Из цикла «Книга нашего наследия», темы: Трапеза, Элиягу Ки-Тов, Суккот, Сукка, Праздники, Зажигание свечей, Благословения
В Торе сказано: «В сукке сидите семь дней». Наши мудрецы объяснили, что в данном случае слово «сидите» значит «живите». Тора предписывает жить в сукке семь дней точно так же, как все остальное время человек живет в своем доме.
Что это значит? Следует есть, пить и спать в сукке и встречаться в ней с друзьями. Если случится молиться вне стен синагоги, надо делать это в сукке. Это касается и всех остальных почетных и приятных дел — человек должен заниматься ими в сукке в течение всех семи дней праздника. Лучше всего посвящать свое время занятиям Торой и изучению законов, относящихся к празднику и его заповедям.
Запрещено устраивать сеуду за пределами сукки. Сеуда — это трапеза, во время которой человек за определенное время съедает хлеба или изделий из теста больше, чем весит яйцо. Следует иметь в виду, что, по мнению некоторых законоучителей, не следует произносить благословение «Заповедавший нам жить в сукке», если трапеза состоит из одних пирогов и не включает в себя хлеб.
Это же относится и к вину. Если человек пригласил гостей, чтобы угостить их вином, пивом и другими напитками — он должен принять их в сукке.
Перекусить на скорую руку можно и вне сукки. Такой «закуской» будет считаться, например, случай, когда человек выпил вина или съел хлеба меньше, чем весит яйцо, утолил жажду водой или другими напитками. Но тот, кто воздерживается даже от глотка воды за пределами сукки, должен знать — на нем почиет благословение.
Обязанность устраивать праздничную трапезу в первый вечер праздника в диаспоре распространяется и на второй вечер (йом тов шени). Человек не может сказать: я не собираюсь есть и поэтому не буду сидеть в сукке. Он обязан устроить трапезу, произнести освящающее ее благословение (кидуш), а также благословить «Заповедавшего нам жить в сукке» и «Давшего нам дожить до этого дня», даже если он чем-то огорчен и опечален.
При этом трапезу нельзя начинать до того, как на небе покажутся звезды.
Что делать, если идет дождь? Если есть основания надеяться, что он скоро кончится, надо подождать час или два. Но если дождь не прекращается или с самого начала ясно, что он зарядил надолго, то надо войти в сукку, благословить трапезу и произнести благословение «Давший нам дожить», не благословляя «Заповедавшего нам жить в сукке», совершить омовение рук, съесть кусочек хлеба величиной с маслину и продолжить трапезу в доме.
Если дождь прекратился прежде, чем произнесено благословение после трапезы (биркат гамазон), надо возвратиться в сукку, съесть кусочек хлеба величиной хотя бы с яйцо (и, во всяком случае, не меньше маслины), а затем прочесть это благословение.
Во все остальные дни человек не обязан устраивать трапезу специально для того, чтобы сидеть в сукке. Тем не менее наши мудрецы говорили, что необходимо устраивать в сукке две трапезы в день, — утром и вечером — а в субботу надо устроить и третью трапезу. Однако если идут дожди или человек чем-то сильно расстроен и опечален, он имеет право этого не делать.
Спать в сукке еще важнее, чем есть в ней. С точки зрения закона даже случайный, непродолжительный сон вне сукки — нарушение. Исключение можно сделать только в местах, где по ночам бывают заморозки. Самое лучшее — построить такую сукку, в которой все члены семьи смогут удобно расположиться на ночлег и жить так же, как обычно.
Больной освобожден от заповеди сукки, даже если его болезнь не опасна для жизни. Если он нуждается в чьих-то услугах, то и те, кто ему прислуживают, освобождены от обязанности жить в сукке. Если же его болезнь опасна для жизни, то те, кто ухаживает за ним, освобождены от заповеди сукки на все время болезни, независимо от того, нуждается в них больной в данный момент или нет.
Женщины освобождены от заповеди сукки, однако если они едят в сукке, то должны благословлять «Заповедавшего жить в сукке». Некоторые авторитеты, однако, запрещают женщинам произносить это благословение, поскольку они освобождены от самой обязанности исполнять заповедь.
Маленькие дети также освобождены от этой заповеди, но отец обязан воспитывать сына с того момента, когда он способен обходиться без матери, то есть приблизительно с пяти лет, и должен приучать его есть в сукке.
В первый вечер Сукот в сукке зажигают праздничные свечи. При этом произносят два благословения: «Заповедавший нам зажигать свечу праздника» и «Давший нам дожить».
Если первый день праздника пришелся на субботу, то свечи зажигают до наступления темноты, и в первом благословении сначала упоминают субботу, а потом — йом тов.
Когда в сукке сквозняк и невозможно защититься от него, не стоит оставлять в ней зажженные субботние свечи.
После того, как женщина благословила их, один из присутствующих может взять свечи и перенести в дом — но сама женщина делать это не должна: ведь для нее суббота уже началась, поэтому ей нельзя переносить свечи или даже трогать их по закону о мукце.
Благословляя праздник вечером первого дня Сукот, произносят четыре благословения.
Войдя в сукку, берут в руку бокал с вином и произносят над ним первое благословение — благословение на вино. Затем освящают особым благословением праздник, после этого благословляют «Заповедавшего нам жить в сукке» и «Давшего нам дожить», выпивают большую часть вина из бокала (бокал для кидуша должен вмещать не менее четверти лога — примерно 87 г), совершают омовение рук и вкушают хлеб. После это начинается трапеза.
