Из цикла «Исследователь и каббалист», темы: Сфирот, Каббала, РАМХАЛЬ, Духовный мир, Рав Лейб Александр Саврасов
Знай, что до того, как возникли сфирот и были сотворены миры, Эйн Соф заполнял все, и не было никаких явлений множественности и раздельности аспектов. Ибо все аспекты возникают на основе цимцума (сокращения), как говорилось выше, поэтому в Его собственной сути нет никакого постижения, ни в свете, ни в точке, ни, тем более, в длине, ширине и глубине, или середине, начале и конце. Все это, включая саму точку, как известно, образует десять, и об этом ничего невозможно сказать 113, хотя все эти аспекты находятся на своих местах, а их 114 скрытый корень — это бесконечность и неисчерпаемость, ибо все еще не произошел цимцум. Еще это можно уподобить камню, из которого высекают искры 115, или мудрому учителю с множеством учеников, которые 116 сами по себе ничего не теряют. Тем более Эйн Соф, когда сократил свое неисчерпаемое Желание до желания конечного, не потерял ничего из своей неисчерпаемости. И когда постановила мудрость Его сотворить мир, то сначала Он произвел инструменты 117 и установил их порядок 118 — не порядок во времени, а порядок близости к Эйн Соф.
А важность оставшегося сокрытым проявляется в том, что первый, самый недоступный и ближайший к сокрытому Эйн Соф аспект — это Кетер, который в сущности — точка, ее невозможно постичь, и в силу глубины сокрытия этой точки, из-за ее близости к Создателю, мир не может управляться ею. Второй аспект — это три измерения: длина, ширина и глубина. Длина — это сокрытый Даат, ширина — это Хохма, а глубина — Бина. Это три «мозга» и три души. Но и этими, тремя сокрытыми качествами мир не мог бы управляться. Очевидно, что мир не может управляться сокрытым Даатом, ибо он сокрыт полностью и назы-вается «нет». Хохма уже немного проявляется и по-тому называется «есть», но она возникает из «нет», поэтому и сказано: «Хохма из “нет” возникнет» 119. Ею мир тоже не может управляться, в силу глубины ее сокрытия. А третий аспект раскрывается только как источник, из которого может возникнуть систе-ма управления. Затем возникает четвертый аспект — Тиферет, с шестью концами, включенными в него, до того, как они выделяются в качестве отдельных явлений, как это будет объяснено далее. И знай, что хотя мы и сказали, что второй аспект включает в себя три первых, то есть три измерения, это верно только в их скрытом корне — длине, ширине и глубине, когда они на самом деле очень глубоко сокрыты. А в аспекте разделения по выходу из корня они становятся тремя аспектами по схеме «действующий — принимающий воздействие». Сокрытый Даат воздействует на Хохму, а Хохма — на Бину. Ибо каждый из них — это цимцум и раскрытие предшествующего, более сокрытого. А из Бины выходит и проявляется четвертый аспект — Тиферет, с его шестью концами, которые создают двенадцать границ-диагоналей — шесть для суда и шесть для милосердия. И несколько единений 120 по его кра-ям, которые действуют как весы правосудия, воздают каждому по делам его. Поэтому Тиферет называется «правосудием», ибо это качество является точкой отсчета и весами правосудия в их 121 руках. А корень собственно управления — это качество Дин (суд), дабы воздать каждому по делам его. Однако Дин должен быть смешан с Хеседом, а Хесед с Дином, ибо наш низ-менный мир не может принять чистые, без примесей, Хесед и Дин. Так же, как сам мир — это смешение добра и зла, доброго начала и дурного, так каждый человек должен получить Дин за его дурные поступки и Хесед за добрые, следовательно, любое правосудие должно сочетать в себе оба качества. Поэтому конечная цель цимцума — возникновение аспекта Дин (суд), ибо это и есть управление. Ведь именно Дин создает управление согласно закону и согласно заранее определенному намерению. Однако в первых аспектах 122, то есть в трех «мозгах», в силу их близости к Создателю не было никакого конечного аспекта суда, ибо сами эти аспекты далеко не конечны и глубоко сокрыты. Таков и смысл сказанного в Торе: «И вот цари, которые царствовали в земле Эдом до того, как воцарился царь народа Израиля». «Эдом» 123 — это намек на действие суда (Дина). Об этих царях говорится: «И царствовал, и умер… И царствовал, и умер…», ибо намерением во всех цимцумах было возникновение суда, а слова: «И царствовал, и умер…» указывают на прекраще-ние открытого проявления суда, которое бы позволило миру управляться им. Это происходило до тех пор, пока они не покинули состояние «мозга» и не пришли в аспект Тиферет с его шестью концами, где и раскрылся аспект управления. И в Бине, как в корне, заложено бытие двенадцати диагональных границ. А поскольку это третий аспект, более удаленный от всеобщего источника, то несмотря на то, что и он тоже — одно только простое Рахамим (милосердие), в силу его сокрытия из него все же раскрывается корень суда. Именно поэтому качество, называемое Бина, обозначается как четырехбуквенное имя Всевышне-го, с огласовками Элоким. Это показывает, что само качество — абсолютное милосердие 124, а огласовки имени Элоким указывают, что рядом с ним пробуж-даются суды. Доказательством этому могут служить слова книги «Зоар»: «ה’’והי, который читается как ם’’יהלא 125, указывает, что это является рекой Рахамим, но поскольку суды пробуждаются от него, написано “милосердие”, а огласовано Элоким». Известно, что сфира Бина называется «рекой», ибо оттуда силы суда, пробуждаясь, черпают свое могущество. Это по-добно дереву, рядом с которым был маленький огонь и благодаря дереву воспламенился 126. Или это подобно простой воде, которую наливают в бочки, хранящие запах вина или корицы. Вода пробуждает этот запах, без нее бочки не пахнут.
