому: один пророк говорит, что видел Святого Благословенного в «одеяниях белых как снег» (Даниэль 7:9), а другой пророк видел Его «в одеяниях краснее руды» (Йешаяу 63:1). Сам Моше, учитель наш, видел Его на море как воина во время битвы, а в Синае — как посланника общины для молитвы, облаченного в талит. Значит, нет у Него изображения и формы. И всё это — пророческие видения. А истинную Его сущность разум человека не может постичь и изучить. Об этом сказано в Писании: «Разве исследователь найдёт Бога? Разве до конца найдёт Всесильного?» (Ийов 11:7).
10. Что именно хотел наш учитель Моше постичь, когда сказал: «Покажи мне, прошу, Славу Свою» (Шмот 33:18)? Он хотел знать истинную сущность Святого Благословенного до такой степени, чтобы он знал в своём сердце, как знают человека, лицо которого видели раз и очертания которого врезались в память. И тогда человек этот отделен в сознании от всех других людей. Так желал учитель наш Моше, чтобы сущность Святого Благословенного была в его сердце отделена от сущностей всего остального — до достижения полного знания Его истинной сущности. Но ответил ему Благословенный, что не в силах разум живого человека, состоящего из тела и души, постичь это до конца. И поведал ему Благословенный то, что ни один человек не знал ни до него, ни после, чтобы постиг Мойше хоть что-то от Его истинной сущности. И отделился Святой Благословенный в сознании у него от всего сущего, как отделяется человек, которого увидели сзади и узнают по очертаниям тела и по одежде среди множества других людей. И на это намекает Писание, говоря: «И увидишь ты Меня сзади, но лица Моего видно не будет» (Шмот 33:23).
11. И так как уже было объяснено, что нет у Него физического тела, ясно, что нет у Него и телесных свойств. Ни соединения, ни разделения; ни места, ни измерения; ни восхождения, ни нисхождения; ни правого, ни левого; ни переда, ни зада; ни сидения, ни стояния. И Он не существует во времени, чтобы иметь начало и конец или возраст. И Он не меняется, ибо ничто не может изменить Его. И нет у Него ни смерти, ни жизни, подобной жизни живого организма; ни глупости, ни мудрости, как у мудреца; ни сна, ни пробуждения; ни гнева, ни веселья; ни радости, ни печали; ни молчания, ни речи, подобной человеческой. И так сказали мудрецы: «Нет наверху ни сидения, ни стояния, ни соединения, ни разделения» (Хагига 15а).
12. И поэтому все эти и им подобные слова, сказанные Торой и пророками, — всё это лишь образные сравнения и аллегории. Как сказано: «Сидящий в небесах смеётся» (Псалмы 2:4); «Они гневили меня суетой своей» (Дварим 32:21); «Как радовался Бог о вас» (Дварим 28:63) и тому подобное. Обо всём этом сказали мудрецы: «Тора говорила языком людей». А также сказано: «Меня ли они гневят?» (Йирмея 7:19). Но ведь ещё сказано: «Я — Г-сподь — не изменился» (Малахи 3:6). А если бы Он иногда сердился, а иногда радовался, то изменялся бы. Однако все эти качества есть лишь у низменных тел, которые материальны и тленны. Но Он, Благословенный, превознесён и возвышен над всем этим». (Рамбам, Законы основ Торы 1).
Рамбам говорит здесь обо всех видах названий по отношению к Творцу: названия телесных органов, названий действий и названий свойств. Относительно всех их он утверждает одно правило: «Тора говорила языком людей». Поскольку в своем материальном постижении «они не знают ничего, кроме материальных вещей», таковы фигуры речи для высказываний на эти темы. Но не дай Бог относить к Творцу какие бы то ни было телесные категории, категории воздействуемости и места. Даже в самом возвышенном и духовном смысле.