Во все остальные дни праздника трапезу не освящают, и даже если перед едой пьют вино, то все равно не произносят кидуш.
Благословение «Заповедавший нам жить в сукке» читают, сделав нетилат ядаим (омыв руки) и произнеся благословение «Выводящий хлеб из земли», прежде чем начать есть.
Некоторые мудрецы придерживаются иного обычая и считают необходимым благословлять вино во все дни праздника; перед тем, как есть хлеб в сукке, они всегда благословляют «Заповедавшего нам жить в сукке» над бокалом вина.
Приступая к исполнению заповеди, которую мы выполняем не постоянно, а лишь в особых, достаточно редких случаях, благословляют «Давшего нам дожить». Это благословение произносят при освящении каждого праздника. Однако когда освящают праздничную трапезу первого дня Суккот, благословение «Давший нам дожить» относится сразу к двум заповедям — к заповеди освящения праздника и заповеди жить в сукке. Тем не менее нет необходимости повторять это благословение дважды — надо лишь иметь в виду, произнося его, что мы благословляем «Давшего нам дожить» как за то, так и за другое.
Благословение «Заповедавший нам жить в сукке» необходимо произносить каждый раз перед одной из четырнадцати трапез семи дней праздника.
Некоторые из законоучителей считают, кроме того, что следует благословлять «Заповедавшего нам жить в сукке» всякий раз при входе в свою или даже чужую сукку, независимо от того, с какой целью человек в нее зашел.
Другие законоучители говорят, что достаточно благословить «Заповедавшего нам жить в сукке» дважды в день в течение всех семи дней праздника. Поэтому во время утренней трапезы, благословляя «Заповедавшего нам жить в сукке», следует мысленно включить в это благословение все трапезы и другие визиты в сукку на протяжении дня, вплоть до вечерней трапезы, а также мысленно выразить намерение спать в сукке, ибо это — важнейшая часть заповеди. Каждый человек должен вести себя в этом вопросе так, как было принято у его учителей и как поступали его отцы.
Естественно спросить: нам заповедано в течение семи дней есть мацу и в течение семи дней жить в сукке. Почему же мы благословляем «Заповедавшего нам есть мацу» только в первый день праздника Песах, а «Заповедавшего нам жить в сукке» — все семь дней Суккот?
Дело в том, что обязанность есть мацу возложена на нас только в первый день Песаха. Во все остальные дни праздника лишь запрещено есть квасное, и если человек хочет питаться одними фруктами, это его право. Поскольку обязанность есть мацу не распространяется на остальные дни Песаха, мы благословляем «Заповедавшего нам есть мацу» только в первый день праздника.
Однако заповедь жить в сукке охватывает все дни Сукот. Как сказали наши мудрецы, «человек должен устроить в сукке четырнадцать трапез». Существует и еще одно соображение. Заповедь жить в сукке все семь дней включает обязанность ночевать в ней, и едва ли найдется хоть один человек, способный семь дней подряд гнать от себя сон. И поскольку в Торе сказано: «Семь дней сидите в сукке», а человек не в силах не спать столько времени, то Тора как бы говорит: «Все семь дней сидите в сукке», и невозможно возразить: я не собираюсь спать и поэтому могу не жить в сукке. Поэтому мы благословляем «Заповедавшего нам жить в сукке» все семь дней праздника.
Хорошо, если в течение всех семи дней праздника, входя в сукку, человек будет говорить: «Я готов исполнить заповедь Вс-вышнего, заповедавшего нам жить в сукке, как это сказано в Торе: “В сукке сидите семь дней”».
Рав Ицхак Зильбер,
из цикла «Беседы о Торе»
Недельная глава Хаей Сара
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам исполняет завет Творца и идет в незнакомом ему направлении. Ханаан стал отправной точкой для распространения веры в Одного Б-га.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраам хотел достичь совершенства в любви к Ашему
Нахум Пурер,
из цикла «Краткие очерки на тему недельного раздела Торы»
Что общего между контрабандистами и родителями, которые обеспокоены поведением взрослого сына? Истории по теме недельной главы Торы.
Рав Элияу Левин
О кашруте. «Чем это еда заслужила столь пристальное внимание иудаизма?»
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Авраам отделяется от Лота. К нему возвращается пророческая сила. Лота захватывают в плен, и праотец спешит ему на помощь.
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Авраму было уже семьдесят пять лет
Дон Ицхак бен-Иегуда Абарбанель,
из цикла «Избранные комментарии на недельную главу»
Праотец Авраам стал светом, которым Творец удостоил этот мир. Биография праотца в призме слов Торы.
Рав Александр Кац,
из цикла «Хроника поколений»
Сара умирает. Авраам не перестает распространять веру в Б-га и отправляет Ицхака в ешиву.
Батшева Эскин
После недавнего визита президента Израиля Реувена Ривлина в США израильскую и американскую прессу облетела сенсационная фотография, на которой Президент США Джо Байден в Овальном кабинете Белого Дома стоит перед израильским президентом на коленях
Рав Моше Вейсман,
из цикла «Мидраш рассказывает»
Сатан, огорченный тем, что не смог одержать победу ни над Авраамом, ни над Ицхаком, появился теперь перед Сарой.
Рав Йосеф Б. Соловейчик
Мы все члены Завета, который Б-г установил с Авраамом.