Whatsapp
и
Telegram
!
Статьи Аудио Видео Фото Блоги Магазин
English עברית Deutsch
Векторы действия дурного начала

Дурное начало — «царь старый и глупый»

Рассмотрим и эпитеты дурного начала: «старый и глупый». «Старость» — это жизненный опыт и умудренность годами. «Старец» накопил жизненный опыт, он знает свой путь: «Старец» (זקן) — это тот, кто «приобрел мудрость (זה שקנהחכמה)», как сказано в трактате Кидушин (32б). Дурное начало «старо», ибо его обычай постоянен, люди следуют ему с самого начала. И, тем не менее, он «глуп», то есть его старость не избавила его от глупости. Это царство, которому не помогает ни опыт, ни долгие годы.

Есть ли смысл говорить попавшему в сети дурного начала: «Ты ведь знаешь, что случилось со всеми теми, кто уже шел этим путем, к чему это их привело? А ведь они пришли к нему с теми же мыслями, что и ты сейчас!»? — «Уже было в мирах, бывших до нас» (Коэлет 1:10) — Это было с их отцами, отцами отцов, и никто не достигнет в этом ничего нового, но царь, который властвует над ними, стар, как сам мир, и, тем не менее, глуп.

Об этом же говорит и мидраш (Ялкут Йешаяу 490): «“А нечестивые — как море разбушевавшееся, когда утихнуть не может оно, и извергают воды его ил и грязь” (Йешаяу 57:20) — как в море, первая волна говорит: “Сейчас я поднимусь и смою весь мир”, а достигнув песка, разбивается, но следующую волну это ничему не учит. Так и фараон возносился над Израилем, а Всевышний унизил его, потом Амалек, Сихон и Ог, Билам и Балак, и ни один из них ничему не научился у другого».

Это все не просто бессмысленно само по себе, но и прямо противоречит здравому смыслу! Жизненный опыт опровергает все «советы» дурного начала, и, тем не менее, каждый снова повторяет: «Я смою весь мир!», и тут же «ломается» и сдается.

«Кто мудр? — Тот, кто предвидит нарождающееся» (Тамид 32а). А кто «стар и глуп»? Тот, кто ничего не учит даже из прошлого! Именно таков облик царства, абсолютно лишенного разума: оно начинается с глупости и завершается ею.

Доброе начало — «ребенок слабый, но мудрый»

Доброе начало называется «ребенком», так как оно не может получить «подкрепление» от явного жизненного опыта. «Этот» мир скрывает истину и не подтверждает верность того или иного пути со всей ясностью, как и сокрушался об этом Коэлет: «Одно и то же [происходит] с праведником и злодеем» (9:2).

Любой, кто идет по пути доброго начала, чувствует себя как ребенок, только начинающий жить в этом мире, а не как опытный человек, идущий давно проверенным путем. Доброе начало еще и «слабое», у него нет царской силы владеть этим миром, даже органы человека не слушают его так, как они внимают дурному началу, управляющему человеком через вожделения.

Единственная сила доброго начала в том, что оно — «мудрец, который предвидит нарождающееся». Именно с точки зрения мудрости путь доброго начала верен, абсолютно понятен и логичен. С поверхностной точки зрения, нет причин внимать ему, — ведь это «слабый ребенок». Но есть в нем одно — он мудр, если ты слушаешь его, ты слушаешься его мудрости. Он говорит о будущем и указывает тебе верный путь к вечному существованию.

Всевышний, без всякого сомнения, правит миром, но для нас Он существует только в нашем сознании. В тот миг, когда мы лишаемся истинного сознания, Всевышний перестает существовать для нас. Когда сознание действует, Всевышний везде, когда нет — Его нет нигде. В этом мире нет никакой системы принуждения, с помощью которой Всевышний «навязал» бы себя миру. Царство Всевышнего — это царство разума и осознания!

Сам Всевышний просит нас: «Попробуйте, и увидьте, как добр Всевышний… Счастлив муж, уповающий…» (Псалмы 34:9). Предложение звучит именно так: «Попробуйте» — Всевышний не навязывает себя никому. Но «попробовав» — «оцени» это своим разумом, есть ли в этом смысл и логика, и «увидишь, что Всевышний добр».

