Из цикла «Исследователь и каббалист», темы: Сфирот, Материя, Сотворение мира, Душа, Каббала, РАМХАЛЬ, Числа, Рав Лейб Александр Саврасов
Знай, что как существует мир Ацилут (и мы объяснили в нашей аллегории относительно его десяти сфирот, что это силы Желания Всевышнего и силы ашгахи и управления), так же есть и мир Брия — силы управления, управляемые силами Эйн Соф. Силы Эйн Соф 93 играют ту же роль для сил в мире Брия 94, что и нешама для тела. А мир Брия осуществляет ашгаху силами своей Нешамы (то есть силами желания Ацилут) над силами мира Йецира, которые есть силы ангелов 95. Получается, что силы мира Брия играют роль Нешамы для сил мира Йецира. А силы мира Йецира — это Нешама для сил мира Асия, которые суть сферы, достигающие «табура» 96 земли. Таким образом, каждый из миров — это Нешама для следующего за ним. Он оживляет его и поддерживает его существование. И все это соответствует приведенной ранее аллегории о нешаме, которая в разуме, руахе, который в сердце, нефеш, которая в органах, и самих органах, с чьей помощью завершается действие 97. Силы Желания Эйн Соф подобны нешаме в разуме, и они управляют миром Брия, подобному руаху в сердце. А руах в сердце распространяется далее, дабы управлять нефеш, которая в органах, и это мир Йецира, управляющий миром Асия, который уже материален, подобно органам человека. Поэтому, именно посредством этого мира завершаются все действия в низменном мире. Подобно тому как силы души проявляются через телесные органы, так и Желание Эйн Соф проявляется в низменном мире в виде сил, приводящих его в действие.
Мы уже объясняли о семи днях созидания, что все они включены в одну точку, с ее шестью концами 98. То же самое можно сказать и о том, что десять сфирот в целом включены в одну точку. Как известно, любая точка имеет три измерения в пространстве — длину, ширину и глубину. Хотя точку мы можем представить себе только мысленно, и точка не делится в принципе (ведь если бы точку можно было разделить, это уже было бы как минимум две точки, а две точки — это отрезок). Тем не менее, у точки должно быть три измерения, ибо без них она не может быть представлена вообще 99. Также знай, что каждое измерение делится на три части — начало, середина и конец. Таким образом, у нас есть девять частей, а центральная 100 точка восполняет их до десяти, хотя она и поглощена предыдущими частями. Однако в каждой вещи должны быть скрытая и открытые части. Например, нешама в теле — сокрыта, а тело — открыто. И в растениях или неживой природе то же самое: души их сокрыты, а тела — открыты. Так же и в великих духовных явлениях — средняя точка скрыта, а измерения — открыты. Ты уже знаешь, что все это — результат сокращения Эйн Соф, и мы говорим именно о том, что возникло после сокращения, а не о самом Эйн Соф.
Первым аспектом сфирот является сокращение Эйн Соф, благословен Он. Это подобно точке в центре окружностей, внутри Эйн Соф. Эта точка делится на три измерения. Ширина — это «расширение» (распространение) добра — Хохма, Гдула 101 и Нецах. Это начало, середина и конец. Кроме того, Хохма — это «мозг», подобно нешаме, которая в мозге, как мы говорили выше. Глубина — это Бина, Гвура и hод, суть которых — глубина суда в его трех аспектах — начало, середина и конец, а Бина — это «мозг». Длина — это Тиферет и Йесод, которые, как известно, представляют собой единое тело и знак союза 102, и Малхут, который есть конец этого. А начало «длины» — это сокрытый Даат, который поднимается к Хохме и Бине, а от Бины открывается Тиферет на ее месте 103. Подобно тому как нешама присутствует во всех органах, так и сокрытый Даат открывает его силу во всех сфирот. Поэтому Кетер и называют «сокрытым», и в этом суть стиха: «В Даате подземные воды пробиваются…». Даат — это сокрытый Даат, а «подземные воды» — это Хохма и Бина. Этот возвышенный аспект 104 восполняет количество сфирот до десяти, а высший Кетер называется «нет» 105
(или «ничто»), ибо его невозможно увидеть, как это будет объяснено далее. И, тем не менее, все раскрывается на основе «нефеш — руах — нешама», как говорилось выше, ибо первый аспект — высший Кетер подобен источнику источников, то есть он непостижим, и в нем все находится в недоступной для нас форме существования. Раскрытие трех измерений — это второй аспект, то есть сокрытый Даат, Хохма и Бина, которые суть три «мозга» 106, подобные нешаме, которая в мозге, и Тиферет, среди шести концов 107. А принимающий 108 построен по сути нефеш, но среди этих трех аспектов нет ни одного, который бы опережал другие по времени. Здесь есть только логическое опережение, то есть разум 109 сокрыт сильнее, чем ашгаха и управление 110, поэтому он неограничен и неисчерпаем. Особая важность его заключается в том, что он включает в себя больше, чем следующий за ним аспект. И запомни это правило: все, что в нефеш открыто, в руах это в сокрытии, в более возвышенном состоянии. А то, что открыто в руах, в «мозге» (суть которого нешама) — сокрыто. Высший же из «мозгов» называется «раскрытием» Эйн Соф, благословен Он. Сокращение Эйн Соф — это точка, а «мозги» — раскрытие того, что в этой точке, которая является сокращением. Это подобно солнцу, свету луны и пространству мира, и в этом суть их единства, ведьтот, кто разделяет между ними, говоря: «Того, что есть в одном, нет в другом», отрицает основы, как мы говорили выше 111. А когда мы говорим: «Это суд (Дин), это Хесед, а это — Рахамим», мы, конечно, имеем в виду, что это разделение существует только по желанию Эйн Соф, благословен Он. Подобное этому мы наблюдаем в пяти способах возникновения звуков, когда в каждом из них есть одни и те же четыре основы, и все их различие существует только по желанию Всевышнего и потому, что одна из основ немного преобладает над другими 112. Несмотря на это, все четыре основы обязательно присутствуют в каждой точке человека, ибо, как мы говорили выше, никакое соединение трех основ не может существовать <без четвертой>. То же самое ты должен понимать и о духовных основах. И знай, что первый аспект (Кетер) также называется «один». Причина этого в том, что он — корень и источник для всех миров, так же, как число один является корнем для всех остальных, следующих за ним чисел. У него самого не может быть никакого другого корня, кроме «нет», а он — корень всех, ибо если нет «один», то нет и «два» и «три». А до понятия «один» вообще нет постижения. Как сказано в «Сефер Йецира»: «Перед “один” — что ты считаешь?» Выше Кетера вообще нет постижения и понимания. Даже сам Кетер называется «нет», ибо само число «один» не может быть названо числом до тех пор, пока за ним не придет следующее. Сам же по себе «один» не является числом, а просто «нет». И ничей глаз его не видел, кроме Б-жественного.