Словами Рамхаля: «Главное, во что в связи с этим мы обязаны верить, — это то, что существование Всевышнего нам известно, оно абсолютно необходимо и независимо, однако сущность Его непостижима для нас совершенно. Более того, наложен вечный запрет на любую попытку понять Его сущность. Так сказали мудрецы (Хагига 11б): “Есть четыре таких вещи, что тому, кто взглянет на них, лучше бы не родиться”, и еще (там же 13а): “В непостижимом для тебя не ищи [новых знаний] и т.д. — нет тебе дела до сокрытого”. Все, что может воспринять и представить мысль человека, не может быть сущностью Всевышнего, потому что Он — выше любой нашей мысли, и не относится к Нему ничто из того, что есть у созданных — больших или малых. Поскольку то, что для созданных является величайшим совершенством, для Него недостаток и даже не напоминает сущность Его. Все, что есть в созданном — добро и зло, недостаток и совершенство — все это вещи новые, сотворенные по воле Его, в соответствии с нашей, а не Его природой, и об этом сказал Йешаяу (40:25): “Кому уподобите вы Меня, чтобы Я был сравним с ним? — скажет Святой”. (Даат твунот 46)».
Нам сложно понять мнение Рамбама, по которому человек, который всю жизнь тщательно соблюдал заповеди, постоянно изучал Тору, вырастил замечательных детей, занимающихся Торой и заповедями, и при этом ошибся в одной из основ веры, даже из-за неверного понимания простого смысла Писания, лишается своей доли в Грядущем мире?! Это выглядит так, как будто он ничего не сделал в этом мире?!
Нам ближе мнение Раавада. Чем виновен этот несчастный, который, читая в Торе «глаза Бога», «рука Бога» и т.д. подумал, что там есть какое-то подобие духовной «руки». Или, прочитав «восседающий на Небесах», посчитал, что есть категория места, где Всевышний находится больше, чем в других местах, и что к Нему относится переход из одного места в другое. Или что у Него есть категории милосердия и жалости и т.д. и т.п.
Чтобы хоть как-то приблизить подход Рамбама к нашему пониманию, нам следует углубиться в изучение двух вопросов. Первый: мощь свободы выбора, данной человеку. Второй: на высоких уровнях свободы выбора речь идет о познании, и имеет место не выбор между добром и злом, а выбор между истиной и ложью. Соответственно, к нему не имеют отношения освобождения от ответственности по незнанию или вынужденности.
Творец дал в руки человека силу выбора: «Смотри, Я кладу перед тобой… жизнь и смерть». В руках человека — создать свой мир. Он строит целую структуру: от фундамента и до крыши. Он основывает ее на вере, на мировоззрении и на мироощущении. Он устанавливает для себя цели и стремления и направляет свою жизнь в соответствии с ними.
Известно: Творец есть истинная реальность. «Господь — Бог истины», нет ничего, кроме Него. Все остальные существующие объекты — случайны и временны. Они сотворены для определенной цели — обеспечения свободы выбора — и после периода выбора прекратят сущестовать. «Шесть тысяч лет существует мир». Это период выбора, время, когда дано существовать дополнительным структурам реальности. Все аспекты материальности, страсти и стремления людей, структура зла и ее порождения, все это — временное и непостоянное, их существование — ложь, поскольку они не вечны. Существует только одна истинная реальность в мире: воля Всевышнего.
Человеку дан выбор: присоединиться ли к этой истинной реальности, прилепиться к ней и самоннулировать себя по отношению к ней, или построить себе структуру реальности, которая на самом деле не существует; ее суть — ложь и фантазия. Так человек живет в виртуальной реальности, несуществующей жизни, «злодеи при жизни называются мертвыми». В этом суть ада: отсутствие, исчезновение — как определяет его Маараль.
Человек, строящий свой мир на исполнении воли Творца, на вере в основы веры и на выполнении Торы и заповедей, строит свой Грядущий мир. Другими словами, он присоединяется, аннулирует себя и прилепляется к воле Творца, которая и есть истинная реальность; и в этом случае и сам человек удостаивается вечного существования в этой истинной реальности.