Царство Небес — для свободных людей

В этом и заключается разница между двумя сторонами — власть без смысла или выбор осознанного и логичного. На языке улицы и глупцов тот, кто исполняет любое пожелание своего дурного начала, называется «свободным», а исполняющий волю Всевышнего называется «религиозным», т. е., связанным религиозными законами. Но истина прямо противоположна этим представлениям.

Следующий за дурным началом не в состоянии объяснить, почему он поступает именно так. Он знает только одно — по неизвестным причинам он погружен в систему потребностей, которые теперь вынужден удовлетворять, вызывая этим у себя приятное ощущение. Но тот, кто слушает голос Всевышнего, живет в мире логики и осознания — его поступки определяет разум.

«Только тот, кто занимается Торой, — свободный человек» (Авот 6:2). Когда человек занимается Торой, он понимает и осознает причины вещей. Естественно, тогда он делает то, что сам понимает и чего сам желает. Его разум и его сердце указывают ему на сторону добра, когда он стоит перед выбором. И так он является свободным человеком, побуждаемым собственным желанием, а не внешней властью.

А «рабы времени — рабы рабов они» — такой человек подчинен желаниям, которые сами по себе не имеют никакого объяснения, кроме ощущения потребности, вызванной у него помимо его сознания. В этом суть рабства: господин, пользуясь рычагами принуждения, создает у раба необходимость исполнять свои требования, от которых самому рабу нет никакой пользы.

Под властью дурного начала человек в принципе не способен осознать причин, он ощущает только давление и предписанные ему потребности. Единственный способ избавиться от власти этого «царя» — покинуть его владения, то есть навязанную им систему потребностей, и начать жить разумно.

Выход из-под власти дурного начала и власть Всевышнего

В приведенных нами словах Талмуда (пункт 3) разъясняется путь выхода из-под власти дурного начала: «“Пришел к нему царь великий” — это дурное начало. “Осадные башни огромные” — это грехи. “И спас город своей мудростью” (там же, 15) — это раскаяние и добрые дела».

Сила доброго начала — в его «мудрости». Оно побуждает человека мыслить — не принимать все как есть, а оценивать сознанием. Подумать еще раз, осмыслить, исследовать причины вещей, их истинность — «И спас город своей мудростью». «Великий царь» мгновенно съеживается, стоит только взглянуть на него снаружи рамок созданной им системы потребностей.

Когда человек выбирается из этой системы, она теряет смысл и всякое значение. Если решить, что все те вещи [о которых говорилось выше] на самом деле не нужны, и посмотреть на них именно с этой точки зрения, то окажется, что они не просто «не нужны» — они отвратительны. В тот момент, когда человек перестает в них нуждаться, они вызывают отвращение.

Служение в Рош а-Шана — это принятие царства Всевышнего, как сказали мудрецы: «Произнесете предо Мной “царства” (Стихи из Торы, Пророков и Писаний, говорящие о царстве Всевышнего.) , дабы сделать Меня царем над вами» (Рош а-шана 16а) — то есть «своим решением, по своему желанию». Но прежде чем принять на себя царство Всевышнего, следует выйти из-под власти дурного начала. Когда человек служит одному царю, он не сможет принять власть другого.

Поэтому наше служение, связанное с царством, начинается еще в месяц Элуль. Оно начинается с того, чтобы избавиться от власти «старого и глупого царя». Только после этого мы можем прийти к Судному дню и принять на себя власть «Царя славы».

На способ, которым это следует сделать, указывает сам Всевышний — «Попробуйте и увидьте, как добр Всевышний! счастлив муж, уповающий на Него!» (Псалмы 34:9). Всевышний открывается нам только в нашем сознании — если мы прочувствуем осмысленность и логичность в служении Ему, тогда захотим возвести Его на царство, и разум обяжет нас это сделать.

Состояние нашего поколения — это приготовление к приходу царя-Машиаха

Посмотрим, как выглядит «царство» сегодня. Огромной ошибкой было бы считать, что наш мир свободен от «царей», как будто само это понятие уже в прошлом. Напротив, это явление, «царство», живо и действует. Тот самый «старый и глупый царь» правит сегодня миром с мощью, превосходящей любые другие царства в истории.

