Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
По мнению Рамбама, нет понятия «неосознанной ошибки» в основах веры: «несчастный безбожник — тоже безбожник»

Благословение

«Тогда благословлять буду Тебя всю жизнь мою, Имени Твоему вознесу я руки мои» — это молитва (Брахот 16б).

Учили: «Сказал раби Ишмаэль бен Элиша: “Однажды я вошел в Святая Святых, чтобы воскурить благовония, и увидел Акатриэля — Г-спода, Б-га Воинств, сидящего на высоко вознесенном престоле. И Он сказал мне: Ишмаэль, сын Мой, благослови Меня! Я сказал Ему: Да будет угодно Тебе, чтобы Твое милосердие преодолело Твой гнев, и чтобы Твое милосердие возобладало над всеми Твоими качествами, и поступай со Своими сыновьями милостиво, и суди их со снисхождением. И кивнул Он мне головой”. Отсюда мы видим: пусть не будет благословение простого человека маловажным в твоих глазах» (Брахот 7).

Гносеология и отдаление антропоморфизма

Нижеследующие сведения просты, они относятся к основам веры. Однако мы чувствуем небходимость обсудить их именно потому, что они являются основами веры, и мы должны повторять их и запечатлеть их в нашем сознании в правильном виде. Уже писал Рамбам: «Мне важнее обучить одному из принципов религии и веры более, чем всему другому».

Данные вопросы относятся именно к молитве, поскольку акт молитвы является предстоянием перед Царем, как объясняется у Рамбама: «Каково правильное намерение? Обратить свое сердце от всех мыслей и представить себе, как будто стоишь перед Божественным Присутствием» (Законы молитвы 4:16). Раби Хаим из Бриска объясняет, что такое внутреннее намерение есть часть самого акта молитвы, и в отсутствие его молитва недействительна. Хазон Иш писал: «Возвышенное служение в молитве — нарисовать в своем воображении как вживую, что Всевышний слышит речь наших уст и внимает мыслям сердца». У тех, кто недостаточно ясно понимает данный вопрос, могут возникнуть какие-то материалистичные фантазии, связанные с Всевышним. И тогда, вместо служения, он «вызывает ревность и ярость, гнев и огонь, становится врагом и ненавистником», как определил Рамбам тяжесть греха того, кто наделяет Всевышнего материальными характеристиками.

Поскольку имена и названия Всевышнего относятся к сути молитвы — «Имени Твоему вознесу я руки свои — это молитва», здесь мы также должны выяснить правильные границы, дабы не допустить серьезных ошибок.

«Отдаление материальных свойств от Всевышнего и отрицание Его подобия чему-либо и подверженности воздействию — это вопрос, которые следует объяснить каждому человеку, кем бы он ни был, передать его как традицию малолетним, женщинам, глупцам и неразумным, так же как передают им, что Он един, предвечен, и что не следует служить никому, кроме Него. Ибо нет единства, кроме как в отрицании материальности» (Рамбам, Путеводитель растерянных).

Известны слова Рамбама в Законах Раскаяния (гл. 3): «Однако есть грехи, за которые человек лишается удела в грядущем мире; его постигает вечная погибель и кара за его великий грех и злодеяние. Это относится к атеистам, еретикам, к тем, кто не признает Тору… Есть пять категорий безбожников: считающие, что Бога нет и у мира нет Владыки; утверждающие, что у мира есть господин, но не один, а два или более; признающие, что есть один Владыка, однако считающие, что Он материален и обладает формой…» Но Раавад в своих замечаниях там написал: «Почему он назвал такого безбожником?! Ведь многие выше и лучше нас разделяли эту мысль из-за того, что увидели в Писании и еще больше — увидели в словах агадот (повествований Талмуда), вводящих в заблуждение».

От имени раби Хаима Соловейчика из Бриска говорят, что, по мнению Рамбама, нет понятия «неосознанной ошибки» в основах веры: «несчастный безбожник — тоже безбожник». Именно об этом писал Абарбанель в книге Рош Амана: «Поскольку ложное мнение по поводу одной из основ веры устранит душу от ее истинного успеха и не приведет ее к жизни Грядущего мира, несмотря на то, что человек не принимает это мнение с намерением восстать против Творца. Подобно тому, как смертельный яд, если проглотит его человек — изойдет из него дух, несмотря на то, что съел его, думая, что это полезная пища, так безбожие и ложное воззрение по поводу одной из основ веры, изгонит душу человека и не даст ему унаследовать Грядущий мир».

На самом деле, нечто подобное писал и сам Рамбам в Руководителе заблудших (ч.1, п. 36): «А теперь знай, что все то время, пока будет в твоем сознании присутствовать материалистичность или одна из материальных характеристик по отношению к Богу, ты возбуждаешь Его ревность и гнев, зажигаешь пламя ярости, ненавистник и враг, намного более тяжкий, чем идолопоклонник». Он объясняет причину этого: ибо идолопоклонники верят в существование Творца, но только путаются, к кому относится служение: только к Нему или к Его слугам. Приписывающий же Творцу материальные свойства — «его отрицание относится к Самому Всевышнему; он верит в кого-то иного, а не в Него».

Рамбам добавляет: «А если ты подумаешь, что у верующего в материальные свойства Творца есть оправдание, поскольку он так воспитывался, или вследствие глупости и неспособности к постижению, тогда ты должен сказать то же самое об идолопоклонниках, которые служат идолам по глупости и из-за того, что так выросли и продолжают традиции своих предков. Если же ты скажешь, что простой смысл Писания привел его к такому сомнению, знай, что и идолопоклонника привели к служению истуканам неверные заключения и сравнения. Таким образом, нет оправдания тому, кто не примет истины по этому вопросу от тех, кто познал ее после глубокого изучения, если он сам на него не способен. Ведь я не считаю безбожником того, кто не приведет доказательства нематериальности Всевышнего, но считаю таковым того, кто не верит в нее».

Мы не знаем, кто прав — Рамбам или Раавад. В любом случае, даже по мнению Раавада, если ошибающийся в данном вопросе и не безбожник, он все равно «несчастный».

В народе Израиля укоренился принцип Рамбама, что отрицание материальных свойств Всевышнего есть одна из основ веры. А по поводу основ веры он утверждает: «Когда поверит человек во все эти основы… он входит в общину Израиля, и есть заповедь любить его и обращаться с ним так, как приказал Всевышний обращатьсяс товарищем из любви и братства. Даже если допустил он нарушения из-за своих вожделений и дурной природы, он получает наказание по своим грехам, но у него есть доля в Грядущем мире, и он — один из преступников Израиля. Но когда человек перестал верить в одну из этих основ, он, отрицая главное, оставляет общину и называется еретиком и безбожником… И о нем сказано: “Ведь ненавистников Твоих, Господи, я ненавидел”. (Предисловие к главе Хелек)».


Эта ханукальная песня-пиют повествует не только о событиях Хануки, но и об основных вехах еврейской истории, начиная от Исхода из Египта и заканчивая просьбой о финальном Избавлении. Читать дальше