Грядущий мир не есть внешняя награда, которая дается человеку в обмен на его служение. Грядущий мир есть внутренний, духовный и сущностный мир самого человека. «Ибо идет человек в дом своего мира» (Коэлет 11). Тот же самый мир, который сегодня является миром служения, в будущем превращается в мир воздаяния. Так объясняет раби Хаим из Воложина в книге Руах Хаим мишну: «У всего Израиля есть доля к Грядущему миру». Не написано «в Грядущем мире», «ибо в Грядущем мире озачало бы, что это некая готовая вещь, существующая сама по себе, и тот, кто удостоится заповедями, дают ему долю оттуда. Но сказано “к Грядущему миру”: он делает сейчас этот Грядущий мир своим исполнением заповедей, и он является делом рук самого человека. Ибо заповедь есть суть награды, и свет от нее находится в Ган Эдене уже при жизни человека, а в будущем он становится его наградой, и пойми это».
То же самое писал и Рамбам на высказывание Гемары, что в Грядущем мире «Праведники сидят, и их короны у них на головах, и наслаждаются сиянием Божественного Присутствия». «Сказанное “короны у них на головах” означает знание, которое они постигли, из-за которого удостоились они жизни Грядущего мира. Оно находится с ними, и оно и есть их корона».
В этом и заключается смысл высказывания Мудрецов: «В будущем Всевышний даст каждому праведнику триста десять миров, как сказано: “Дать в наследие любящим Меня сущее יש, и их сокровищницы Я наполню”. Числовое значение слова יש 310. יש (сущее, есть) — полный внутренний мир, наполненная сущность праведника и есть его Грядущий мир.
“Зависть, вожделение и честолюбие сживают человека со света” (Авот 4:21). Это общеизвестно, поскольку эти вещи — зло для человека. Они выводят его из чистой внутренней реальности, мира чистой души, и переносят его вовне: в мир материальности, в миры других людей, так что он теряет свою внутреннюю сущность. “Знай, что душа злодея, все стремление которого при жизни направлено на желания тела, отделяется его стремление от служения Творцу и отходит от своего корня. А после его смерти спустится (его душа) вниз, в землю, к месту своего стремления, и в ее природе будет, подобно праху, спускаться, а не подниматься. А души праведников хранятся под Престолом Славы” (Врата Раскаяния 2:18). “Ибо идет человек в дом своего мира”.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Комментарий рава Ицахака Зильбера на недельную главу «Мецора»
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Все три предмета — кедровая ветвь, шерсть и иссоп, — связанные в одно целое красной нитью, символизируют весь диапазон органической жизни
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Тот, кто входил в Святая Святых, должен был соответствовать высочайшему духовному статусу этого места. В противном случае такого человека ждало наказание.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
В эпоху Храма родившая женщина определенный промежуток времени считалась нечистой. При рождении девочки такой период был в два раза длиннее. Цель такого постановления Торы — укрепление морали.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткое содержание раздела и несколько комментариев из сборника «Тора на все времена»
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Рав Бенцион Зильбер
В недельной главе «Мецора» («Прокаженный») говорится о порядке ритуального очищения людей, которых предыдущая глава определяет как ритуально нечистых, после полного излечения от проказы, об очищении дома, на стенах которого появлялись пятна, сделавшие его нечистым, после их исчезновения, о ритуальном очищении мужчины, страдавшего истечением слизи из полового органа, и женщины после прекращения кровяных выделений.
Рав Исроэль Зельман,
из цикла «Книга для изучения Торы»
Есть разные виды праведников. Бывают праведники, которые «делают благое» , а есть, которые благого не делают.
Рав Хаим Суницкий,
из цикла «Вопросы и ответы по недельной главе»
Вопросы и ответы по недельной главе
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Восточные истории, комментирующие недельную главу Торы.
Рав Реувен Пятигорский
По материалам газеты «Истоки»