Именно эта сила, которую мы называем «дурное начало», овладела миром, и у нее есть все признаки «царства». Само по себе, это один из ярчайших признаков того, что мы живем в «последнем поколении». В прошлых поколениях было множество разных способов проявления власти зла. Один народ служил ему так, другой иначе, — каждый из народов находился под властью одной из многочисленных его сил.

Но сегодня всем миром правит единый «царь». Система потребностей и ценностей во всем мире одна: везде и всюду ищут одно и то же. Во всех уголках мира указывают на него пальцем, говоря: «Вот бог твой!» (Так было сказано о тельце) (Шмот 32:4). Что «хорошо» здесь, то «хорошо» и там. И так от одного края мира и до другого.

Пророк говорит о времени Избавления: «Тогда обращу Я все народы [к тому, чтобы] ясным языком все взывали к Имени Всевышнего и служили Ему в единстве» (Цфания 3:9).

Об этом говорят мудрецы, но еще подробнее говорит Рамбам: слово «поверну» означает, что Избавление придет не как формирование нового состояния, а как поворот состояния «готовности» к нему.

Царство Машиаха придет для того, чтобы объединить весь мир в служении Всевышнему. А провидение Всевышнего готовит к этому весь мир тем, что у него появляется единый «царь». Да, сегодня это «старый и глупый царь», но когда раскроется истина, произойдет поворот от одного царя к другому.

Только благодаря тому, что весь мир идет навстречу одному и тому же, когда придет Машиах и покажет, что на самом деле желанно, произойдет именно «поворот». Машиаху не придется заново формировать мир, ибо все инструменты объединения уже находятся в нем. Ему останется только открыть, к чему на самом деле должно быть обращено это единство.

Это происходит в наши дни. Сегодня можно сказать, что у всего мира есть один царь, владеющий им. Да, это ложный царь, но само состояние, когда все находится под властью одного царя — это уже готовность к повороту, о котором пророчествовал Цфания. Царь, который сегодня правит миром, он и передаст власть в руки царя Машиаха. Но прежде он подготовит мир к этому, объединив его весь под одним царством.

Если задуматься, станет очевидно, что это один из ярчайших признаков близости следующего шага: прихода Машиаха. Это будет следующей «остановкой», к которой движется мир!

У царства, покорившего весь мир сегодня, нет будущего. Оно рухнет само собой, ему больше нечего предложить. Поэтому не надо быть большим мудрецом, чтобы прийти к вере. Любой, в ком есть хоть капля критичности и разума, и он продолжает жить в этом мире, обустраиваться в нем, без сомнения, в глубине души верит в приход Машиаха, который сменит царство лжи, захватившее мир!


Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением Шабата зажигают свечи. Читать дальше

Порядок зажигания светильников в Хануку

Рав Исроэль-Меир Лау

Сколько огней зажигают в Хануку? Согласно Талмуду, в Эрец-Исраэль было несколько обычаев: «Вот в чем состоит заповедь ханукального светильника: один огонь на дом, а великолепное исполнение — для каждого члена семьи. Что же касается исполнения в высшей степени великолепного, то школа Шамая говорит: в первый день зажигают восемь огней и уменьшают их количество с каждым днем, школа Гилеля говорит: в первый день — один, а в каждый из следующих дней прибавляют по одному»...

Краткие законы соблюдения субботы 2. Зажигание свечей

Рав Яков-Йехезкель Позен,
из цикла «Законы шабата в кратком изложении»

Субботнее наслаждение прямо связано со светом в доме. Это — одна из причин, по которой перед наступлением шаббата зажигают свечи.

Кицур Шульхан Арух 101. Законы о том, как в первый Йом-Тов готовить на второй Йом-Тов или на будний день

Рав Шломо Ганцфрид,
из цикла «Кицур Шульхан Арух»

Приготовление еды в Йом-Тов

Преждевременная смерть и ее причины в еврейской традиции

Рав Лейб Гельфанд

Почему женщина наказыва­ется смертью за нарушение трех вышеупомяну­тых заповедей именно «при родах»