Для того чтобы это понять, необходимо знать, что сказано в книге «Зоар»: «События снизу пробуждают события вверху». Это значит, что все происходит согласно поступкам нижних, именно сообразно им пробуждаются (инициируются) действия высших. Когда человек совершает доброе дело, это пробуждает сфиру Малхут, в которой все открыто в явном виде. Она, в свою очередь, пробуждает Руах 127, а тот — Нешаму, то есть Бину. А Бина оказывает влияние на один из шести концов — Хесед, для того чтобы воздать миру добром. А если (не дай Б-г!) наоборот — пробуждается качество суда, оно же Гвура. И происходит это так же: Малхут пробуждает Бину и затем принимает 128 от нее соот-ветствующее влияние для того, чтобы воздать судом и взысканием. Выходит, у шести концов, которые есть дни Творения, управление и ашгаха, есть бытие на трех уровнях Нешама — Руах — Нефеш; Бина как Нешама, Тиферет, с шестью концами, как Руах, и Малхут как Нефеш — это и есть древо Каббалы. У дерева есть три уровня бытия: корень, собственно дерево и плоды на концах его ветвей. И все это питается из корня. Таким образом, это дерево имеет три уровня бытия. Первое бытие — это бытие «насаждения», на основе корня. Второе бытие — это бытие самого дерева, то есть ветвей, питающихся из корня. Третье бытие — это плоды. Плоды получают влияние из корня посредством самого дерева. Таким образом, бытие шести концов в корне — это Бина, ветвь (ствол) — это Тиферет с шестью концами, а плод — это Малхут.
113 До цимцума.
114 Возможно, тут должно быть сказано: «В их скрытом корне — бесконечности и неисчерпаемости».
115 Хотя можно высечь из камня множество искр, сам камень не уменьшается.
116 Ни камень, ни учитель ничего не теряют от того, что нечто, заложенное в них, открывается вовне.
117 То есть сфирот или качества, которые в них проявляются, — это и есть инструменты, с помощью которых Всевышний сотворил мир.
118 Иерархию этих качеств.
119 Здесь автор приводит этот стих, имея в виду не простое понимание его смысла, а толкование. В оригинале сказано: «Хохма ןיאמ (миайн) возникнет?», согласно простому смыслу, перевод этого стиха звучит как вопрос: «Хохма откуда возникнет?», но слово ןיאמ, означающее «откуда», может быть понято и как «из нет».
120 То есть соединений двух разных качеств — аспектов.
121 Видимо, имеются в виду предшествующие качества Хохма, Бина и Даат.
122 Хохма, Бина и Даат.
123 Название земли «Эдом» происходит от слова «адом» — «красный», а красный цвет символизирует именно суд.
124 На это указывает четырехбуквенное имя.
125 Элоким.
126 Само дерево не является огнем, но огонь существует благодаря ему.
127 Тиферет.
128 Имеется в виду, что затем (после того, как Бина пробуждает суды) Малхут получает пробужденный Биной суд, для того чтобы воздать нижним мирам по заслугам. Аналогичным образом происходит и с воздаянием добром — качество Хесед действует не напрямую, а через все следующие за ним сфирот, включая Малхут.
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.
Перевод р. Л.А. Саврасова.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.