93 Десять сфирот мира Ацилут.
94 Десяти сфирот мира Брия.
95 Мир Йецира еще называют миром ангелов.
96 Табур (в дословном переводе означает «пуп», «пуп земли») — это аллегорическое название места, в котором ясно видна связь земли с высшими, духовными мирами и через которое она как бы питается от них, подобно тому, как младенец в утробе матери питается от нее через пуповину.
97 Параллель такая — цепочка миров Ацилут, Брия, Йецира и Асия соответствует цепочке нешама, руах, нефеш, тело.
98 Сейчас автор объяснит свою мысль.
99 В сущности, автор проводит различие между математической и матриальной точками. Математическая точка не имеет измерений в принципе, но это, по мнению автора, не может существовать даже как абстрактное понятие, ибо все, что человек может себе представить, должно иметь три измерения, даже если эти измерения условны и не могут быть выражены в конкретных размерах. Представление о точке, обязательно имеющей три измерения, соответствует привычным для нас представлениям именно о материальной, а не математической точке.
100 Немного ниже в тексте последует подробное объяснение этих понятий.
101 Дословно — величие, эта сфира также называется Хесед.
102 На этом теле.
103 Даат имеет «длину», то есть свойство распространяться от одной точки к другой, поэтому открывается качеству Тиферет на месте самой Тиферет, распространяясь до нее.
104 Даат.
105 То есть Кетер, в силу его сокрытия, не всегда перечисляют среди десяти сфирот, и тогда роль десятой сфиры играет именно Даат.
106 Три аспекта разума, в физическом выражении образа человека, — это правое и левое полушария и мозжечок.
107 Это аспект руах, включающий в себя шесть сфирот из десяти: Хесед, Гвура, Тиферет, Нецах, hод и Йесод. Тиферет среди них центральная, объединяющая их вместе.
108 Сфира Малхут.
109 Аспект нешамы — Хохма, Бина и Даат.
110 Аспект руах, то есть шесть концов, в центре которых — Тиферет.
111 В конце седьмой главы.
112 Смотри примечание в конце седьмой главы. В любом действии участвуют все качества, но одно из них является, как сказано здесь, доминирующим, и поэтому дает свое имя всему действию.
Скопировано с сайта р. Л.А. Саврасова с его любезного согласия.
Перевод р. Л.А. Саврасова.
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава «Ваешев» рассказывает о событиях, происшедших после возвращения Яакова к «отцу своему, в Мамре Кирьят-а-Арба, он же Хеврон, где жительствовал Авраhам и Ицхак» (35:27), о том, как Йосеф, сын нашего праотца Яакова, был продан в рабство в Египет, и о том, что происходило с ним в Египте.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Вопреки популярному мнению, мудрецы Талмуда считали, что в снах нет ни хороших, ни дурных знаков. Пророки указывают на однозначную бессмысленность снов.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Все сыновья Яакова жили рядом с ним
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сборник мидрашей и комментариев о недельной главе Торы.
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Краткие очерки на тему недельного раздела Торы: история об иерусалимском праведнике р. Арье Левине, доказательные рассуждения о том, что мелочей не существует, и другие открытия тему недельной главы Ваешев
Рав Бенцион Зильбер
Жизнь Йосефа изменилась до неузнаваемости. Из любимого сына он стал презренным рабом. Испытания, выпавшие на его долю, не были случайными...
Исраэль Спектор,
из цикла «Врата востока»
Человек не может знать планов Божественного управления!
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Родословная царей Израиля и царей Иудеи существенно отличается. В Торе перечисляются три милости, которые Б-г оказал Йосефу в Египте.
Рав Шимшон Рефаэль Гирш,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Если труд земледельца настолько укоренился в мыслях Йосэфа, что он даже видел его во сне, то это могло произойти лишь благодаря наставлениям его отца,
Борух Шлепаков
Йосеф был любимым сыном Яакова. Он целыми днями учил Тору с отцом. Тем не менее, попав в Египет, Йосеф завоевал уважение окружающих, став незаменимым работником.
Рав Зелиг Плискин,
из цикла «Если хочешь жить достойно»
Родители должны постоянно следить, чтобы их слова и действия не вызвали у братьев и сестер антагонизма. Последствия могут быть трагичными, как это следует из Торы.
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»